Данная презентация подготовлена к первому уроку по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Она помогает учащимся понять обстановку, в которой происходят события произведения, проследить особенности описания города, оценить его влияние на главного героя и воспринять Петербург в качестве соучастника преступления.
«Маршрут» Раскольникова
1. Местоположение и расположение
жилища Раскольникова.
2.Улицы, атмосфера.
3. Район Сенной площади.
4.Распивочные.
5. Квартира Мармеладовых.
6. Сцена на К-м бульваре.
7. Раскольников на мосту.
8. Панорама «другого» города.
9. Снова район Сенной.
Что чуждо героям
Достоевского в этом городе?
«...необъяснимым холодом веяло на
него...от этой великолепной панорамы:
духом немым и глухим была полна для
него эта пышная картина»
Дом старухи -
процентщицы
Метафизическая сторона
Города
ГОРО
Д
«соавтор»
преступления
среда, в которой все
священных преданий
помутилось и
не существует
Цвет города
Жара, духота накаляют атмосферу, закатное
солнце освещает все закоулки желтым
цветом.
Комната, мебель
старухи, ее
«пожелтелая
кацавейка»
Соня живет по
«желтому билету»
Бледно – желтое
лицо Мармеладова
«Желтый стакан,
наполненный желтою
водою» подают герою в
полицейском участке
«Ярко – желтые
домишки» на
Петровском острове
мира
внешнего
Желтый цвет
каморке»
«желтой
живущего в
героя,
характер
Желчный
Поэтический словоряд
романа
ЖАРА
ЖЕЛТЫЙ
ЖЕЛЧНЫ
Й
ЖУТКИЙ
ЖАЛКИЙ
В метафизике города идея преступления
героя сопряжена с лестницами и порогами
и спуски
Подъемы
Пороги
•это надежды и отчаяние
• это не только физические действия, но и взлеты
и падения души
любовь и ненависть.
•то, что разделяет добро и зло, правду и ложь,
•можно переступить
переносном смысле.
героев – на порогах в прямом и
•Самое напряженное состояние
Петербург Раскольникова
-
это замкнутое пространство вокруг
Сенной площади при редких выходах
за ее пределы
«сия великолепная и
многочисленными памятниками
украшенная столица»
Сам Петербург находится «на границе
бытия и небытия, реальности и
фантасмагории... и он – на пороге» (М.
М. Бахтин)
Домашнее задание:
1. Перечитать страницы романа,
связанные с семьей Мармеладовых.
2. Анализ портретной характеристики
3. Комментированный пересказ его
Мармеладова.
исповеди.
4. Рассказ о том, как создалось
«случайное семейство» и как живут
Мармеладовы.
5. Кто же Мармеладов – «бедняк» или
«нищий»?