Это разработка урока в 5 классе на тему"Вода на Земле". Задачи урока сформировать понятие о воде, ее свойствах. Расширить знания и гидросфере и ее составных частях. Решаемые учебные проблемы: проведение самостоятельного поиска географической информации разного содержания из разных источников информации.Разработка урока по географии на тему: "Вода на Земле" в 5 классе. Презентация к этому уроку.
В районный конкурс среди учителей географии и биологии общеобразовательных учреждений
на лучшую методическую разработку урока «Я работаю по ФГОС»
Нигматуллина Фирая Рифовна,
учитель географии
МБОУ «ЧеркиКильдуразская СОШ
Буинского района РТ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ГЕОГРАФИИ
«Вода на Земле» (5класс)
2017 год.Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему: «Вода на Земле»,
Тема урока
Цель урока Сформировать понятие о воде на Земле. Расширить знания о гидросфере, ее составных частях,
Вода на Земле
свойствах.
Планируемые образовательные результаты /УУД/
Предметные Представление о воде, ее состояниях и свойствах.
Представление о гидросфере и ее частях.
Умение изучать и описывать свойства воды.
1. Межпредметные понятия.
Метапредме
тные
2. Регулятивные УУД
3. Познавательные УУД
4. Коммуникативные УУД
Личностные Личностное самоопределение,
смыслообразование, нравственно –
эстетическая ориентация,
самооценивание.
Вещество, жизнь, метод, объект (реальный), планета Земля,
природа, пространство (положение), пространство (форма,
размер), процесс.
Постановка задачи деятельности, соотнесение того, что уже
известно и усвоено, с тем, что еще не известно.
Определять цель и последовательность действий для решения
поставленных задач.
Совершенствовать организацию практической работы
Исследовательские действия при изучении свойств воды.
Формулировка проблемы.
Находить информацию, необходимую для решения учебных
проблем.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Определять цель, проблему в деятельности.
Организовывать учебное взаимодействие в паре.
Излагать свое мнение
Вырабатывают уважительно доброжелательное отношение к
партнеру.
Формируют основы культуры делового общения, положительного
отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказать
помощь
Решаемые
учебные
проблемы
Проведение самостоятельного поиска географической информации разного содержания из источников
информации.
Формирование умений строить схемы, изучать и описывать свойства воды.Вид
используем
ых на уроке
средств
ИКТ
Оборудован
ие
Определение
темы урока
Актуализация
полученных
знаний
Формирование
задач
Мультимедиа : презентация «Урокпрактикум Вода на Земле», видео « Вода на Земле».
Настенная физическая карта мира. Атласы. Заданиятренажеры / 1 на парту /
Структура урока
1. Организационно – мотивационный этап
Приветствие.
Поговорим? О чем?
О разном. О том, что знаешь ты,
И чтото мне известно. Поговорим?
Поговорим, и нам будет интересно.
На экране загадки, отгадывая их,
определим тему урока.
Вода. А что вы знаете о воде?
1. Мы с вами изучили несколько
оболочек Земли, вспомните, как
они называются?
2. Вода в природе может
находиться в каком виде?
Где находиться вода в природе?
3. Для чего необходима вода на
Земле ?
Для чего вода нужна человеку?
Обладает ли вода, какими либо
особенностями?
Угадывая ответы,
формулируют тему.
Ответы учащихся.
Участвуют в поиске
ответов на вопросы
1.Литосфера,
атмосфера.
2.жидком, твердом,
газообразном.
В водоемах: морях
океанах, реках, озерах,
прудах и т.д., в почве, в
воздухе.
3.Чтобы была жизнь на
Земле. Чтобы пить,
Информация из
презентации
1 задача дать
понятие
гидросфера
2 задача Описать
части гидросферыЧто же нам нужно сделать, чтобы
достигнуть поставленной цели?
поливать, использовать
в быту. Да обладает.
2. Процессуально – содержательный этап
Изучение
нового
материала
Используя уже имеющиеся у нас
знания, попробуем дать определение
понятию «гидросфера».
Проблемный
вопрос.
А много ли воды на нашей планете?
Это означает, что площадь всех
океанов и морей нашей планеты 70 %,
а 29 % суша.
Изучение
нового
материала
Мы с вами определили несколько
мест, где вода может находиться на
Земле. Пользуясь вашими
источниками информации определите
из каких частей состоит гидросфера,
заполнив схему.
Используя
информацию в
учебнике, дают
определение
понятию
«гидросфера»
Поднимите руку,
кто считает –
Мало. Опустите, а
теперь кто
считает Много. И
Вы – правы!
¾ круга
Работа с
учебником рис. 57
и картой
Проблемный
вопрос
Хватит ли её всем?
Высказывают свое
мнение учащихся
Рефлексия
Какой способ научного познания мы
Классификацию
3 задача Изучить
свойства воды
Гидросфера – водная
оболочка Земли.
В тетради делается
запись ¾ планеты
Земля покрыто водой.
Площадь морей и
океанов 71%, суши 29%
Воды
океанов
96%
Гидросфера
Воды суши
Демонст
рируют
свою
схему
Поверхностн
ые воды
2%
Подземны
е воды
2%
Высказы
вают
свое
мнениеФизкультмину
тка
Изучение
нового
материала
применили при рассмотрении частей
гидросферы?
каким образом мы представили
части гидросферы: в виде схемы
объектов или процессов?
Видео.
в виде схемы
объектов
Работа с текстом
учебника с. 84
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из
льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все при все
разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в
миг (С. Олегова)
Мы – исследователи и мы постараемся
открыть тайны Воды.
Школа
географа –
следопыта
Но, Какие сведения о воде Вам уже
известны? Что мы знаем о воде?
Давайте вспомним основные свойства
воды.
Практическая работа «Изучение
свойств воды»
Посмотрите внимательно на воду.
Какая она? (Прозрачная, жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.)
Практическая
работа. Учащиеся
самостоятельно
проводят 3 опыта.
(На партах
В тетради записаны
свойства воды:
1. Может находиться
в трех состояниях:
твердом, жидком и
газообразном;
2. Не имеет запаха,
вкуса и цвета;
3. Универсальный
растворитель;
4. Окисляет металлы;
5. Имеет свойство
расширяться и
замерзать, поэтому
имеет разную
плотность;
6. Способно поглощать
тепло, нагреваться;
7. Может быть
соленой и проводит
электрический ток.инструкции и
оборудование
стаканы с водой,
соль, яйца.)
Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим
кусочек сахара в стакан, что
происходит? (Сахар растворяется).
Если переливать воду в другой стакан –
она течёт. Подведём итог: вода какая?
Закрепляем, читаем вместе
(Прозрачная, бесцветная жидкость, не
имеет запаха, растворитель, обладает
текучестью.)
Ребята, как вы думаете, почему
существует выражение «Вода – самая
загадочная жидкость на Земле?»
(выслушиваются мнения учащихся). Вы
близки к ответу. Мы протираем
мокрой тряпкой классную доску.
Прошло несколько минут, и доска
высохла. Куда исчезла вода? (Ответы
детей). Вода с неё испарилась, то есть
превратилась в пар – прозрачный,
бесцветный газ. Водяной пар – это вода
в газообразном состоянии. А если
ведро воды вынести зимой на мороз,
что произойдёт? – вода замёрзнет,
превратится в лёд! Лёд и снег – это
замёрзшая вода.
Закрепление
и первичный
«Вода – самая загадочная жидкость на
Земле?» Вы согласны с данным
3. Рефлексивнооценочный этап.
Да. На планете
Земля 71% воды,
1. Гидросфера –
водная оболочкаконтроль
Подведение
итогов
выражением?
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на моряхокеанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в
газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
(С. Олегова)
Каково же, повашему, значение воды?
Итак, возвращаемся к проблемному
вопросу урока
Много ли воды на Земле? Хватит ли воды
всем жителям планеты?
Но во многих городах мира, России,
множество киосков по продаже питьевой
воды. Почему?
Давайте подведем итог. Попрошу вас
ответить на вопросы, которые у вас на
партах.
1.Кто из Вас знает, как называется водная
оболочка Земли?
2. Она состоит из трёх частей. Каких?
3. Основную часть гидросферы
составляет Мировой океан.
Он подразделяется на 4 океана.
Обменяйтесь карточками с рядом
сидящим исследователем.
Земли.
2. Схема из 3 частей:
воды океанов, воды
суши, воды в
атмосфере.
3. Тихий океан,
Атлантический
океан, Индийский
океан и Северный
Ледовитый океан.
Дополнительная
информация
суши29%.
– Загрязнение
воды.
Отвечают
письменно в
карточках
Взаимоконтроль
Обмениваются
карточками и
проверяют
ответы соседаСИНКВЕЙН
В листиках
отмечают свою
работу на уроке,
продолжая
предложение
Рефлексия
эмоциональн
ая
Как вы оцениваете свою деятельность.
Продолжите фразу «Я на уроке работал
…»
Знание о свойствах воды позволяет
нам более умело использовать их в
повседневной жизни:
приготовлении
пищи, гигиенических процедурах, уборке
дома и так далее.
Современная наука продолжает
изучать и находит новые свойства воды.
Сегодня известно, что вода обладает
«памятью» – вода накапливает и
сохраняет сообщаемую ей информацию.
Если воде при замерзании произнести
добрые слова или красивую музыку, то
получаются великолепной красоты
кристаллы, если же слова и музыка были
агрессивными – кристаллы получаются
мелкими и уродливыми.
А
неизвестного,
еще
неизведанного и ценного для человека
таит в себе, казалось бы, обычная вода?!
Именно, во имя сохранения одного из
главных богатств на Земле – воды, нам
необходимо расширять о ней свои
познания.
сколько
Обязательное
задание
Прочитать параграф 15 с. 84.
Решить кроссворд
Объяснение домашнего заданияДополнитель
ное задание
По желанию подготовить краткое сообщение
по одной из тем:
Гидросфера – водная оболочка
Три состояния воды
Круговорот воды в природе
Подготовка
и
презентаци
я сообщений