Презентация по анализу стихотворения "Зимнее утро"

Презентация по анализу стихотворения "Зимнее утро"

Медиа
Презентации учебные
ppt
Русская литература
6 кл
13.03.2017
Цель урока продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, выявить своеобразие пейзажной лирики поэта; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста. В презентации представлен большой ассоциативный ряд из иллюстраций, который поможет учащимся проникнуться атмосферой стихотворения. Вопросы для беседы направлены на осмысление художественного своеобразия поэтического текста великого поэтаПрезентация к уроку литературы по теме "Зимнее утро"
зимнее утро.ppt
Урок по литературе для 6 класса Урок по литературе для 6 класса Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Н.В.Еремина Н.В.Еремина
Тема урока: «Анализ Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина» утро» А.С.Пушкина» Цели урока: Цели урока: Продолжить знакомство с лирикой  Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, А.С.Пушкина, Выявить своеобразие пейзажной  Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта; лирики поэта; Совершенствовать навыки анализа  Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста стихотворного текста
Представьте, что сейчас зима. Представьте, что сейчас зима. Попробуйте в нескольких Попробуйте в нескольких предложениях описать это предложениях описать это время года, а поможет вам в время года, а поможет вам в этом следующий слайд. этом следующий слайд.
А.С.Пушкин «Зимнее А.С.Пушкин «Зимнее утро» утро»
Работа со словом: Работа со словом: Подберите синонимы. Подберите синонимы. Наслаждение Наслаждение Взгляд Взгляд Вчера Вчера Сейчас Сейчас Освещена Освещена Приказать Приказать Запрячь Запрячь Отдадимся Отдадимся НегаНега Взор Взор Вечор Вечор Нынче Нынче Озарена Озарена Велеть Велеть Запречь Запречь Предадимся Предадимся
Беседа по вопросам: Беседа по вопросам: Что описывает поэт? Что описывает поэт? (утро, лес, небо, снег) (утро, лес, небо, снег) С какой целью он использует С какой целью он использует контрастное описание природы? контрастное описание природы? ((он хочет подчеркнуть он хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра великолепие зимнего утра по сравнению со вчерашней бурей) по сравнению со вчерашней бурей)
Выразительно прочитайте Выразительно прочитайте первую строфу первую строфу стихотворения стихотворения Мороз и солнце; день Мороз и солнце; день чудесный! чудесный! Еще ты дремлешь, Еще ты дремлешь, друг прелестный - друг прелестный - Пора, красавица, Пора, красавица, проснись: проснись: Открой сомкнуты Открой сомкнуты негой взоры негой взоры Навстречу северной Навстречу северной Авроры, Авроры, Звездою севера явись! Звездою севера явись! К.А.Саврасов «Зима» К.А.Саврасов «Зима»
Какое настроение создается в Какое настроение создается в первой строфе? С помощью первой строфе? С помощью каких средств? каких средств? Лексика первой Лексика первой строфы: «мороз», строфы: «мороз», «солнце», «день «солнце», «день чудесный» - создает чудесный» - создает настроение радости, настроение радости, бодрости, восхищения бодрости, восхищения природой. природой. С.Ю.Жуковский «Зима» С.Ю.Жуковский «Зима»
Выразительно прочитайте Выразительно прочитайте вторую строфу вторую строфу стихотворения. стихотворения. Вечор, ты помнишь, Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, вьюга злилась, На мутном небе мгла На мутном небе мгла носилась; носилась; Луна, как бледное Луна, как бледное пятно, пятно, Сквозь тучи мрачные Сквозь тучи мрачные желтела, желтела, И ты печальная сидела И ты печальная сидела -- А нынче... погляди в А нынче... погляди в окно: окно:
Как и почему меняется Как и почему меняется настроение во второй настроение во второй строфе? строфе? Лексика второй Лексика второй строфы задает строфы задает тревожный тон, тревожный тон, создает мрачное создает мрачное настроение: настроение: «злилась», «мутном «злилась», «мутном небе», «печальная», небе», «печальная», «тучи». «тучи». Впоследствии Впоследствии усиливается эффект усиливается эффект от красоты природы. от красоты природы.
Антитеза - Антитеза - противопоставление слов, образов, противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи. усиления выразительности речи.
Выразительно прочитайте Выразительно прочитайте третью строфу третью строфу стихотворения. стихотворения. Под голубыми небесами Под голубыми небесами Великолепными Великолепными коврами, коврами, Блестя на солнце, снег Блестя на солнце, снег лежит; лежит; Прозрачный лес один Прозрачный лес один чернеет, чернеет, И ель сквозь иней И ель сквозь иней зеленеет, зеленеет, И речка подо льдом И речка подо льдом блестит. блестит. С.Ю.Жуковский «Иней» С.Ю.Жуковский «Иней»
Какими красками Какими красками нарисована природа в нарисована природа в третьей строфе? третьей строфе? В.Д.Поленов «Ранний снег» Чистыми, прозрачными оттенками: Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой. голубой, серой, серебристой.
четвертую строфу четвертую строфу стихотворения стихотворения Выразительно прочитайте Выразительно прочитайте Вся комната янтарным Вся комната янтарным блеском блеском Озарена. Веселым Озарена. Веселым треском треском Трещит затопленная Трещит затопленная печь. печь. Приятно думать у Приятно думать у лежанки. лежанки. Но знаешь, не велеть Но знаешь, не велеть ли в санки ли в санки Кобылку бурую Кобылку бурую запречь? запречь?
Можно ли услышать, что Можно ли услышать, что происходит в доме? происходит в доме? ……Веселым треском Веселым треском Трещит затопленная печь Трещит затопленная печь Согласные звуки [[рр]], , [[тт]], , [[сс]], , [[щщ]] Согласные звуки помогают передать треск дров в помогают передать треск дров в печипечи
Аллитерация - Аллитерация - повторение в стихах или прозе повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления звуков для усиления выразительности речи. выразительности речи.
Выразительно прочитайте Выразительно прочитайте последнюю строфу последнюю строфу стихотворения стихотворения Скользя по Скользя по утреннему снегу, утреннему снегу, Друг милый, Друг милый, предадимся бегу предадимся бегу Нетерпеливого Нетерпеливого коня коня И навестим поля И навестим поля пустые, пустые, Леса, недавно Леса, недавно столь густые, столь густые, И берег, милый И берег, милый для меня. для меня. Л.Л.Каменев «Зимняя дорога»
Куда стремиться Куда стремиться комнаты? комнаты? лирический герой из уюта лирический герой из уюта Герой мечтает о стремительном беге коня, Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. красоты человека, природы и жизни. И.И.Шишкин «Зима»
Что изображает поэт в Что изображает поэт в стихотворении? стихотворении? А.С.Пушкин изображает картину А.С.Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество. пробуждает радость и творчество.
Домашнее задание Домашнее задание Выучить стихотворение «Зимнее  Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть; утро» наизусть; Нарисовать иллюстрации к  Нарисовать иллюстрации к стихотворению; стихотворению; Для желающих: попробовать свои  Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике. силы в пейзажной лирике.
Спасибо за урок! Спасибо за урок!
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)