Технология «Педагогическая мастерская»
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в
процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить
себя как творец. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай посвоему».
Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик
является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет
цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой
группы (715 учеников) при участии учителямастера, инициирующего поисковый, творческий
характер деятельности учеников.
Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели, находить
наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению
опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.
Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения
заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
Основные этапы мастерской:
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и
мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение
чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать
слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это
может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами.
Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование
информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с
информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то
есть создаётся информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание
микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки,
рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с
деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и
окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На
этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом
темпе для всех групп.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и
учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают
свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение
учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в
проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником
осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение
достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Принципы и правила ведения мастерской:
1. Ценностносмысловое равенство всех участников, включая мастераруководителя.
2. Право каждого участника на ошибку.
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
• право не участвовать на этапе предъявления результата.
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий
процесс.
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
• диалоги участников мастерской
• диалоги отдельных групп
• диалог с самим собой
• диалог с научным или художественным авторитетом.
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в
зависимости от задачи каждого этапа.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастераруководителя как
авторитета на всех этапах мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее
последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному
опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник
движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и
общечеловеческой культуры.
Целевые ориентации
• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно
саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также
закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек
самоценен).
• Научить детей мыслить раскованно, творчески.
Правила и методические приёмы:
1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат).
2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
3. Учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные
сведения или проблемы.
4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы
5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между
группами. Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных технологий обучения, включающая
каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к
имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.
Из существующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским
и проблемным методам обучения, которые опираются на логические противоречия и связи,
творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до
конца творчества и последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются
участниками, и в ней важен сам процесс творчества.
Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя
деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию; … активную учебнопознавательную деятельность
обучающихся; построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Можно сформулировать следующие образовательные цели технологии «Педагогическая
мастерская»:
Ø не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и
самореализации обучающегося;
Ø не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для
конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
Ø не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и
самокоррекции;
Ø не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического
труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество.
Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:
1.
2.
Личность с новым менталитетом – это личность «самостоятельная, социально ответственная
и конструктивно вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и
окружающий мир.
Все способны: каждый ребенок обладает способностями практически ко всем видам
человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием,
изобразительным искусством, музыкой и т.д.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
То есть, Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции
партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Это технология
направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.
Типы мастерских
В настоящее время существует несколько разновидностей творческих мастерских:
Мастерская построения знаний;
Мастерская творческого письма (или просто – письма);
Мастерская построения отношений;
Мастерская самопознания;
Проектная мастерская и др.
Презентация "Педагогическая мастерская"
Презентация "Педагогическая мастерская"
Презентация "Педагогическая мастерская"
Презентация "Педагогическая мастерская"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.