Углеводы. Моносахариды.
Разработала: преподаватель химии
Ракчеева Наталия Александровна,
ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»,
Химик не такой должен быть,который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данныхможет делать теоретические выводы. М.В.Ломоносов
Физические свойства глюкозы:
Кристаллическое вещество
Белого цвета
Сладкое на вкус
Без запаха
Растворимое в воде
Исследуйте характер среды раствора глюкозы индикатором
Вывод : характер среды - нейтральный
Тема урока «Углеводы. Моносахариды»
Цель урока:
1. Установить структурную формулу глюкозы;
2. изучить её физические и химические свойства;
3. выяснить области применения и биологическое значение углеводов для живых организмов.
Классификация углеводов
Моносахариды
Дисахариды
Полисахариды
Глюкоза
Фруктоза
Рибоза
С6Н12О6
(не гидролизуются)
Сахароза
Лактоза
С12Н22О11
(гидролизуются на 2 молекулы моносахаридов)
Крахмал
Целлюлоза
Гликоген
(С6Н10О5)n
(гидролизуются на большое количество молекул моносахаридов)
Структурная формула глюкозы
ВЫВОД: Глюкоза является бифункциональным соединением, т.к. содержит 2 ФГ – одну альдегидную и 5 гидроксильных.
Полное окисление глюкозы
В живом организме происходит окисление глюкозы кислородом воздуха- образуется углекислый газ и выделяется энергия, необходимая для функционирования клетки.
C6H12O6 + 6O2 6 CO2 + 2H2O
Мини-проекты
1.Значение глюкозы в жизни растений и животных. Применение глюкозы.
2. Интересные факты о глюкозе.
Фотосинтез
Источником углеводов для живых организмов является фотосинтез, осуществляемый растениями.
Процесс фотосинтеза:
6CO2 + 6H2O + 2920 кДж свет C6H12O6 +6O2
Фотосинтез
Ежегодно зеленые растения поглощают в процессе фотосинтеза около 200 млрд. тонн углекислого газа.
В атмосферу высвобождается 130 млрд. тонн кислорода и синтезируется 50 млрд. тонн органических соединений.
Биологическое значение
Животные организмы получают моносахариды
из растительных источников, а затем используют их для синтеза полисахаридов либо для получения энергии в результате метаболизма.
Сахарный диабет
В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %).
Превышение содержания глюкозы в крови до уровня 180 мг в 100 мл крови свидетельствует о нарушении углеводного обмена и развитии заболевания – сахарного диабета.
Сахарный диабет
Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови.
Нормальное содержание глюкозы
Повышенное содержание глюкозы
Интересные факты о глюкозе
“Быть может, оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них.“Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ Паганель - Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно”.
Когда клетка дышит кислородом, глюкоза “сгорает” в ней, превращаясь в воду и углекислый газ и выделяет энергию.
C6H12O6 + 6O2 6 CO2 + 2H2O
Гликолиз -“расщепление сахара”
При распаде глюкозы образуется не вода и углекислота, а более сложное вещество — молочная кислота.
Именно она сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна.
Эксперимент. Обнаружение глюкозы в ягодах и фруктах
Оборудование:
свежий виноград, разбавленные растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, пробирка, пробиркодержатель, спиртовка.
Ход эксперимента:
1.Выжать из винограда сок в пробирку.
2. Разбавить сок вдвое водой и прилить к полученному раствору равный объем щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (II).
3.Нагреть пробирку со смесью в пламени горелки.
видео
Размышление-загадка
+ Cи(ОН)2 глицерат меди (р-р ярко-синего цвета)
Н-СОН + 2Cи(ОН)2 Н-СООН+ Си2О +2Н2О
ХИМИЧЕСКИЙ МИНИ-ФУТБОЛ
Правила игры просты: щелчком мыши по мячу вы забиваете гол. Если ответ верный, то мяч летит в ворота соперника. А если неверный, то, увы, мяч - в ваших воротах.
Удачи!
ПОРА ЗАБИВАТЬ НЕ НА УЧЁБУ,
А В ВОРОТА!
Вещества, состоящие из атомов углерода, водорода и кислорода, при чем соотношение между атомами Н и О такое же как в воде 2:1, называются
Рефлексия
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал …
Теперь я могу …
Было интересно …
Полученные знания я смогу применить…
Самооценка работы на уроке
Если вы набрали 12-13 баллов- ваша оценка «5»,
10-11 баллов- ваша оценка «4»
9-7 баллов –ваша оценка «3»
6 и мнее балла- ваша оценка «2».
Рефлексия
Если считать, что полное усвоение учебного материала урока соответствует дистанции, то покажите точкой ваше место нахождения.
А______________________________________________В
Цель урока:
1.установить структурную формулу глюкозы;
2. изучить её физические и химические свойства;
3.выяснить области применения и биологическое значение углеводов для живых организмов.
Домашнее задание:
конспект;
осуществить превращения:
1 вариант: углерод → оксид углерода(IV) → глюкоза → сахароза
2 вариант: оксид кальция → карбид кальция → ацетилен→ углекислый газ→ глюкоза
Приготовить сообщение о применении крахмала.
Источники материалов
1.Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразовательных. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; Под ред. В.И. Теренина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 304с.: ил.;
2.Уроки химии в 10 – 11 классах: Методическое пособие для учителя/ Р.Г. Иванова, А.А. Каверина, А.С. Корощенко. – М.: Просвещение, 2009. – 190с.: ил.;
3.Мультимедиа учебный курс «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия»;
4. Шаблон презентации: http://pedsovet.su/load/321-1-0-13888.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.