В презентации обосновывается актуальность исследования методической службы в организации дошкольного образования. Рассматриваются такие вопросы, как: цель и задачи исследования данной проблемы; основные направления и методы исследования. Методика исследовательской работы включает в себя: анализ методической деятельности, руководство которой осуществляется в организации дошкольного образования заместителем заведующего по образовательной деятельности; изучение планов воспитателей групп, специалистов; анкетирование педагогов. В заключение предложены рекомендации для практического использования в организации дошкольного образования.
«Методическая служба как субъект
управления образовательной деятельностью
организации дошкольного образования»
В настоящее время необходим поиск
принципиально новых подходов к обеспечению
качества образования детей дошкольного
возраста за счет реализации эффективных
структур управления, нового содержания и
интенсивных педагогических технологий.
Происходящие инновации в системе
дошкольного образования обусловлены
объективной потребностью в изменениях,
адекватных развитию общества и
образовательной системы в целом.
Методическая служба является связующим звеном
между жизнедеятельностью педагогического
коллектива учреждения, государственной системой
образования, психологопедагогической наукой,
передовым педагогическим опытом, содействующее
становлению, развитию и реализации
профессионального творческого потенциала педагогов.
АКТУАЛЬНОСТЬ
ИССЛЕДОВАНИЯ:
обусловлена сложившимися в настоящий
момент противоречиями между
необходимостью повышения в каждой
организации дошкольного образования
эффективности управленческой деятельности
методической службы в процессе
осуществления образовательной деятельности,
с одной стороны, и недостаточной
теоретической и практической
разработанностью данной проблемы,
с другой стороны.
Необходимо выработать систему методической
работы, обеспечивающую развитие
воспитательнообразовательного процесса
в соответствии с новыми достижениями
педагогической и психологической науки.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Необходимо более четко определить статус
методической службы – педагогический или
управленческий.
Методическая служба образовательного учреждения
выступает как объединение педагогов. Последнее –
предполагает совокупность функциональных
обязанностей, входящих в должностные инструкции
по различным должностям, что и объединяет их
носителей в методическую службу. Тогда необходимо
четко прописать функциональные методические
обязанности тех педагогов, которые не являются по
должности методистами (заместителями
руководителя по образовательной деятельности).
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Высказывается опасение, что если методическая
служба не является структурной единицей
учреждения, то администрация не будет ее
создавать.
Необходима разработка инструктивно
методических материалов, которые разводили бы
функции управленческих структур и методических
служб в области мониторинга развития и
доступности системы дошкольного образования.
Актуальной потребностью сегодня является
разработка документа, регламентирующего
проведение конкурсов различных видов и уровней.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
изучение и анализ
методической службы как субъекта
эффективного управления
образовательной
деятельностью организации
дошкольного
образования.
• Объект исследования –
методическая служба в системе
управления образовательной
деятельностью организации
дошкольного образования.
• Предмет исследования –
управление образовательной
деятельностью организации
дошкольного образования.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
• 1. Определить концептуальные основы понятия
методической службы в системе дошкольного
образования, выявить роль методической службы
в управлении образовательной деятельностью
организации образования.
• 2. Изучить опыт работы методической службы
в управлении образовательной деятельностью
организации дошкольного образования.
• 3. Разработать и апробировать в практике систему
работы по повышению эффективности работы
методической службы как субъекта управления
образовательной деятельностью.
• 4. Дать практические рекомендации администрации
организации дошкольного образования.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ:
• изучение психолого – педагогических
исследований по проблеме, анализ
практики с выделением имеющих место
противоречий и сложностей;
• проведение опытно – исследовательской
работы по изучению методической службы
как субъекта управления образовательной
деятельностью организации дошкольного
образования.
Особое внимание уделено значению
методической службы как субъекта управления
образовательной деятельностью организации
дошкольного образования.
Опытно – исследовательская работа
проводилась с целью изучения на практике
методической службы как субъекта
эффективного управления
образовательной деятельностью
организации дошкольного образования.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Муниципальное образовательное
учреждение
«Бендерский Детский сад № 15»
РЕШЕНЫ ЗАДАЧИ
ОПЫТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
• Изучен опыт практической работы в
организации дошкольного образования,
дан анализ использования методической
службы в управлении образовательной ОДО.
• Разработаны основные пути повышения
эффективности работы методической службы
как субъекта управления образовательной
деятельностью.
• Даны практические рекомендации
администрации организации дошкольного
образования по данному направлению.
ОПЫТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
МЕТОДИКА
РАБОТЫ:
• анализ методической деятельности,
руководство которой осуществляется в
организации дошкольного
образования заместителем
заведующего по образовательной
деятельности;
• изучение планов воспитателей групп,
специалистов;
• анкетирование педагогов.
В результате анализа практической деятельности
методической службы как субъекта управления
образовательной деятельностью в организации дошкольного
образования, выявлен высокий уровень ее организации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
3.6
3.9
3.7
3.8
3.2
3.4
3.3
Знания
Проектировочные умения
Аналитические умения
Конструкивные умения
Организаторские умения
Коммуникативные
умения
Личностные качества
Для повышения эффективности деятельности
методической службы в управлении ОДО было
рекомендовано использовать Материалы комплексного
анкетного исследования уровня профессиональной
компетентности педагогов организации дошкольного
образования и Открытую модель методической поддержки
начинающих педагогов.
МОЖНО РЕКОМЕНДОВАТЬ:
• Разработать эффективную модель
методической службы, направленной
на обновление содержания образования,
повышение профессиональной компетентности
педагогов, своевременное оказание им
методической помощи.
МОЖНО РЕКОМЕНДОВАТЬ:
• Ориентируясь на гуманизацию
целенаправленного процесса воспитания и
обучения, ориентировать методическую
службу на обеспечение: достижения
воспитанниками дошкольного учреждения
установленных государством
образовательных стандартов;
адаптацию организации дошкольного
образования к социальному заказу и
особенностям развития воспитанников.
МОЖНО РЕКОМЕНДОВАТЬ:
• Выявлять положительные и отрицательные
тенденции деятельности методической
службы в управлении организацией
образовательного процесса отдельных
педагогов и всего педагогического коллектива
в целом, и разрабатывать на этой
основе
предложения
по устранению
негативных
тенденций.