Презентация по биологии на тему«Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 09.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения» разработан для учащихся 8 класса. Это урок изучения нового материала. На уроке используются элементы технологии развивающего и интерактивного обучения, информационные технологии. Применяются следующие методы: беседа, объяснение, работа с учебником и дополнительной литературой, метод группового исследования.
Иконка файла материала Газообмен в легких..pptx

.  

Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения

Составитель:
Абдулова Г.Х.
учитель биологии

Цель урока:

Формирование компетенций о процессе газообмена в лёгких и тканях.

Задачи урока:

1) Образовательные:
- повторение ранее изученного материала;
- изучение нового материала;
- раскрытие взаимосвязи между кровообращением и дыханием.
2) развивающие:
- развитие монологической речи;
- развитие логического мышления;
- совершенствование умения навыков работы с текстом;
3) воспитательная:
- формирование экологической культуры, воспитание у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, привитие культуры общения в диалоге и групповой деятельности.

Ожидаемый результат: Формирование ключевых компетенций

1. Выделение главного из содержания текста, изучаемого материала.
2. Перевод информации в другую знаковую форму (таблицы, графики, схемы).
3. Анализ, сравнение, систематизация, вывод, прогноз.
4. Составление алгоритма своих действий.
5. Применение учебных знаний в повседневной жизни и нестандартных ситуациях.

Оборудование.

Таблицы « Схема кровообращения»,
« Органы дыхания»; схема газообмена в альвеолах; стаканы с известковой водой и стеклянные трубочки; модель Дондерса -механизм вдоха и выдоха
Мульти - медийные презентации
Интерактивная доска

Органы дыхания обеспечивают приток кислорода в лёгкие и удаление углекислого газа, из лёгких кровь транспортирует кислород к тканям, а углекислый газ – к лёгким.

? По какому кругу кровообращения происходит транспортировка кислорода к тканям?

Виртуальная лаборатория (ответы на вопросы)

Вывод:

Органы дыхания человека построены по альвеолярному типу: дыхательные пути заканчиваются мельчайшими пузырьками – альвеолами.
В них и происходит газообмен.


? Как происходит газообмен?

Эксперимент:

На своих столах вы видите стаканы с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она?( Вода прозрачна).
В стакан опустите стеклянную трубочку и через неё сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой?( Она мутнеет). Почему?

Какой же газ вступил в реакцию с известковой водой и дал осадок?




Са(ОН) + СО2 =………………….
Осадок в стакане – ……………………..

Что же произошло с воздухом в лёгких? Почему произошло увеличение в выдыхаемом воздухе углекислого газа и уменьшение кислорода? Вспомните строение легких!

Просмотрите видеофрагмент

«Схема обмена газов через стенку альвеолы».

Работа на интерактивной доске

В ходе беседы на интерактивной доске рисуются стрелки, показывающие куда проникает кислород и углекислый газ согласно закону диффузии.

Вывод:

Артериальная кровь по большому кругу направляется к тканям. В тканях кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом.
Содержание кислорода в артериальной крови больше, чем в клетках ткани и , следовательно, кислород ( согласно закону диффузии)свободно проходит через тонкие стенки капилляров в клетки. В клетке в результате окислительных процессов накапливается углекислый газ. Его давление больше чем в крови и , следовательно, углекислый газ переходит в кровь. Кровь из артериальной превращается в венозную.
Она возвращается к лёгким и здесь снова становится артериальной.

Работа с текстом учебника:

Ребята, вы видите два текста. В них записан механизм вдоха и выдоха. Чтобы его прочитать, вам надо составить краткое последовательное описание того, как происходит вдох и выдох, вставив пропущенные слова. В этом вам поможет текст учебника на стр.142. Затем, вставьте пропущенные слова в текст и прочтите его вслух.

1. При вдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………., давление в них ………… и становиться ниже атмосферного. Воздух………….. в лёгкие. Происходит вдох.
 
2. При выдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………. в объеме, давление в них ………….., становиться чуть выше атмосферного. Воздух………….. из лёгких . Происходит выдох.

Вывод:

Дыхательные движения (вдох и выдох) обеспечивают смену воздуха в лёгких. Воздух попадает в лёгкие благодаря расширению грудной полости и выходит при её сжатии. Это происходит по физическим законам, но потребность организма в кислороде воздуха определяется действием биологических законов – интенсивностью энергетических процессов, происходящих в тканях. Благодаря дыхательным движениям в лёгких поддерживается постоянство газового состава.
Итак, ребята, мы с вами ответили и на второй вопрос урока – каков механизм вдоха и выдоха.

Выполните задание!

 
Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.
а) поступление кислорода к клеткам тела; б) поступление кислорода в тканевую жидкость; в) поступление воздуха в лёгкие; г) удаление воздуха из лёгких; д) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
е) поступление углекислого газа в капилляры тканей; ж) перенос углекислого газа от тканей к лёгким, осуществляемый кровью; з) диффузия кислорода в капиллярах, расположенные в лёгких; и) перенос кислорода от лёгких к тканям, осуществляемый кровью.
 

Рефлексия.

Домашнее задание

П.28.
***Составьте м/п о механизме вдоха и выдоха.
Опережающее задание:
Охрана воздушной системы
Источники загрязнения воздуха
Заболевания органов дыхания