Обобщающий урок по темам « Кровь и кровеносная система» 8 класс
Цели урока: Обобщить знания о составе и значении крови, иммунитета, органах
кровообращения.
Образовательные задачи:
углубить и закрепить знания о строении и функциях органов кровообращения;
повторить и закрепить все понятия раздела;
Развивающие задачи:
формировать умение самостоятельно работать с текстом, сравнивать, выделять главное;
слушать и делать краткие записи в тетради;
Воспитательные задачи:
формировать умение работать в группах;
развивать интеллектуальные способности, логическое мышление;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Учащиеся должны знать:
терминологию по теме, называть элементы крови и описывать их особенности;
значение переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей;
Учащиеся должны уметь:
определить виды кровотечения;
уметь оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечения;
уметь подсчитывать пульс;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма опроса: групповая, частично игровая.
Оборудование: таблицы, муляж сердца, компьютер, презентация урока, доска, учебник
биологии 8 кл,.
Ход урока
1. Организационный момент
Добрый день. – Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем
радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых
открытый, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Присаживайтесь.
Конфуций любил повторять: « Учитесь так , словно вы постоянно ощущаете нехватку
своих знаний, и так словно вы постоянно боитесь растерять свои знания». Ребята мы закончили изучение большого раздела: «Кровь и кровообращение». С древних
времен интерес к этой красной жидкости не случаен.Большая кровопотеря при ранении
была причиной потери сознания и даже смерти как у животного , так и у человека. «Кровь»
и «Жизнь» словасинонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве,
дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз «кровь
за кровь», «кровные братья», «кровная месть». Сегодня на уроке мы обобщим и проверим
ваши знания по этой теме. Чтото узнаем и новое.
2.Проверка знаний учащихся
1. Терминологическая эстафета с целью проверить усвоение основных понятий.
Внутренняя средаэто……..
Кровь – это……
Кровь состоит из…….
Эритроциты – это………
Гемоглобин – это………
Иммунитет – это……
Сердце – это…..
Органы кровообращения –это………
Кровообращение – это…………
2. Вспомнить состав крови и заполнить схему.
кровь
плазма
Форменные
Элементы
эритроциты
лейкоциты
тромбоциты
3. Работа по парам: учащийся пытается объяснить понятие, не называя само понятие
Вены сосуды несущие кровь к сердцу
Аорта сосуды несущие кровь о сердца
Сердце –полый мышечный орган
Гемоглобин – железо содержащий белок входящий в состав эритроцитов
Иммунитет – способность организма защищаться от инфекций Малый круг кровообращения –путь крови от правого желудочка до левого предсердия.
Плазма – жидкая часть крови.
Вакцина – препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов
4.В течении 35 минут запишите все, что вы знаете о кровообращении. Проверь себя,
пользуясь учебником, заполни таблицу
Круги кровообращения.
Большой круг
Малый круг
№
1
2
3
4
5
6
Вопросы для сравнения
Где начинается?
Где кончается?
Как называются кровеносные
сосуды относящие к этому
кругу?
Где проходят капилляры?
Как изменяется состав крови?
Каково время одного оборота?
Уверена, что человек рождается со способностью отвлекаться на чужую боль. Думаю, что это
чувство врожденное, данное вам вместе с инстинктом, с душой. Но если это чувство не
употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.. Дело в том, что при
несчастных случаях рядом с пострадавшим могут оказаться люди, не имеющие медицинского
образования, и от того , как они себя поведут будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь
человека.
5.Следующий этап урока решение задач:
Вопрос 1 группе:
На месте происшествия находится пострадавший. При осмотре обнаружено, что часть
бедренной кости вышла через мягкие ткани, кожу наружу. Сильное кровотечение, кровь
выходит из раны фонтаном, пострадавший без сознания. Ваши действия.
Ответ: открытый перелом, повреждены мышцы и артерии. Надо затянуть жгутом или каким
нибудь подручным шнуром , место выше перелома , чтоб остановить кровотечение и ставить
клочок бумаги , отмеченное время затягивания жгута.
Вопрос 2 группе:
Лейкоциты – самые крупные клетки крови человека. Их размер колеблется от 8 до 20мк. Это
– « одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое
название?
Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся
клетки. Вопрос 1 группе:
Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить в себя кровь троих
молодых юношей. Это стало причиной смерти. Почему?
Ответ: Изза несовместимости групп крови.
6.Работа над ошибками.
Найти ошибку 1 группа:
Эритроциты
Эритроцитыкрасные кровяные клетки. Очень малы. В 1 мм3
эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы не способные к
самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и
меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге.
Основная функция эритроцитов транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с
уменьшением количества эритроцитов в крови называется тромбофлебитом.
их 10 млн. Зрелые
Найти ошибку 2 группа:
Лейкоциты
Лейкоциты белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и
хорошо выраженное ядро. В 1 мм3
не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие
организм. Такой способ питания называется пиноцитозом. Кроме того, особая группа
лейкоцитов вырабатывает имунные тела особые клетки, способные нейтрализовать любую
инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.А.Павлов.
крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты лейкоциты
7.Давайте послушаем об успехах науки в области кардиологии.
1й ученик
Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в
возрасте 3040 лет. Борьба с сердечнососудистыми заболеваниями одна из основных
проблем современного здравоохранения. Впервые восстановил деятельность сердца человека
русский физиолог А.А.Куллько. 3 августа 1903 года он оживил сердце ребенка спустя
несколько часов после смерти. Профессору С.С.Горгохоненко удалось восстановить
деятельность сердца через 100 часов после смерти человека, а профессор Андреев заставил
биться 170 сердец изъятых из трупов. Все эти опыты позволили глубже проникнуть в тайны
сердца.
2й ученик
С 1897 по 1941 год в нашей стране было сделано 315 операций на сердце. С 1967 года по
настоящее время их произведено десятки тысяч. Это способствовало открытию в 1961 году
института сердечнососудистой хирургии, которому впоследствии было присвоено имя
академика Александра Николаевича Бакулева одного из основоположников
кардиохирургии. В начале 40х годов ученый П.Л.Синицын провел опыты по пересадке сердца лягушки. С
«чужим» сердцем лягушки жили более года. В опытах В.П.Демихова собака с двумя
сердцами жила 32 дня. Огромными достижениями хирургии стали операции по
трансплантации (пересадке) сердца человеку. 3 декабря 1967 года хирург Кейптауна
профессор Бернардученик нашего врача В.П.Демихова, впервые в мире пересадил живое
сердце с человека к человеку. Много операций в нашей стране сделано профессором
Шумаковым.
3й ученик
Важнейшая задача кардиологии профилактика сердечнососудистый заболеваний. Болезни
сердца вызывают повышенное давление, избыточная масса тела, токсические вещества,
малоподвижный образ жизни, эмоциональный стресс, генетический фактор, неблагоприятная
экологическая обстановка и, конечно, наркотики, алкоголь, курение.
Кстати об алкоголе
Пристрастие к нему сокращает жизнь человека на 1012 лет. Уже спустя несколько минут
после принятия спиртного, алкоголь поступает в кровь и циркулируется в ней 57 часов. Все
это время сердце работает в неблагоприятном для него режиме. Пульс увеличивается до 100
ударов в минуту. Развивается атеросклероз хроническая болезнь артерий, проводящая
постепенно к сужению просвета и нарушению их функции, в организме нарушается обмен
веществ и питание сердечной мышцы. В конце концов, от острой недостаточности наступает
внезапная смерть.
Спортивные тренировки, утренняя гимнастика способствует улучшению деятельности
сердечнососудистой системы, увеличивают силу, выносливость сердечной мышцы.
4й ученик
Никотин вызывает сужение сосудов сердца, образование тромбов, а угарный газ, который
также есть в табаке, создает постоянную кислородную недостаточность организма в целом, и
в первую очередь сердечной мышцы. И это только два вещества, выделяемые из табачного
дыма, а их300.
После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов длится около получаса.
Курильщики заболевают в 12 раз чаще стенокардией и в 13 раз чаще инфарктом сердечной
мышцы, чем некурящие.
Инфаркт миокарда острое заболевание, обусловленное развитием одного или нескольких
очагов омертвления в сердечной мышце и проявляющееся нарушением сердечной
деятельности.
Рефлексия
1. Что нового для себя узнал?
2.Что из изученного буду использовать (применять)в своей жизни?
3.Для чего (зачем) мне это нужно?
было интересно….
было трудно…
урок показался мне интересным… заставил задуматься.
Сегодня медики утверждают: здоровье ЧЕЛОВЕКА на 10% зависит от наследственности, на
5 % от работы медиков, остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье
зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. ПОМНИТЕ ОБ
ЭТОМ.БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!
Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение на тему: «О чем думает мое сердце».
Презентация по биологии " Кровь и кровообращение" 8 кл
Презентация по биологии " Кровь и кровообращение" 8 кл
Презентация по биологии " Кровь и кровообращение" 8 кл
Презентация по биологии " Кровь и кровообращение" 8 кл
Презентация по биологии " Кровь и кровообращение" 8 кл
Презентация по биологии " Кровь и кровообращение" 8 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.