Презентация по информатике на тему «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы» 9 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка .doc
Сюткина Елена Николаевна, учитель информатики МБС УВУ ОТ СОШОТ г. Губаха Методическая разработка урока по информатике  для обучающихся 9 класса по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма.  Блок­схемы» Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок­схемы. Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя  алгоритма и основными алгоритмическими структурами. Задачи: 1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов. 2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами. 3. Научить обучающихся создавать блок­схемы алгоритмов. 4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического  мышления. Тип урока: Урок усвоения новых знаний.  Оборудование: 1. Современные компьютеры, имеющие выход в Интернет.                              2. Мультимедийный проектор. Оснащение:       Плакат «Базовые алгоритмические структуры».                              Презентация Power Point. Список использованной литературы: УМК  Н. Д. Угринович, Л. Л. Босовой Продолжительность проведения: два урока по 45 минут.   Ход занятия     1.Организационный момент Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную  тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд) 2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний. Учитель: Предлагаю Вам самостоятельно найти в сети Интернет значение слова  «АЛГОРИТМ». Индивидуальная работа обучающихся на ПК, краткая запись понятия алгоритма в  тетради, обмен мнениями.  Учитель: Молодцы, ребята! Алгоритм ­ это описание детерминированной  последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата заСюткина Елена Николаевна, учитель информатики МБС УВУ ОТ СОШОТ г. Губаха конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд. (Демонстрация  презентации, 2 слайд) Мой помощник, ваш одноклассник,  подготовил историческую справку о происхождении  слова «алгоритм»,  для этого он  использовал – учебник, справочники, интернет­ресурсы. Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ» Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед  ибн Муса ал­Хорезми. Ал­Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила  выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.  В латинском переводе книги Ал­Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» ­ это автор правил, и стали просто называть  правила алгоритмами. В настоящее время  слово «алгоритм» является одним из важнейших  понятий науки информатики. (Демонстрация презентации, 3 слайд) 3. Этап усвоения новых знаний. Учитель: Итак, алгоритм ­ это описание детерминированной последовательности действий,  направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных  шагов с помощью понятных исполнителю команд. 1. Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?  2. Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь  столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» (Демонстрация  презентации 4слайд) Обмен мнениями в группах.   Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство,  способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 5 слайд) Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из  приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:  Сосчитайте число окон в своём доме.  Сосчитайте звёзды на небе.  Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на  автобусе или другом транспорте).  Иди туда, не знаю куда.       Принеси то, не знаю что. (Демонстрация презентации  6 слайд) Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).Сюткина Елена Николаевна, учитель информатики МБС УВУ ОТ СОШОТ г. Губаха  Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это  означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно  считать алгоритмом.  Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага  невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт  результат действия алгоритма.  Детерминированность (определённость). Означает, что действия, выполняемые на  каждом шаге, однозначно и точно определены.  Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.  Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке  и выполнимые исполнителем.  Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого  количества однотипных задач с различающимися условиями.  (Демонстрация презентации   7, 8, 9 слайды) Учитель:  Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи  алгоритмов). 1.Словесно­формульный Например,  Составить алгоритм решения арифметического выражения  (23+34)*57/3 1 шаг 23+34=57 2 шаг 57*57=3249 3 шаг 3249/3=1083 2. С помощью алгоритмического языка Например,  Составить алгоритм решения алгебраического выражения  x=2y+z                     алг Выражение                     арг y,z:цел                     рез  x:цел                     нач                        x:=2*y                        x:=x+z                     кон 3. ТаблицыСюткина Елена Николаевна, учитель информатики МБС УВУ ОТ СОШОТ г. Губаха 4.Блок­схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические  фигуры.           Начало Данные Последовательность  команд Условие Объявление переменных Начало и конец алгоритма Описание ввода и вывода данных Описание линейной последовательности команд Обозначение условий в алгоритмических  структурах «ветвление» и «выбор» Объявление переменных или ввод комментариев  (Демонстрация презентации, 10­11 слайды) Учитель: Какие типы алгоритмов существуют? (Рассказ учителя с демонстрацией  примеров различных алгоритмических структур).  Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за  другой.  Разветвлённый (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») ­ алгоритм, в  котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или  другая серия команд.  Циклический (алгоритмическая структура «цикл») ­ это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор,  пока выполняется условие.  Вспомогательный ­ самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком,  который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов. (Демонстрация презентации, 12­16 слайды) 4.Этап закрепления знаний. 4.1. Самостоятельная  работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах  сообщает учителю.  Примерные вопросы: 1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов. 2. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами. 3. Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?Сюткина Елена Николаевна, учитель информатики МБС УВУ ОТ СОШОТ г. Губаха 4. Перечислите основные элементы блок­схемы и их назначение. (Демонстрация презентации,  17 слайд)  Учитель: Информационная переменка (физминутка).  4.2. Индивидуальная работа на компьютере: Создание на компьютере с помощью Microsoft Office Word блок­схемы линейного,  разветвлённого, циклического алгоритмов. Пояснение: При работе необходимо использовать  элементы блок­схемы.  (Демонстрация презентации, 18 слайд) 5.Этап информации о домашнем задании. Учитель: Запишите домашнее задание:   1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович, стр. 105­109 (обязательно). 2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас»,  используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!  (Демонстрация презентации, 19 слайд). Спасибо за урок! До свидания, ребята.

Посмотрите также