Цели урока:
Образовательный аспект:
1. обобщение изученного по теме «Малые фольклорные жанры»;
2. умение различать пословицы и поговорки;
3. умение объяснять смысл пословиц и поговорок;
4. умение использовать в своей речи пословицы и поговорки;
5. знакомство с понятием синквейн и его составлением.
Развивающий аспект:
1. развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся;
2. развитие коммуникативности, умения работать в малой творческой группе;
3. развитие умения использовать материал пословиц и поговорок в исследовательской деятельности.
Воспитательный аспект:
1. воспитание умения выражать свою точку зрения;
2. умение видеть в пословицах и поговорках народную мудрость, опыт, нравоучительный смысл.
Сценарий открытого урока.doc
Министерство образования и науки РФ
МКОУ «Чулатская СОШ»
Табасаранского района
Республики Дагестан
Сценарий открытого урока
литературы в 5 в классе
на тему:
«Путешествие в страну
пословиц и поговорок»
Подготовил:
Гюлев Алим Сабирович,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
. «Путешествие в страну пословиц и поговорок»
Чулат, 2018
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Форма проведения: путешествие
Оборудование урока: раздаточный материал, мультимедийная презентация с
использованием иллюстраций.
Средства обучения: мультимедиа установка, экран, компьютер.
Цели урока:
Образовательный аспект:
1. обобщение изученного по теме «Малые фольклорные жанры»;
2. умение различать пословицы и поговорки;
3. умение объяснять смысл пословиц и поговорок;
4. умение использовать в своей речи пословицы и поговорки;
5. знакомство с понятием синквейн и его составлением.
Развивающий аспект:
1. развитие ассоциативного мышления, творческих способностей
учащихся;
2. развитие коммуникативности, умения работать в малой творческой
группе;
3. развитие умения использовать материал пословиц и поговорок в
исследовательской деятельности.
Воспитательный аспект:
1. воспитание умения выражать свою точку зрения; 2. умение видеть в пословицах и поговорках народную мудрость,
опыт, нравоучительный смысл.
Методы: элементы технологии развития критического мышления (кластер,
коммуникативная
синквейн),
исследовательский,
репродуктивный,
технология.
Класс делится на 2 группы, путешествие проходит в форме соревнования. В
конце урока подводятся итоги, по результатам которых оценивается команда
и отдельно от них наиболее активные учащиеся.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, организация правильной посадки по группам, настрой
учащихся на дружескую волну.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Говорят, «Со своим уставом в чужой монастырь не
ходят», но «Один в поле не воин», поэтому поддержите меня. Я пришел к вам
с миром и новыми знаниями, а «Учиться – всегда пригодится»! (слайд 1)
С каким настроением вы пришли на урок?
II. Проверка домашнего задания. Проверять домашнее задание мы будем по
ходу урока, когда я вас об этом буду просить.
III. Постановка цели занятия перед учащимися.
Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое
путешествие. Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые
знакомые. Кто они? Отгадайте шараду: приставка, как в слове побежать, корень как в слове
дословный, суффикс из слова ученица, а окончание, как в слове рука.
(пословица)
Кто является близким другом пословице? (поговорка)
Значит, о чем мы будем сегодня говорить? По какой стране мы будем
путешествовать? (слайд 2)
Как настоящие путешественники мы будем вести путевой дневник,
который лежит перед вами на партах. А не потеряться, не заблудиться в пути
нам поможет эта замечательная карта.
Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной
стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова.
Например, эти: «Крибле, крабле…»
IV. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся
Посмотрите, где это мы оказались! (слайд 3)
1. На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес.
Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши
старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется
задержаться здесь немного и выполнить задание. Не забываем делать записи в
путевом дневнике.
Работа у доски.
Составление кластера «Устное народное
творчество».
Кто из вас быстрее узнает старых знакомых?
УНТ
ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ ЗАГАДКИ ПЕСНИ СКАЗКИ
ПОТЕШКИ БЫЛИЧКИ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ СКОРОГОВОРКИ (Далее представление творческим группам результатов работы над
первым заданием)
2. 1ое задание. (слайд 4)
Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие
красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле
пословиц! Давайте вспомним, что называется пословицей? Кто из вас
окажется быстрее.
(Группа, которая быстрее поднимет руку, называет определение
пословицы)
Их называют «зернами народной мудрости». На ваших столах тоже есть
небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам
приготовили.
Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать
целые пословицы.
(Для каждой творческой группы дается одинаковое количество
пословиц и поговорок)
Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.
Оформите вторую страницу дневника.
(Представление результатов работы)
Комментарий учителя: О чем эти пословицы? Объясните смысл одной
из пословиц по желанию.
2ое задание. Дома вы должны были записать примеры пословиц.
Учащиеся в творческих группах читают названия пословиц.
Проведем исследование и скажем. Для чего нужны пословицы людям?
Что они передают? Какие пословицы вы больше употребляете в речи?
Физминутка. (слайд 5)
Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной: Я пословиц много знаю,
Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).
Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)
И садитесь по местам.
3. (слайд 6). А дорожка ведет нас дальше, на самый берег быстрой
говорливой речки. Это река Поговорка. Перебираться через нее придется по
одному. Для этого нужно сказать, что называется поговоркой? Чем она
отличается от пословицы?
3е задание. На партах лежат половинки поговорок. Нужно их собрать,
чтобы перебраться через реку и не утонуть.
4е задание. Приведите примеры поговорок о труде. Кто окажется
быстрее. Самостоятельная работа. Фронтальный опрос.
4. Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки.
Только что это за переполох?! Прислушайтесь! (Звучит песня «Небылицы» В.
Шаинского и Ю.Энтина) В этой деревеньке творятся самые невероятные
вещи, и называется она Небылицыно. Рассказать о том, что происходит на
улицах деревушки, нам помогут небылицы, которые вы сами составите.
(слайд 7)
5е задание
Опорные слова, данные в начальной форме, изменив, свяжите так, чтобы
получилась небылица. Представьте свои небылицы в лицах, оформите
страничку путевого дневника.
4.
Вспомните, с какими фольклорными жанрами мы работали на
уроке, нанесите их названия на карту. Придумайте название чудесной стране,
оформите последнюю страницу.
Рефлексия. Сейчас мы ребята посмотрим, какие впечатления у вас
остались от урока. Мы составим синквейн о пословицах и поговорках. Хотите
узнать, что это такое? (слайд 8) Синквейн стихотворение из пяти строк, написанное по
определенным правилам.
1 строка заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема
синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о.
2 строка два п р и л а г а т е л ь н ы х.
3 строка три г л а г о л а.
4 строка фраза, несущая определенный смысл.
5 строка вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).
Посмотрите, что получилось у меня (слайд 9).
Пословица.
Мудрая, верная.
Учит, обобщает, помогает.
Передается из уст в уста.
Народная мудрость.
V. Итог урока. (слайд 10)
Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край.
Но сказочный луг не хочет с нами прощаться, он приглашает нас в соседнюю
страну (не зря этот луг простирается по границе), имя которой «Сказка».
Впереди у нас много неожиданных, интересных встреч и открытий.
Домашнее задание (дифференцированное):
VI.
1.
Принести любимые сказки, рассказать о них (для всех);
2.
3.
Нарисовать иллюстрацию к одной пословице или поговорке;
Ответь письменно на вопрос: «Что скрывается в пословицах
и поговорках?»
Литература
1. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература: 5 класс: М.:
«Просвещение», 2017 2. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин. Читаем, думаем, спорим…
Дидактические материалы по литературе. 5 класс. М.: «Просвещение», 2014
Авторский комментарий
На уроке были использованы следующие виды работ: фронтальная,
самостоятельная работа, а также групповая форма обучения, позволяющая
каждому ученику обобщить свои знания по данной теме на посильном уровне.
Игровая форма урока путешествие позволила учащимся показать и
проявить свои творческие, интеллектуальные способности, фантазию, знания
по пройденному материалу. Большинство учащихся проявило интерес к
составлению синквейна, что позволяет говорить о том, что у них развито
критическое мышление, способность проявлять себя в нестандартных
ситуациях.
задания учитывается
домашнего
При
выборе
дифференцированный подход, учащиеся самостоятельно выбирают задание.
Материал данного урока можно использовать при написании
исследовательской работы по малым жанрам устного народного творчества –
пословицам и поговоркам.
Презентация по литературе (5 класс)
Презентация по литературе (5 класс)
Презентация по литературе (5 класс)
Презентация по литературе (5 класс)
Презентация по литературе (5 класс)
Презентация по литературе (5 класс)
Презентация по литературе (5 класс)
Презентация по литературе (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.