Современные тенденции развития образования выступают основой для формирования системы обучения детей с нарушением интеллекта на основе использования их компенсаторных возможностей и актуализации ресурсов организма.
Потенциал в развитии детей с нарушением интеллекта довольно высок, однако современными средствами обучения и воспитания он раскрывается в недостаточной мере.
Актуальность
Цель исследования – выявить особенности социально-психологических и педагогических воздействий для реабилитации и личностного роста детей с ограниченными возможностями психического здоровья.
Объектом исследования является процесс педагогического и социально-психологического воздействия на детей, имеющих отклонения в психическом здоровье.
Предмет исследования – педагогическое и социально-психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями психического здоровья в образовательном учреждении VIII вида.
Гипотеза
организация коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющих задержку в психическом развитии окажет влияние, если:
учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников и специфику их дефекта
если методически подготовить педагога для организации коррекционно-развивающей работы
если привлекать к коррекционно-развивающей работе родителей младших школьников
.
1. Изучить соответствующую литературу и опыт воспитания детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
2. Выявить сущность и особенности воспитательной и развивающей работы в стенах специфического образовательного учреждения.
3. Представить систему педагогического и социально-психологического вмешательства при легкой степени умственной отсталости детей младшего школьного возраста.
ЗАДАЧИ
I этап – постановочный (2011-2014):
изучение психолого-педагогической литературы;
01.11.2014-30.11.2014. - выбор и осмысление темы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
II этап – собственно-исследовательский (01.12.2-14 – 28.02.2015.):
разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
III этап – интерпретационно-оформительский
(01.03.2015 – 31.03.2015.):
обработка и систематизация материала.
Этапы исследования
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида, города Лобня Московской области.
Общая численность обучающихся 120 человек.
Директор школы – Алексеев Владимир Иванович, Почетный работник общего образования РФ
Исследовательская база
В исследовании принимали участие
Красько Татьяна Владимировна
Егорова Татьяна Сергеевна
педагог-дефектолог, стаж – 12 лет, первая категория
учитель музыки, стаж – 12 лет, высшая категория
Константинова Людмила Александровна
педагог-психолог, стаж – 19 лет, высшая категория
Новикова Татьяна Игоревна
социальный педагог, стаж – 16 лет, первая категория
Сакаева Наталья Витальевна
педагог-логопед, стаж – 11 лет, высшая категория
Родители (законные представители) обучающихся
Цель методики: определить уровень развития тонкой моторики ребенка, уровень автоматизации навыков графической деятельности, а также развития произвольности регуляции движений.
Диагностика развития тонкой моторики(методика С.П. Сосниной)
- Рисование кистью, пальцем, зубной щёткой, приемами «печатания» и т.д.
- Лепка из семян яблок, дынь, арбуза, кабачков, гороха камешков, ракушек и т.д.
- Аппликация (мозаичная, обрыванием).
Методические рекомендации по организации и совершентствованию коррекционо-развивающей работы
По итогам проведения практического исследования была достигнута поставленная цель, выдвинутая гипотеза исследования – подтвердилась:
- организация коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, на самом деле, оказывает влияние на развитие тонкой моторики у школьников с умственной отсталостью;
– осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме и разработана система социально-психологических и педагогических условий для реабилитации и личностного роста детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.