Предмет география
класс 10
название курса: Экономическая и социальная география мира
название темы урока: Общая характеристика США
автор: Виноградова Е. И., учитель географии и биологии
Роль и место темы в курсе:
Данной теме в курсе экономической и социальной географии мира для 10 класса
предшествует тема (в соответствии с примерной программой для базового уровня):
Общая характеристика Латинской Америки
Цели урока:
обучающая: сформировать знания о составе территории, особенностях
экономико – географического положения, природы, хозяйственного развития США;
развивающая: продолжить формировать умения анализировать тематические
карты программы «ГИС Живая география», диаграммы учебника и составлять
комплексную характеристику страны, формулировать выводы;
воспитывающая: продолжить учиться работать в группах, учитывать мнения
других, принимать решения.
Задачи урока: выявить основные факторы, влияющие на экономическое
развитие страны; формирование умений работать с таблицами, преобразовывать
таблицу в схему, сопоставлять структуру хозяйства с уровнем развития страны;
освоение программного материала в интерактивной форме.
ОУУиН: анализировать информацию в разных знаковых системах (текст, карта,
таблица схема); устанавливать причинноследственные связи между факторами
размещения и отраслями промышленности, структурой хозяйства и уровнем
развития страны; владение средствами интерактивной доски.
Методы: репродуктивный, частично поисковый, практический
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
I.
Компьютер с программой Windows2000, с подключением к сети Интернет,
мультимедийный проектор.
II.
Перечень
Интернетресурсов и мультимедийных программ,
обеспечивающих изучение и освоение нового учебного материала:
1.
география»
Сайт поддержи пользователей программы «ГИС Живая
:// www
:// www
. it n . ru
. sooro
. ru
ru
:// www
. learning
.9151394.
Методика проведения уроков по географии:
http
2.
http
http
III. Программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft
Excel, программа «ГИС Живая география», используемые учителем в процессе
подготовки к уроку, а учащимися в процессе самостоятельной и в домашней
работеОформление школьной доски: номера групп и задание каждой группе.
Ход урока:
I Оргмомент.
Цель: проверить готовность учащихся к уроку.
Приветствие.
II Организация проверки ранее изученных ЗУН.
Цель: выявить уровень усвоенности ЗУН прошедшей темы, вспомнить ранее
изученные понятия, необходимые для изучения новой темы.
Проверка ЗУН с помощью слайдов презентации
Анализ диаграммы, устные ответы на вопросы, вписать правильные числа
Объявление темы урока
III Общая характеристика США
Цель: выявить главные особенности географического положения, природно –
ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем и перспектив развития США,
определить внутренние различия
Практическая работа по характеристике главных отраслей промышленности
страны
IV Закрепление изученного материала
Цель: определение по карте размещение штатов США, выделение проблем и
перспектив развития страны
V Подведение итогов.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания
VI Домашнее задание
Цель: закрепить полученные на уроке знания.
Особенности урока:
Реализуется технология поддерживающего обучения с применением ИКТ и
развивающего обучения.
Использование интерактивных методов и приемов.
Совершенствование умений и навыков по использованию компьютера,
интерактивной доски, технических возможностей Microsoft Power Point, Microsoft
Word, Microsoft Excel, программы «ГИС Живая география».
Совместная деятельность учителя и учащихся по изучению учебного
материала:
№
п/
п
I
Действия учителя
Оргмомент.
Цель:
проверить готовность
учащихся к уроку.
Приветствие.
Действия
учащихся
Примеча
ние
Приветствие
учителя
1 минI
I
Организация проверки ранее
изученных ЗУН.
Цель:
выявить
уровень
усвоенности ЗУН прошедшей темы,
вспомнить ранее изученные понятия,
необходимые для изучения новой
темы.
Слайд 1
Подписать страны Африки, не
имеющие выхода к морю
Слайд 2
Вписать правильные цифры
Слайд 3
Проанализируйте диаграмму и
вставьте правильные ответы
Слайд 4
Ответьте на вопросы:
1. Какие
свидетельствуют
экономической
Африки?
факты
об
отсталости
чем
2. В
заключаются
типичные черты отраслевой и
территориальной
структуры
хозяйства африканских стран?
3. Какой
сельского
хозяйства преобладает в Африке?
тип
Слайд 5
Тема урока «Общая
характеристика США»
2 мин.
2 мин.
3 мин.
4 мин.
2 человека
выходят к доске
и
маркером
подписывают
правильные
названия
Все цифры
вписывает один
человек
Один
человек у доски,
остальные
дополняют с
места
Отвечают на
вопросы
(устный
фронтальный
опрос)
Записывают
тему урока вI
II
Общая характеристика США
Цель:
выявить
главные
особенности страны
тетрадь
Слайд 6
Знакомство с планом описания
страны
Работают с
раздаточным
материалом
Слайд 7
Оценка ЭГП
Слайд 8
Административное деление
Слайд 9
Оценка ПРП
В
географии»
используются карты: недра Земли
«Живой
Слайд 10
Характеристика населения
с
Один
работает
интерактивной
доской
(отмечает
границы
государства,
соседей, моря и
океаны,
омывающие
страну,
остальные на
контурной карте
Знакомятся
по карте с АТД,
основные
моменты
записывают в
тетрадь
С помощью
программы ГИС
«Живая
география»
заполняют
таблицу
раздаточном
материале
на
Устно,
основные
моменты
записывают в
1 мин.
5 мин.
3 мин.
10 мин.
5 мин.
2 мин.Слайд 11
Этнический состав населения
Слайд 12
Ведущие отрасли специализации
промышленных центров
Слайд 13
План характеристики отрасли
промышленности
В
«Живой
географии»
Недра
транспорт мира,
используются карты:
Земли,
промышленность мира
тетрадь
Устный
анализ,
переписывают в
тетрадь
3 мин.
10 мин
Устный
анализ
Знакомятся
в
с
по раздаточному
материалу.
Работают
парах,
помощью
программы ГИС
«Живая
география»
дают
характеристику
1 из ведущих
отраслей, затем
рассказывают
друг
другу.
Центры своей
отрасли наносят
на контурную
карту
3 мин.
Слайд 14
Макрорегионы США
Устно
знакомятся с 4
макрорегионамиI
V
V
Закрепление
изученного
материала
составить комплексное
Цель:
выявить
описание
современные
и
перспективы
страны,
проблемы
Работа будет проходить в
группах.
Представители от каждой группы
высказывают мнения группы .
Расхождение мнений между
группами
обсуждается
фронтально ходе беседы. По всем
спорным вопросам должны
прийти к соглашению.
Подведение итогов.
Цель:
обобщить
систематизировать
знания.
и
полученные
Сможете ли вы дать прогноз о
возможном экономическом развитии
страны. Какими факторами вы это
объясните?
V
I
Домашнее задание
Слайд 15
Цель: закрепить полученные на
уроке знания.
Сделать
сообщение
и
презентацию по
выбранному
макрорегиону, используя типовой
план
3 мин.
Делятся на
группы,
устно
рассказывают о
проблемах и
перспективах
2 мин.
Один ученик
обосновывает
свой ответ (2 – 3
ученика)
Записывают в
дневник
1 мин.
Межпредметные связи:
Информатика: работа с разными программами
Экономика: знание основных экономических понятий, характеризующих
структуру хозяйства страны (экономика, отрасль, экономическое развитие и т.
д. )Усвоение учащимися знаний:
Особенности населения и отраслей хозяйства США, внутренние различия в
пределах страны.
Учащиеся должны продемонстрировать умения:
работать с картографическими произведениями;
читать таблицы;
строить схемы;
описывать зависимость между структурой хозяйства и уровнем развития
страны;
устанавливать причинноследственные связи между явлениями;
сотрудничать с учителем и одноклассниками в парах, группах и
индивидуально.
совершенствовать умения по использованию интерактивных средств
обучения.
отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.