Авторская позиция и средства ее выражения в тексте для 10 класса. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. На данном уроке были использованы некоторые приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Авторская позиция и средства ее выражения в тексте.docx
Авторская позиция и средства ее выражения в тексте. 10й класс
Гюлев Алим Сабирович, учитель русского языка
Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных
технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов,
осмысление, рефлексия.
На данном уроке были использованы некоторые приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП
(Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Цель урока: Создание условий для личностноориентированной направленности обучения
средствами технологии РКМЧП.
Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие
посредством диалога и творческих работ.
Формирование навыков работы с текстом.
Тип урока: Анализ художественного текста.
Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Вступление:
Учитель сообщает классу, что на уроке будет прочитана сказка о зайце, и предлагает детям, еще
не приступая к чтению, подумать, что им известно о зайцах: как думают и говорят о них люди, в
каких условиях они живут? Затем учащиеся пытаются предсказать, какова может быть мораль
этой сказки.
Стадия вызова. Свободное письмо и обмен мнениями.
1. Попросите учащихся в течение приблизительно 7 минут писать на тему: “Какая мораль
может быть в сказке о зайцах”. Предложите им начать так: “Я думаю, что мораль может
быть такая...”
1 Закончив писать, учащиеся делятся написанным с партнером.
Комментарий:
Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и
способностью слышать течение времени, свидетельствующие о грустных сторонах человеческой
жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в
литературном произведении явно, а что скрыто между строк.
Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.
(Раздается первая Часть текста)
Учащиеся читают и обдумывают часть I.
Затем они пишут ответы на нижеследующие вопросы. Ответы сводятся в таблицу на доске. – Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш
собеседник или как ученыйбиолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть
может, он напомнил вам еще когото? Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше
мнение?
(Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).
Комментарий:
С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с
устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое
приглашение, которые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым
рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация
постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.
– Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой
прогноз на листе бумаги или в тетради.
Раздается вторая часть текста
– Читая текст части II, попытайтесь представить себя на месте Зайца.
– Что вы ощутили?
– Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?
– Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои
ответы в таблицу .
– Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на
одной странице.)
– Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали
вам основания так думать?
Комментарий:
Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.
(Раздается третья часть текста)
Ознакомьтесь со следующими вопросами:
– Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами
достигает этого автор?
Комментарий:
Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани
самоубийства, опасения “сильных мира сего”, превращение “маленького”, забитого человека в
личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст
тем не менее попрежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость
момента и ярко представляем себе героев. – Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное
изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в
себе)
Учащиеся делятся своими соображениями.
Комментарий:
По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все
явственней становится и изменение угла зрения: от детского – к взрослому. Учащиеся могут быть
попрежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней
части текста, они его почувствуют.
(Раздается часть IV)
– Насколько неожиданной была для вас эта часть?
– Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1)
– О чем всетаки эта сказка?
– Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг
другу, почему вы так думаете.
– Действительно ли это – сказка?
– Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.
Ученик другого класса написал так:
“Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей,
но теперь я думаю, что она, для взрослых”.
– Вы с ним согласны? Почему?
– Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в
таблицу (Табл. 4).
Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов
– Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем,
попробуйте написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши
заключения с тем, что написал С. Козлов:
Стадия размышления:
Свободное письмо:
А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря: “Когда время шуршит – всем
страшно”?
Чтобы ознакомить класс с результатами письменной работы, можно устроить выставку под
названием: “Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне
в голову”. Учащиеся могут нарисовать героев сказки. На этот же стенд помещаются таблицы,
которые заполнялись по ходу урока. Заключение:
Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, “мгновенное значение”.
Каждый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться.
Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности
и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения.
Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его
создается заново.
Презентация по литературе (10 класс)
Презентация по литературе (10 класс)
Презентация по литературе (10 класс)
Презентация по литературе (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.