Презентация педагогического опыта
Оценка 4.9

Презентация педагогического опыта

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
Взрослым
19.03.2018
Презентация педагогического опыта
Речь в материале идет о речевой культуре будущего выпускника, как основе социализации в обществе и на производстве. Через проектно - исследовательскую деятельность противоречия в языковой культуре обучающегося, общества в целом. Были определены основные направления в работе, которые позволили спрогнозировать обучающихся в плане совершенствования речевой культуры.
педпроект.docx
Системно – деятельный подход в формирование речевой культуры обучающегося в  преподавании русского языка. Ковалева Ирина Владимировна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ РО ЗСХТ Презентация педагогического опыта Возрастающий   интерес   и     повышенные   требования   к   форме   речи знаменуют   собой   новый   этап   в   культурном   развитии   нашего   общества. Учебное   заведение   –   один   из   основных   каналов   воздействия   на   речевую практику обучающихся. В   этих   условиях   приобретает   особую   актуальность   опыт   работы   по   на   основе теме:  «Формирование   речевой   культуры   обучающихся   системно ­ деятельного подхода к преподаванию русского языка». В   ходе   работы   над   данной   темой   мною   были   выявлены   противоречия:   следующие  между   недостаточным   уровнем   развития   речевой   культуры обучающихся и возросшей потребностью в правильной и красивой речи как важнейшем средстве успешной самореализации личности;  между ограниченным тематическим наполнением курса русского языка по   изучению   нормативного   и   коммуникативного   аспектов   культуры речи   и   высокими   требованиями   к   соблюдению   норм   современного литературного   языка     в   содержании   Единого   государственного экзамена;  между   стремлением   эффективно   строить   работу   по   изучению   этой области знаний и недостаточностью научно­методического обеспечения данного вопроса.    лингвистической,   коммуникативной, Выявленные противоречия позволили определить основную  проблему  моей проектно ­ исследовательской деятельности – развитие и совершенствование языковой,   культуроведческой компетенций   в   целях   повышения   уровня   речевой   культуры   обучающихся. «Оздоровление»   речи   обучающихся,   определение   путей   и   способов   её обогащения   и   совершенствования   –   ведущая  идея  моего   педагогического опыта.  Цель  –   сформированность   высокой   речевой   культуры,   позитивной коммуникативности,   способности   к   речевому   самосовершенствованию каждого выпускника .  Для достижения данной цели я определила следующие задачи:   повышение собственной профессиональной компетентности;  1  создание   условий   для   полноценного   и   грамотного   использования студентами богатых ресурсов родного языка;  развитие   у   обучающихся   умения   контролировать   и   корректировать собственную речь;  научно­методическое   обеспечение   процесса   повышения   речевой культуры  выпускника. Реализацию основных идей технологии рассмотрим на примере одной группы. Период наблюдений за динамикой развития обучающихся – 2 года (4,24 группы).       Дать   исчерпывающую   оценку   уровня   сформированности     речевой культуры обучающихся непросто. Начинаю свою работу с анализа текущей и итоговой   успеваемости   за   предыдущий   год   обучения.   В   октябре   провожу контрольную   диагностическую   работу   по   орфоэпии,   тестирование   по   теме «Языковые   нормы»,   даю   обучающимся   задание   подготовить   публичное выступление   по   самостоятельно   выбранной   теме.   Оно   должно   быть рассчитано  не  более   чем  на 5  минут,  в  качестве     слушателей    выступают одногруппники.   Диагностические   работы   показали   недостаточный   уровень   владения   языковыми нормами: 32,7% обучающихся допустили орфоэпические ошибки; 28% нарушили лексические нормы; 20.9%­ морфологические нормы, 17,7 – синтаксические   нормы.   Анализ   устных   выступлений   выявил   отдельные ошибки   в   выборе   речевой   тактики,   а   также   в   выборе   языковых   средств, адекватных характеру речевой ситуации. «Замер»   реального   уровня   речевой   культуры   студентов   позволил спрогнозировать развитие обучающихся в плане совершенствования речевой культуры. Были определены основные направления работы:  усвоение языковых норм;  обогащение словарного запаса обучающихся;  изучение выразительных возможностей слова;  формирование коммуникативных умений и навыков;  формирование культуры общения.   Основные идеи технологии:  углубление   знаний   о   языке   и   совершенствование   на   этой   основе речевой культуры обучающихся; 2  вооружение   выпускников   ясным   представлением   об   основных критериях хорошей речи;  использование богатейшего потенциала художественной литературы, способствующей речевому совершенствованию обучающихся;  усиленное внимание к этическому аспекту культуры речи;  развитие   потребности   в   речевом   самосовершенствовании,   в творческом самовыражении.         Целенаправленная   работа,   которая   велась   в   течение   двух   лет, позволила достичь определенных положительных результатов в развитии речевой культуры обучающихся.       Повторное   тестирование   показало,   что   вырос   уровень   владения орфоэпическими   нормами   на   6,1%,   лексическими   ­   на   19%, морфологическими ­ на  8,2%, синтаксическими ­ на 6,8%.   Повысилась   творческая   активность   обучающихся.   Они   выступили организаторами   многочисленных   мероприятий,   трое   из   них   стали победителями и призерами районных конкурсов.        Двухгодичная   работа   высветила   основные   проблемы   и   позволила спланировать деятельность в других группах с учетом полученного опыта.       Я   пришла   к   выводу,   что   приоритетным   должен   стать   системно   ­ деятельный подход к формированию речевой культуры обучающихся. Представление системы учебных занятий  В календарно­тематическом планировании есть уроки, которые прямо связаны   с   изучением   вопросов   культуры   речи:   «Виды   норм   русского литературного   языка»,   «Основные   аспекты   культуры   речи», «Изобразительно – выразительные средства фонетики, лексики» и другие. Но   удельный   вес   этих   уроков   таков,   что   он   не   позволяет   решить   всех проблем.Опыт показывает, что на каждом уроке надо отводить время на работу   по   культуре   речи,   в   противном   случае   хороших   результатов добиться   трудно.   Это   могут   быть   информационные   «пятиминутки»   с теоретическими   выкладками,   упражнения   самого   различного   характера, орфоэпическое   скандирование,   обращение   к   словарю,   творческие миниатюры,   этюды,   редакторская   правка,   тематические   тесты. Предварительная диагностика подсказывает актуальность того или иного вида работы. Кроме того, они вытекают из подбора текстового материала 3 учебника, из допущенных в письменных работах и устных ответах ошибок, из анализа результатов участия в олимпиадах, внеклассных мероприятиях.       Методическую   основу   работы   по   культуре   речи   определяет необходимость воспитания у обучающихся умения слушать и слышать, то есть   умения   воспринимать   чужую   речь,   отмечая   в   ней   достоинства   и погрешности.   Острота   речевого   слуха   и   умение   анализировать   речь   – верная   основа   для   критического   отношения   говорящего   к   собственной речи.   что   формирование   речевой   культуры осуществляется     в   первую   очередь     с   помощью   методов   наблюдения, анализа языковых явлений и самостоятельной работы студентов.    Отсюда   следует,   Я   представлю   несколько   приёмов   работы,   которые   охватывают нормативный,   коммуникативный,   этический   аспекты   культуры   речи   и позволяют формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.   Самые заметные ошибки в устной речи – орфоэпические. Они требуют к   себе   пристального   внимания,   поэтому   задания   по   орфоэпии   всегда включаются в ежеурочные разминки. Известно, что обучающиеся не умеют, да   и   не   любят   совершенствовать   написанный   текст.   А   от   развития способности критически оценивать свою речь, редактировать её во многом зависит успех работы по повышению речевой культуры.   Кроме        орфоэпической   разминки,   редакторской   правки,   будут предложены   для   учебного   занятия   сочинения   «по   восприятию», использование   образца   художественного   текста,   прием   сравнения   и творческое задание по составлению собственного текста.   4 Проведение имитационной игры 1. Слушателям   дается   небольшая   контрольная   диагностическая работа по орфоэпии. Участникам предлагается либо прочитать её про себя и назвать слова, произношение которых они хотели бы уточнить; либо принять участие  в ролевой игре «Диктор».                                  Контрольная работа Скучно сидеть без дела. В бассейн начала поступать вода. Проливной дождь   не   дал   возможности   сходить   в   магазин.   Нужно   было   повторить алфавит.   Свеклу   убирала   молодежь   авиазавода.   Эти   сапоги   красивее   и удобнее.   Мусоропровод   был   вовремя   исправлен.   Новая   программа   была принята и утверждена за короткий срок. Все должны отличать тире от дефиса. К сожалению, кухонный нож затупился. Щавель продали мне за пятак. Анна Николаевна   и   Александр   Александрович   пришли   позже.  Договор   облегчит товарообмен   между   обеими   странами.   Не   балуйся!   Энергия   иссякла.   В километре   от   нашего   дома   построен   магазин   «Кулинария».   Газ   поражает органы дыхания. Орган – музыкальный инструмент. Комбайнеры сели сегодня за   штурвалы   своих   агрегатов.   Односоставные   и   двусоставные   простые предложения   изучаются   в   восьмом   классе.   Задание   первого   квартала выполнено.   Мы   позвоним   вам   завтра.   Принято   решение   премировать отличившихся.   Он   принял   подарок   с благодарностью. Наша цель близка. Ответы верны. Одновременно прозвучал громкий выстрел.   Комиссия   создана   вчера. Исходя   из   возникших   затруднений   выбираются   слова   для орфоэпической   разминки   –   скандирования   (каждое   слово   произносится   не менее трех раз). 5 2. Редакторская правка.       Пушкинская правка ­ образец взыскательного отношения к собственному слову. Подумайте, почему А.С. Пушкин предпочел один вариант другому?   «Метель» 1).  В одну минуту дорогу занесло снегом. 2).  В одну минуту занесло дорогу сугробами. 3).  В одну минуту занесло дорогу. И окончательный вариант:        4). В одну минуту дорогу занесло. Гениальный поэт показывает нам, как одновременно просто и трудно найти единственно верное решение речевой проблемы.      Отредактируйте предложения: Я   заранее   предчувствовал   неудачу.   Главным   качеством   его   была благородность   поведения.   Он   подтверждает   о   том,   что   обещал   раньше. Окончив   словесный   факультет,   ему   было   двадцать   лет.   Он   взял   в   руки несколько прутий. Свыше пятиста тридцати книг подарили шефы школьной библиотеке. 3.  Художественная   литература   всегда   была   и   остается   школой мастерства. Причем писать хорошо и многословно,   витиевато ­  совсем   не одно и то же. Помните, как Гомер описывал красоту Елены? «Когда Елена вошла,   увидев   ее   красоту,   старцы   встали».   Простые   слова,   но   каждый чувствует силу красоты, перед которой встали старцы.  Произведение,   воспринятое   лишь   как   «содержание»,   не   доставит     наслаждения, не утолит жажды сердца. Чтобы совершенствовать собственную речь, важно научиться оценивать форму.  Напишем небольшое сочинение  «по восприятию». Я читаю стихи   В.   Солоухина,   а   вы   запишите   возникающие   вопросы,   мысли,   отметьте поразившие   вас   детали,   художественное   своеобразие.   Какое   настроение рождают эти строки? Чем оно вызвано? Выпишите наиболее понравившиеся вам слова и выражения.    6 ­ Здравствуйте! –  Что особого мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья  прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Предлагается   прочитать   написанные   мини   ­   сочинения.   Все   слушали   один текст, а какое разнообразие впечатлений и мыслей! И это является отправной точкой для дальнейшей работы учителя. Вместе ищем ответ на вопрос, в чем же заключается сила слова. 4.  Прием сравнения  помогает выбрать правильную речевую тактику. Он одинаково учит как на положительном, так и на отрицательном примере. Перед вами текст поздравления: «Дорогая бабушка, поздравляю тебя с      праздником, желаю всего хорошего». А   вот   так   начинаются   многие   письма   Петра  I  жене   Екатерине Алексеевне: «Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!»   Что   вам   хочется   сказать   по   поводу   этих   образцов   эпистолярного       жанра? 5. Попробуйте составить текст поздравления близким вам людям. Легко ли вам было его писать? Довольны ли вы тем, какими получились ваши поздравления?  Чтобы правильно оценивать своё речевое поведение, необходимо помнить о том, что «зорко одно лишь сердце». Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.      Мне очень хочется, чтобы сейчас каждый из нас задал себе вопрос: «Когда и кого я в последний раз утешил, вдохновил, вылечил словом?» 7 Если ответ неутешительный, еще не поздно исправить ситуацию.                                                      Моделирование            Присутствующим предлагается сконструировать собственную модель правил в режиме презентуемой технологии, как поиск ответа на вопрос: « Чем же обусловлен успех выступления?»           Далее идет обсуждение предложенных моделей учебного занятия                                                      Рефлексия 1. Эффективными   ли, на ваш  взгляд,  являются  использованные  приемы при построении вашей речи ? 2. Можете ли вы выстроить своеобразную градацию данных приемов по их значимости?    8 Учителя русского языка и литературы  Марины Геннадьевны Никитенко                                                                      Образование:       Стаж работы: 4,5 года Тема проекта: «Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы» 2013 год Актуальность. Речь детей часто бедна просто потому, что они не стремятся  говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из нас  не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации 9 в   устной   и   письменной   форме,   выражать   свои   эмоции   разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у абсолютного большинства людей, выражаясь словами К. Чуковского, «мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья». Боевики,   детективы,   кровь,   насилие   с   экранов   телевизоров,   «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не с установлением табу, а с поиском   действительно   эффективных   путей   по   формированию   языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества. Сегодня   как   никогда   для   педагога   особенно   важно   пробудить   интерес   к звучащему слову, научить детей почувствовать истинный вкус и назначение. Несомненно,   процесс   этот   длительный   и   кропотливый,   требующий определённой   организации,   системы,   методической   смекалки   и   выдумки, практического опыта.  На   уроках   русского   языка   и   не   только,   надо   научить   ребят   пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.   Таким образом, цель проекта: развитие устной и письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) Изучить и проанализировать литературу и практический опыт  по данной теме. 2) Развивать интерес к своему предмету. 3) Активизировать   самостоятельную   познавательную   деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся. 4) Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи,   ориентируясь   при   этом   на   реальные   задачи,   которые предстоит решать ученикам в жизни. 5) Обучать детей умению  правильно  воспринимать  чужой текст  и создавать свой. 10 Объект исследования:образовательный процесс  Предмет исследования: речевая культура учащихся 5­6 классов Этапы реализации проекта Подготовительный :Сентябрь 2012 – Октябрь 2012 Изучение материалов по теме проекта. Основной:              Октябрь 2012 –октябрь 2016 Использование   на   уроках   заданий,   упражнений,   способствующих развитию   связной   речи   учащихся;продолжение   изучения методической литературы по теме. Заключительный    :Октябрь 2016 – декабрь 2016 Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта. Работа   по   развитию   речи   включает   в   себя   формирование   навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся(умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги,   определять   границы   предложений,   повышать   и   понижать   голос, убыстрять темп речи). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.  Формирование навыков устной и письменной речи ведётся на уроке, после уроков и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся. В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно­ ориентированное и дифференцированное обучение. Всё это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться. Также одним из разделов работы по развитию речи учащихся является работа над   изобразительными   средствами   языка   ­   эпитетами,   метафорами, олицетворениями   и   др.   Особую   роль   в   этом   процессе   играет   изучение изобразительных   средств   речи,  которые   выступают   и   как   способ   познания 11 нового,   и   как   форма   осмысления   окружающей   действительности,   и   как логическая модель построения языковых структур.            Необходимо научить ребенка выражать словами все красивое, что он увидит, передать свое восприятие и видение мира. Важно показать детям, что наш   родной   язык   ­   это   не   только   правила,   грамматические   формы, орфограммы.   Но   прежде   всего   Слово,   которое   рассматривается   со   всех сторон: эстетической, грамматической, семантической. Текст   –   это   основа   создания   на   уроках   русского   языка   развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.   Работа   с   текстом   должна   превратиться   в   полилог,   активным   участником которого станет каждый ученик.  Создание   на   уроке   русского   языка   атмосферы   совместной   творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с   текстом.   Постепенно   она   приобретает   исследовательский   характер,   что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформу­ лированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от   урока   к   уроку   они   должны   убеждаться   в   том,   что   исследование особенностей   употребления   языковых   средств   в   тексте   как   речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора. Поэтому я  стараюсь  подбирать  задания на  основе  текста. В  свою  работу  включаю  следующие  виды  работ:      опорой.    1)Работа      зрительной        со    Виды  работ  со  зрительной  опорой:   а) устный  диалог; б) устный  рассказ;  в) письменный  рассказ . 2. Творческие      работы (сочинения) на  основе личных  впечатлений:      ­   читательские;    ­   жизненные;    ­   фантазийные 3.      Устные        дискуссии.       Основная цель этой работы – научить  слушать и  слышать,  формулировать  свои  мысли  и  аргументировать их. 4. Устная или        письменная газета. 5. Языковые игры: 12 ­   «Корректор» ­   «Вставь слово»  ­   Продолжи рассказ  по  его  началу… ­  Собери  текст. ­  Распространи  предложение. ­  Найти «третье  лишнее»   и др. 6.  Минутки        поэзии       7.  Мини­изложения, мини­сочинения. 8. Творческие      диктанты  на  основе  картин.     9. Почему так, а не      иначе.   10.Пересказ художественного        текста        от       лица        героя. 11.Сообщения . Форма  работы – групповая,  в  парах,  индивидуальная. 12.Сочинение­миниатюра   –  такой   тип   упражнений,   который   таит   в   себе неограниченные   возможности   для   развития   речи.   Научившись   писать миниатюры (что само по себе дело сложное!), ученик спокойнее подойдет  и к большим   работам.   Дети,   надо   сказать,   охотнее   пишут   именно   небольшие работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои открытия, пусть маленькие, но открытия.  « Дети, постарайтесь отразить свое, неповторимое видение березки, неба, весеннего цветка…» ­ обращаюсь я к ребятам. Ксочинению­миниатюре   учащихся   нужно   готовить.   Использую   несколько приемов при подготовке учащихся к  написанию небольшой творческой работы. Один прием: первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй шаг – пишем свои этюды. Фрагмент урока русского языка в 5 классе. 13 Первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй   ­ пишем свои   миниатюры.   Сначала   слушаем   стихотворения   А.С.   Пушкина,   Я.П. Полонского,   А.Н.   Майкова,   С.   Маршака,   Е.   Стюарт   о   весенних   цветах.   Как удивительно тонко видят мир поэты, как чутко они воспринимают все, что нас окружает!   Взволнованные   поэтическими   образами   мастеров   русского художественного слова, дети пишут свои этюды… Одуванчик – это солнце для нас. Его яркие желтые лепестки согревают наши сердца. А потом желтая головка одуванчика превращается в седую, пушистую – и нет солнышка.(Бухмиллер Рита) Ландыши   –   самые   красивые   весенние   цветы.   На   очень   тоненьком стебельке  много­много маленьких бубенчиков. Эти бубенчики белые, как снег, А   если   вдруг   холодно,   то   этот   нежный   красивый   цветок   защитят   его листочки. Листочки у ландыша темно­зеленого цвета, длинные и широкие. Совсем как зонтик, который закрывает цветок от ветров.  (Подобная Анна) Еще один прием использую в работе с текстом. Записываем начало текста –продолжение пишут учащиеся.  Например,  записываем  начало   микротекста   из  рассказа   Тургенева  «Лес и степь». А между тем заря разгорается, вот уже золотые полосы протянулись по небу… Свежо, весело, любо!» Задание: «Продолжить составление текста  с использованием частиц». «Вот   запела   малиновка.     Что   за   голосок   у   нее!   К   ней   присоединился соловей  и запел так чудесно, мягко! Куда   ни   пойдешь,   всюду   светит   уже   поднявшееся   яркое   солнце   и согревает все своим теплом после прохладной ночи. Какая красота! 14 Задание:  «Вставь  слово» (Гончарова Вика) А   жаворонок   все   пел,   поднимаясь   выше   и   выше.   (Какое?)   …  солнце  осветило его, и теперь  он  уже  казался  с  земли  не (какой?)…   птичкой,  а  (какой?) …звездочкой,  вторым  (каким?) … солнышком,  рожденным  самой  землей.                     Такие   же   существительное» и др. задания   разработаны   по   теме   «Глагол»,   «Имя Вот какой текст получился у ребят. А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое  солнце осветило его, и теперь   он   уже   казался   с   земли   не  серенькой    птичкой,   а   золотой звездочкой,  вторым  крохотным  солнышком,  рожденным  самой  землей    Задание.        «Редактирование текста».  Выпал   первый   снег.   Лес и теперь   хорош. На   березах   еще   были   желтые  листья.   Ели   и   сосны   были   зеленее,   чем   летом.   Сухая   осенняя   трава  выглядывала  из­под  снега  желтой  щеткой.  Мертвая  тишина  была  кругом.  Была  прозрачная  вода  в  озере.  Ключ.    (Выпал   первый   снег.   Лес   и   теперь   хорош.   На   березах   еще  оставались   желтые   листья.   Ели   и   сосны   казались   зеленее,   чем  летом.   Сухая   осенняя   трава   выглядывала   из­под   снега   желтой  щеткой. Мертвая  тишина  царила  кругом. Потемнела  прозрачная  вода  в  озере.)                                                    Задание.  Составь рассказ  по  его  началу… 1.Собака громко лаяла. Перед  ней  сидел  котенок. Он  широко  раскрыл  рот  и  жалобно мяукал…  2. Кот  Васька  и  старик  часто  рыбачили. Старик  удил  рыбу.  Васька  сидел  рядом.  Однажды…  На  уроках  русского  языка  использую  «Минутки поэзии».  Предлагаю  ребятам  рифмы,  а они  пробуют  составить  двустишия.  …. бежит,                        Например:  Серый волчище  быстро  бежит, …  дрожит.                                           Заинька  белый  сильно  дрожит. 15 Звонкий ручеек  бежит,                                                                 Вода, как стеклышко, дрожит.                                                                  Лисица  по  лесу  бежит,                                                                 А заяц  под  кустом  дрожит.  «Минутки поэзии»   помогают   развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают  интерес  к  учебе.  На   доске   записываю   четверостишие   с   пропусками и   прошу   ребят  восстановить  текст. Скрипит мороз.  Сердит  мороз. И  снег, ( сухой)  и ( колкий) .     И вяз  озяб,  и  дуб  замерз Насквозь  продрогли  елки.    (Т.Волжина.)   Осень.  Обсыпается  весь  наш (бедный) сад, Листья  (пожелтелые)  по  ветру  летят. Лишь  вдали  красуются, там  на дне  долин, Кисти (ярко­красные) вяжущих  рябин.  Сочинения­миниатюры. Используя   данную   ниже   лексику,   написать   миниатюру   о   дожде   по  вариантам :          ­ летний дождь,          ­осенний дождь,         ­ весенний дождь. Шумит,  звенит,  шуршит по  листьям, идет,  капает,  моросит,  накрапывает, льет,   льется как из ведра,   хлещет,   стучит,   барабанит,   струится,   стекает, зачастит, хлынет,  зарядит,  сеет  как из сита,  прыгает,  пляшет. 16 Промежуточные результаты. Если   говорить   о   промежуточных   результатах   по   данному   направлению работы, то результаты следующие: Результаты работ по развитию речи учащихся за 2 года 60% 50% 40% 30% 20% 10% 2011-2012 год 2012-2013 год 0% 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Результаты работ по развитию речи 17 Шмика Владимира за 2 года 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2011-2012 год 2012-2013 год 18 Диаграмма совершенствования монологической речи учащихся 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% Монологическая речь 2011-2012 год 2012-2013 год Диаграмма развития творческих способностей учащихся 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Творческие способности 2011-2012 год 2012-2013 год Сравнив результаты работ по развитию речи учащихся, я сделала вывод, что положительная   динамика   роста   прослеживается.  Систематическое использование   различных   методических   приемов   позволяет   развивать   речь учащихся.   Ребята   не   боятся   высказывать   свое   мнение,   стараются   его 19 отстаивать,   пытаются   доказать   свою   точку   зрения.   Они   составляют высказывания,   создают   творческие   работы   с   использованием   различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование   речевых   навыков   способствует   успешной   учебе. Возрастает   активность   учащихся.   Они   с   удовольствием   выступают   на различных конкурсах, участвуют в олимпиадах.  Результат опроса  учащихся 5­6 классов Задаваемые вопросы 1.Что   такое   речевая культура?   Для   чего   нужно речевую   2. развивать культуру? Ответы учащихся 1. Правильная и грамотная речь(7). 2.Умение красиво говорить(3). 3.Большой словарный запас(2). 4.Культура речи (1). 5.Умение правильно говорить(4). Чтобы ясно и понятно выражать свои мысли.(6) Иметь большой словарный запас(3). Чтобы успешно сдать экзамены(2). Чтобы быть умным(2). Чтобы уметь правильно писать сочинения(3). Чтобы речь не была однообразной(1). Цель   уроков   развития   речи   –   сформировать   у   учащихся   способность   к самовыражению   в   речи,   потребность   в   практическом   владении   навыками аргументированной,   ясной,   выразительной   речи,   выработать   уважительное отношение   к   слову,   бережное   с   ним   обращение,   наконец,   потребность   в разнообразных знаниях, в постоянном их пополнении. Каждый урок русского языка   –   это   не   только   реализация,   но   и   поиск   резервов   развития   речи   и способностей учащихся. Я нахожусь на основном этапе реализации своего проекта, поэтому работу над ним буду продолжать. Индивидуальный план самообразования  на 2013­2014 учебный год  Основные направления Действия мероприятия   и  Дата реализаци Форма Оценк 20 Профессионал ьное 1.  Изучение методической литературы, подготовка УМК   по   предметам, составление   программ    по  математике для  5 класса,   по   алгебре   и геометрии для 9 класса.  2. Подготовка УМК по элективным   курсам, инд. занятиям  3.Повышение квалификации    учителя   по   введению ФГО Психолого­ педагогические Совершенствовать   свои   знания в образовательной области:   изучать   литературу   по теме "Активизация познавательной деятельности   учащихся и повышение эффективности   урока",   и   август реализации Составление документа а                       август Составление документа         ноябрь     ноябрь       курсы повышения квалификац ии     Выступлени е на заседании МО (обмен опытом) 21 "Формирование   ИКТ (информационно – коммуникативные компетентности школьников" «Личностно­ ориентированный подход в обучении» ) и   Методические 1.Совершенствовать знания   современного содержания образования учащихся.   с 2.Знакомиться новыми   формами, методами   и   приёмами обучения.  3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать   участие   в научно­практических конференциях(школа   , город),   дистанционной олимпиаде педагогических работников,    всероссийской олимпиаде   школьников «Кенгуру» 4.Подготовка  учащихся к   олимпиадам   по математике 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы,   города,   края через Интернет. В течение года         Март     февраль  январь   октябрь, ноябрь   В течение года       Изучение литературы, посещение уроков   Методическ ий совет         Внеурочная деятельност ь           Внеурочная деятельност 22 6.   Посещать   уроки коллег и участвовать в обмене опытом.   Проводить 7.   самоанализ профессиональной деятельности.   8. Создать собственную базу   лучших   сценариев уроков,   интересных приемов   и   находок   на уроке.     9. Проводить открытые уроки   для   коллег   по работе, учителей рйона.   в   Выступать   12. с докладами, с творческим отчётом  на тему«Использование инновационных технологий образовательном процессе для повышения мотивации к предмету   и   качества образования» на заседаниях   ШМО,   с отчетом   деятельности учителей МО.       Ноябрь Апрель май   ь       В течение года Анализ уроков         Ноябрь, март         Сентябрь, октябрь, декабрь, январь, март, май       Составление методическ ого паспорта             Система разработок в   печатном и электронно м виде     23 Декада математики, физики   и информатик и             Выступлени е с докладом   Открытый урок           Разработки программ, уроков, внеклассных мероприяти 24 Информацион но­ технологическ ие технологии 1.Изучать   ИКТ   и внедрять   их   в   учебный процесс.  В течение года 2.Обзор   в   Интернете по информации  математики и педагогики     Пополнять   3. материалами  персональный сайт   4..Создать электронную почту   для   контакта   с единомышленниками         ежемесяч но й сентябрь Охрана здоровья Внедрять   образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. в В течение года                                     Мастер­класс Учитель…   Школа…   Начало   начал,   обновление   мира.     Здесь   истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры ­ всё   начинается   здесь.   Какими   сумеешь   вырастить   и   воспитать   их?   Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах? Я   часто   общаюсь   на   форумах   с   коллегами   о   том,   что   касается интегрированных   уроков.   Иногда   попадаются   такие   вещи,   мимо   которых пройти   просто   невозможно   (например,   урок   литературы   и   ИКТ, посвященный 200­летию со дня рождения Тютчева) Современные родители часто предъявляют претензии школе, в том числе и в том, что наши нынешние выпускники оторваны от реалий жизни. Мы задали родителям вопрос : В чем вы видите смысл образования? (выбрать не более двух   вариантов   ответа)   1.   познание,   понимание   окружающей   жизни   2. развитие способностей ребенка, 3. познание основ наук (изучение предметов базового уровня), 4. подготовка к получению профессии, 5. подготовка к самостоятельной   жизни,   6.   самопознание   и   самосовершенствование,   7. подготовка к поступлению в вуз 25 Современный урок – это прежде всего не урок, а объединяющая конструкция. Мотивирующим началом такого урока является такой прием, при котором я предлагаю   детям   несколько   формулировок   тем,   при   этом   не   меняю произведение, а лишь расставляю акценты. Мне необходимо выслушать их, чтобы понять, как они видят эту проблему. Так урок получает свое ИМЯ! Я прошу вас сейчас проголосовать и выбрать одну из тем. Так случается, то, что хотят и видеть дети не всегда совпадает с нашим видением проблемы. Я всегда ориентируюсь на то, что волнует детей.  Знаю, что многие ученики чувствуют себя увереннее, когда я привлекаю их к работе на уроке, исходя из их знаний по другим предметам. Например, урок по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» в 9 классе. Предлагаю   на   выбор   три   формулировки   темы:   «Дар   напрасный?   Дар случайный?», «Нет! Не могу противиться я доле судьбе своей!» Что вы услышали в этой теме? Можно сказать, что это крик души? Сальери понимает, на что замахнулся? Почему же побеждает низменное?  Здесь   необходимо   привлечь   психолога,   который   предостерегает   детей   от категоричности   суждений,   наводит   их   на   размышления   о   природе человеческих поступков. Дети,   посещающие   элективный   курс   по   астрономии,   рассказывают   о   том, какие   гороскопы   были   у   Моцарта   и   Сальери,   о   предрасположенности   их характеров. На   уроках   литературы   невозможно   обойтись   без   характеристики   образа персонажа,   включающей   в   себя   много   составляющих.   Это   объемный   и кропотливый   труд,   но   расставить   правильные   акценты   позволяет   прием построчного рисования образа­персонажа. Такой прием помогает увидеть суть проблемы.  Помогают   в   этом   художественные   средства   выразительности.  В данном случае, к примеру, эпитеты и антитеза. Используя знания в области живописи, дома дети выполняют задание (каким они видят Моцарта и Сальери, используя технику…) Можно сравнить с подобным заданием по стихотворению Пушкина «Узник» (6 класс) 26 Моя цель на КАЖДОМ уроке не дать готовый ответ на вопрос, а заставить задуматься! Я считаю, что если после разговора о таких произведениях, как «Маленький Мук», «Уроки французского» и других, дети скажут, что мы не имеем права судить героев, потому что сами не были в такой ситуации, такой урок достиг св 27

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта

Презентация педагогического опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018