Внешняя политика Александра Первого в период 1801 - 1812 гг. В презентации - характеристика личности Александру либеральные реформы Александра (просвещенный абсолютизм): министерская реформа, указ о вольных хлебопашца, и тд. , "Негласный комитет", Проект М.М. Сперанского: разделение властей, избирательное право, причины отстранения Сперанского.
Внутренняя политика
Александра I
1801 – 1812 года
Личность Александра Павловича
Воспитатель — швейцарец
якобинец Фредерик Сезар Лагар
познакомил его с принципами
гуманности Руссо
Военный учитель Николай
Салтыков — с традициями русской
аристократии,
Отец передал ему своё пристрастие
к военному параду и научил его
совмещать душевную любовь к
человечеству с практической
заботой о ближнем
«Негласный комитет»
18011807 гг
Политике просвещенного
абсолютизма Александра I
• В армию возвращались
уволенные Павлом I офицеры,
• политические заключенные
освобождались,
• был разрешен свободный
въезд и выезд из страны,
уничтожена “тайная
экспедиция”
•
• Разрешалось покупать не
заселенные земли купцам и
крестьянам
Политике просвещенного
абсолютизма Александра I
• Прекращены пожалования
дворянам крепостных
крестьян
• Запрещена публикация
объявлений о продажи
крепостных крестьян
• Улучшение содержание
заключенных
• Восстановление
«Жалованной грамоты
дворянству» и
«Жалованной грамоты
городам»
Политике просвещенного
абсолютизма Александра I
• Указ «О правах и
обязанностях Сената»
• Министерская реформа (1802 г)
• Указ «О вольных хлебопашцах»
(1803 г)
• Реформа образования
•
«Введение к уложению
государственных законов» –
проект преобразований
Реформа образования
• В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных
заведений, внёсшее новые принципы в систему образования:
бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших
его ступенях, преемственность учебных программ.
• Территория империи была разделена на шесть учебных округов
• Основаны новые университеты — Дерптский (1802), Виленский
(1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804).
• Открытый в том же 1804 году
Петербургский Педагогический институт был также преобразован в
1819 году в университет.
• В Ярославле на частные средства открылось в 1803 году
Демидовское высших наук училище
1811 г – основание Царскосельского лицея
•
Проект преобразований «Введение к уложению
государственных законов» – М.М. Сперанского
Деление население России на три
сословия:
1. дворянство имеет гражданские и
политические права;
2. «среднее состояние» имеет
гражданские права (право на движимую
и недвижимую собственность, свободу
занятий и передвижений, выступать от
своего имени в суде) — купцы, мещане,
государственные крестьяне.
3. «народ рабочий» имеет общие
гражданские права (гражданская
свобода личности): это помещичьи
крестьяне, рабочие и домашние слуги.
Проект преобразований «Введение к уложению
государственных законов» – М.М. Сперанского
Предполагалось реализовать
разделение властей:
на законодательную
(Государственный совет,
губернские, окружные, волостные
думы),
исполнительную (министерства и
учреждения губернские,
окружные, волостные)
судебную (Сенат, губернские и
окружные суды).
Проект преобразований «Введение к уложению
государственных законов» – М.М. Сперанского
Выборы в представительный орган
предполагались четырёхступенные с
избирательным
имущественным цензом для
избирателей.
Доступ к выборам должны были
получить землевладельцы
(помещики) и верхи городской
буржуазии.
Проект преобразований «Введение к уложению
государственных законов» – М.М. Сперанского
При императоре создаётся
представительный орган —
Государственный совет и
Государственная Дума.
Император сохраняет всю полноту
власти: сессии император мог прервать и
даже распустить, назначив новые
выборы.
Госдума рассматривалась как
представительный орган при
императоре.
Императору же принадлежало право
назначения министров и сенаторов.