Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".
Оценка 4.7

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
07.11.2019
Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".
Открытый урок. Чтение.doc
государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение основная  общеобразовательная школа пос. Подгорный муниципального Самарской области района Кинель­Черкасский Самарской области Учитель: Черезова Т.В Класс: 3. 2019 г. Тема: Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников. Цели: формировать систему читательских умений, уделив особое внимание умению   видеть   изменение   настроения;   сформировать   умения   определять характер   пейзажа,   решать   композиционно­цветовое   построение   на   основе текстовых   материалов;   развивать   эмоционально­эстетическое   отношение   к природе   и   объектам   изображения;   развивать   творческие   способности, образное мышление и воображение; прививать любовь к природе. Форма проведения: с применением информационных технологий. Материалы и оборудование:  ­ зрительный ряд: репродукции картин русских художников. ­ литературный ряд: А.С.Пушкин «Осень» (отрывок), С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», И.А.Бунин «Листопад». ­ музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года». ­ инструментарий:  компьютер, презентация "Стихи русских поэтов". Подготовительный   этап:   1.   Экскурсия   в   природу   с   целью   наблюдения   за изменениями,   происходящими   в   природе,   и   за   отдельными   природными объектами   (выявление   цветовых   характеристик   элементов   пейзажа:   неба, земли, деревьев, кустарников)). 2. Задания от «Волшебницы осени», которые находятся   в   красиво   оформленном   почтовом   ящике   с   надписью   «Осенняя почта». Ход урока. Организация класса. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. I. II. ­ Я сейчас вам прочитаю стихотворение А.Кушнера, а вы догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.  Если видишь, на картине нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина называется… (пейзаж). Сегодня на уроке мы поговорим о красоте русского пейзажа в литературе и живописи.   Работа   над   восприятием   литературных   текстов   и   произведений III. искусства. 1. Подготовка к первичному восприятию. ­ Сейчас мы мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес, остановимся и послушаем шорох осенних листьев, тишину волшебного леса.  И художники, и поэты рисуют картины. Изображая красоту природы  родного края художники пользуются красками, а поэты рисуют словами. И помогают им волшебные слова ­ краски. (Слайд 1)  Прочитайте предложения.  (Слайд 2) Поэзия летнего утра.  Поэзия зимнего дня.  Поэзия родной природы ­ Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения. Итак, мы   сегодня   будем   говорить   о   том,   как   поэты   и   художники   в   своих произведениях изображают красоту природы. 2. Повторение.  ­ Мы сегодня будем говорить об осенней природе. А волшебница Осень нам прислала  задания. Они находились в почтовом ящике, но чтобы было удобнее читать, я вывела их на экран. (Слайд   3, 4)  Назвать авторов этих строк  и название стихотворения. (1 – «Листья» Фёдор Иванович Тютчев, 2 – «Мама! Глянь­ка из окошка…» Афанасий Афанасьевич Фет, 3 – «Встреча зимы» Иван Саввич Никитин) (Слайд 5) Угадай­ка – отгадать строчки и назвать авторов произведения. (1 – Зреет рожь над жаркой нивой,        И от нивы и до нивы        Гонит ветер прихотливый        Золотые переливы.    (А.А.Фет  «Зреет рожь…») 2 – Вот моя деревня;       Вот мой дом родной;       Вот качусь я в санках       По горе крутой.   (И.З.Суриков  «Детство») 2.Первичное восприятие. Чтение   учителем   отрывка   из   стихотворения   А.С.Пушкина   «Осень» (Хрестоматия) на фоне звучания пьесы П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» (Слайд 6). 3. Проверка первичного восприятия. ­ Есть ли что­нибудь общее в настроении этого стихотворения и в музыке П.И.Чайковского? (настроение грустное «унылая пора», но поэт восхищается красотой осени) ­   Какие   бы   цвета   вы   выбрали,   чтобы   нарисовать   картину   к   этому стихотворению? ­ Как вы думаете, как автор относится к осени?   ­ Золотая осень была любима многими писателями, поэтами,   художниками и композиторами.   4.   Вторичное   восприятие.  Самостоятельное   чтение   стихотворения учащимися, они отмечают слова, требующие пояснения. 5. Словарная работа. ­ Очей (глаз), очарованье (красота, производившая неотразимое впечатление на  людей), увяданье  (листья  вянут),  багрец (тёмно­красный  оттенок),  в их сенях (в  глубине   леса,  в  ветвях),  мгла  (непрозрачный   воздух,  насыщенный водяными парами от тумана, пылью). ­   Почему   поэт,   говоря   об   осенней   поре,   употребляет   такие   выражения: «унылая пора», «очей очарованье», «пышное природы увяданье»? ­ Что означает выражение «в багрец и золото одетые леса»? 6. Выборочное чтение. ­ Найдите в тексте описание неба, солнца, леса и прочитайте. ­  Какие   эпитеты   использовал   поэт,   описывая   природу?  (леса  ­  в  багрец   и золото одетые, дыхание – свежее, луч – редкий, краса – прощальная, зима ­ седая) ­ Что сказано о зиме? (седой зимы угрозы) ­ Как она представлена? (как живая) ­ Как называется этот приём? (олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека) ­ Понравилось ли вам стихотворение? 7. Первичное восприятие.  ­   Знакомимся   ещё   с   одним   стихотворением   о   природе,  это   стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» (Хрестоматия). (Чтение учителем) ­ Что описывает поэт? (лес) ­ Какие краски подбирает? (Лиловый, золотой, багряный) 8. Вторичное восприятие. Чтение учениками стихотворения самостоятельно. ­ С чем сравнивается лес? (Терем расписной) ­  Я хочу уточнить, все ли знакомы со значением слова «терем»? Как вы его себе   представляете?   (   Высокий   дом,   с   расписными   ставнями,   украшенной крышей)  ­ Почему же лес ­ терем?   (Он, как терем, нарядный и пёстрый ­ лиловый, золотой, красный)  ­Какое   настроение   вызывает   у   автора   лес   –   терем?   (Лес   он   показывает весёлым и сам радуется золотой осени, настроение восторженное).  ­ Найдите ещё приёмы сравнения (Ёлочки, как вышки; просветы, что оконца; паутины, как сеть; мотылёк, точно белый лепесток). ­ Из чего состоит терем? ((Берёзы  жёлтою резьбой блестят в лазури голубой стоят на фоне голубого неба, ёлочки тёмно­ зелёные, клёны расписные).  ­ Ну вот, почти готов наш терем, стены есть. А оконца! (А между клёнами в листве есть просветы в небо, как оконца).  ­   Где   же   стоит   наш   терем?   (Он   стоит   на   пустой   поляне,   как   бы   среди широкого двора).  ­ Очень хорошо! Посмотрим, как изображён двор.  ­ Найдите этот  отрывок и зачитайте его.  (Через поляну – двор тянутся нити из серебра. И ещё во дворе летает, поэт говорит­ «играет», белый последний мотылёк. Он похож на маленький белый лепесток.   Он то летает, то замирает, на паутинке).  ­ Красив ли наш двор?   Давайте ещё раз соберём все краски для рисования словесной картины.  Какие цвета увидел автор? (лиловый, золотой, багряный, жёлтый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый) (Слайд 7) ­ И вся картина залита солнцем. А без солнца краски не были бы такими яркими.   ­ Какие звуки слышит поэт? (Листика шуршанье. Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра).  А теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и «мёртвое молчание». Давайте договоримся, как будем читать: быстро   или   медленно,   спокойно?         (Осенью   все   явления   происходят   в медленном темпе и ещё необходимо и восхищение картиной передать, т.к. нам нравится картина леса).  9. Выразительное чтение произведения учениками. ­ Поэты: Пушкин и Бунин видели какой­то особый лес или мы тоже можем это увидеть? (Мы тоже можем увидеть такой лес, только нужно быть очень внимательным) ­ Поэты обладают даром через слово давать яркие образы. Мы не умеем так красиво   говорить,   образно,   понятно   выражать   свои   мысли,   но   учиться   мы этому должны у мастеров художественного слова, поэтов. Главное, что мы чувствуем   эту   красоту.     Нам   надо   учиться   быть   внимательнее   и   замечать необычное в обычном. ­ Поэзия родной природы находит отражение и в произведениях искусства.  10 . Физминутка « Листопад». Мы листики осенние, на ветках мы сидим.  Дунул ветер ­ полетели. Мы летели, мы летели  И на землю тихо сели. Ветер снова набежал  И листочки все поднял. Закружились, полетели  И на землю снова сели.   11. Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень» ­ Есть ли сходство в описании природы поэтами Буниным и Пушкиным в стихах и в картине художника И.И.Левитана «Золотая осень»?  (Слайд 6) ­   Почему   осенняя   природа   предстаёт   перед   нами   как   яркое,   праздничное зрелище? ­ Какое настроение вызывает эта картина? ­ Какие строки стихов больше всего выражают содержание картины «Золотая осень»?   («Лес,   точно   терем   расписной,   лиловый,   золотой,   багряный»,   «В багрец и золото одетые леса») ­ На картине И.И.Левитана природа одета в яркий осенний наряд. От того, что эта красота недолговечна, становится немного грустно. Мы прощаемся с этой   дивной   красотой.   Она   останется   в   наших   воспоминаниях   и   в   наших рисунках. 12. Первичное восприятие стихотворения. ­ Поэт С.А.Есенин (Слайд 9) родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии (ныне области) в Константинове. Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям, ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми   на   охоту.   Окончил   церковно­учительскую   школу,   но   как   сам говорил о себе, учителем, к счастью, не стал. Уже в 16 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви.  ­ Послушайте стихотворение С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» (на листках) 13.Проверка первичного восприятия. ­ О чём это стихотворение? Какую картину нам рисует поэт? Какие бы цвета вы подобрали, чтобы нарисовать картину к этому стихотворению? 14.Вторичное   восприятие.  Самостоятельное   чтение   стихотворение учащимися. ­ Определите настроение стихотворения.  ­ Как вы себе представляете выражение «колесом за сини горы солнце тихое скатилось»? 15. Выборочное чтение. ­  Докажите  словами  из  текста  грустное  настроение  стихотворения («Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость») ­  Найдите слова,  с  помощью  которых автор  изображает  дорогу («Дремлет взрытая дорога») Во   всём   мире   знают   и   любят   Есенина   стихи   за   теплоту,   лиричность   и удивительную образность. Поэзия его мелодична, музыкальна. 16.   Вопросно   –   ответная   беседа   по   картине   В.К.Бялыницкого­Бирули «Задумчивые дни осени».(Слайд 10) ­ Посмотрите на эту картину. ­ Что вы видите? ­ Как вы думаете, как она называется? ­ Определите настроение картины. ­ Какие краски использовал художник для передачи настроения? ­ Грустным покоем дышит скромный вечерний пейзаж. Всё затихло, ничто не шелохнётся. Природа затаилась и приготовилась к зиме. ­   Созвучно   ли   стихотворение   С.Есенина   «Нивы   сжаты,   рощи   голы…» настроению картины «Задумчивые дни осени»? ­ В чём проявляется это созвучие? ­   Итак,   мы   прочитали   сегодня   три   стихотворения   об   осени,   о   её   яркой прощальной красоте и о последнем щемящем периоде – преддверии зимы. IV. Выбор сюжета рисунка. ­   В   каждый   из   осенних   периодов   природа   особенная,   всегда   разная.   Эти мгновения можно остановить в рисунках. Какие картины можно изобразить, чтобы в них было выражено настроение авторов произведений, которые мы прочитали на уроке? (Золотистые берёзки на пригорке, синяя река с красным кустарником по берегам, осенний лес, тёмная дорога с редкими деревьями на обочине, туманное серое небо с бледным месяцем). 1. Анализ сюжетной композиции. ­ Что в вашем рисунке будет являться главным? ­ Какие цвета мы будем использовать для передачи спокойного настроения в рисунке? ­ Какие цвета мы будем использовать для передачи грустного настроения? ­ Почему в рисунке важно выдержать единую цветовую гамму? V. Самостоятельная работа учащихся. ­   Подумайте,   иллюстрацию   к   какому   из   прочитанных   стихотворений   вы хотели   бы   выполнить.   Какому   настроению   вы   отдадите   предпочтение? Подберите нужные цвета.  VI. Итог урока. ­   Рассмотрите   работы,   выполненные   к   отрывку   из   стихотворения А.С.Пушкина   «Осень».   Прочитайте   про   себя   стихотворение.   Определите, какие из работ наиболее полно отражают описание природы в этом отрывке. ­   Рассмотрите   работы,   выполненные   к   стихотворению   И.А.Бунина «Листопад». Прочитайте про себя стихотворение. Определите, какие из работ наиболее полно передают описание природы в этом отрывке. ­   Рассмотрите   работы,   выполненные   к   стихотворению   С.Есенина   «Нивы сжаты,  рощи   голы…».  Прочитайте   медленно  стихотворение.  Какой  пейзаж наиболее полно передаёт настроение автора стихотворения? Ребята, открыли вы для себя что­то новое сегодня на уроке?  Что наиболее интересным показалось вам  в нашем уроке?  Какие поэты помогли совершить нам путешествие в осень? Итак,   сегодня   на   уроке   мы   познакомились   с   прекрасными   поэтическими произведениями о красоте осенней природы и с произведениями художников­ пейзажистов.   А   свои   впечатления   от   этих   замечательных   произведений   вы передали в рисунках. И пусть за окном бушует ветер, шумит дождь в осеннее время года, я надеюсь, что  у всех у вас хорошее настроение, а в этом мы убедились уже,  сегодня мы приобщились к прекрасному,  впереди у нас ещё  много интересных встреч с замечательными   произведениями   про   осень.   И   именно   в   это   время   года собирают   урожай   овощей,  фруктов,    то   на  память   о   сегодняшней   встрече осень оставила вам подарок – сюрприз. Угостите гостей яблоками и сами угощайтесь.  ( Корзина с яблоками). С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость, Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем­совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани.

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".

Презентация по чтению на тему "Красота родной природы в творчестве русских поэтов и художников".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019