Презентация по литературе "Интерпретация рассказа В. В. Набокова "Гроза"" (9 класс) включает в себя сведения о писателе, теоретические сведения, анализ сюжета произведения,темы, идеи. композиционный анализ. Сопоставляете рассказ с библейским сюжетом и стихотворение А. С. Пушкина "Пророк". Данная работа поможет при анализ произведения.
Интерпретация рассказа
В.В.Набокова «Гроза»
интерпретация
• Истолкование
смысла
литературного произведения и
отдельных его образов; процесс
постижения,
понимания
содержания
художественного
произведения.
• Интерпретация = оценка, смысл,
аргументация
1899 года
Владимир Владимирович Набоков
Владимир Набоков родился 10 (22)
апреля
в
аристократической семье известного
российского
политика
Владимира Дмитриевича Набокова. В
обиходе
Набокова
использовалась три языка: русский,
английский, и французский, — таким
образом,
в
совершенстве владел тремя языками
с раннего детства. По собственным
словам, он научился читать по-
английски прежде, чем по-русски.
Революция 1917 года
заставила
Набоковых перебраться в Крым, а
затем, в 1919 году, эмигрировать из
России.
В.В.Набоков побывал
во многих
странах Европы, Америки. Последние
семьи
будущий
писатель
• В основе – библейская легенда об
Илье-пророке и его ученике
Елисее
• Взаимосвязь с «Пророком»
А.С.Пушкина
«Гроза»
Сюжетный анализ
• Соединение реального и
мистического – сон и явь
• Многозначность названия:
природное явление и обретение
дара
Пророк Илья
Пророк не имеет чести в своем отечестве
• Имя пророка Илии переводится как
«Бог мой Господь», что выражает
основное содержание его служения
(ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна
борьба за поклонение единому Богу
и своими делами являвшего Его
могущество.
• Елисей стал учеником пророка Илии
и свидетелем его восхождения на
небо в огненной колеснице.
• Илия был взят на Небо живым:
«вдруг явилась колесница огненная
и кони огненные, и разлучили их
обоих, и понесся Илия в вихре на
Небо» (4Цар.2:11). Согласно
Библии, до него живым на небеса
был взят лишь Енох, живший до
Потопа (Быт.5:24).
А.С.Пушкин «Пророк»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
Тема и идея
• Тема творчества, писательского
таланта, вдохновения.
• Проблема возможности обретения
писательского дара божественным
путем
• Идея – получение дара
прорицания учеником от учителя
Композиционный анализ
• Рамочная композиция (рассказ в
• 1 часть – описание природы перед
рассказе)
грозой
• 2 часть – сон повествователя
• 3 часть - природа после грозы,
счастье молодого человека,
1
3
получившего дар прорицания
2