Презентация по литературе на тему "Анализ стихотворения Игоря Северянина "Классические розы" 11 класс"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 26.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации представлен анализ стихотворения "Классическое розы" известного поэта Серебряного века Игоря Северянина: ключевые слова, семантические группы, пространство, базовый концепт ( образ роз и его смыслоорганизующая роль в стихотворении), дается отсылка к интертексту ( стихотворению И.Мятлева "Как хороши, как свежи были розы...")презентация к уроку литературы по поэзии Серебряного века в 11 классе
Иконка файла материала Игорь Северянин.pptx
Анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 Емельяненко Н.В.
Историческая справка  Стихотворение розы» «Классические написано им в 1925 году. В это время он уже 7 лет жил в Эстонии, куда перебрался в 1918 г. после Октябрьской революции. Находясь за рубежом, он много писал о той стране, в которой но стихотворение «Классические розы», жил,
Ключевые слова • времена, грезы, сердца, розы, слава, лета, слезы, страна, воспоминания, грозы, дом, Россия, гроб
Три семантические группы • эмоциональное состояние грезы, слава, слезы, грозы, сердца • время воспоминания, лета • место страна, дом, Россия, гроб
Пространство • К финалу стихотворения пространство сужается : от просто «страны», сначала никак не названной, автор приходит к «России», которая в данном контексте является синонимом «дома». В конце пространство, в котором находится лирический герой, обозначается только понятием «гроб», максимально узким и практически безвыходным.
Базовый концепт Розы • Имеют двойственную природу: это неоспоримая красота бутона, но в то же время опасность, заключенная в шипах, покрывающих ствол. Поэтому этот символ всегда имел двойное значение: это красота, любовь, радость, блаженство, но в то же время, символ траура и загробной жизни.
Образ розы • образ цветка предстает в двойном значении: это и розы любви, славы, весны и ярких позитивных воспоминаний, и розы, «брошенные в гроб», т.е. положенные на могилу, символизирующие уход из жизни, траур. Образ в стихотворении резко меняет эмоциональную окраску: вначале это действительно символ радости, молодости, «цвета» жизни; в финале же образ становится не просто траурным, печальным, но даже трагическим.
Мотив воспоминания • первые две строфы: лирический герой обращается к «тем временам», когда жизнь действительно цвела, и не только для него (хоть он и говорит о его собственных любви, славе и весне), но и для народа, людей, в чьих сердцах «роились грезы» вторая строфа: то время, та страна, которая ассоциируется с радостью, любовью и славой, уже утрачена, ее нет.
Время Три временных пласта: • прошлое – первая строфа (глаголы «роились», «были») • настоящее – вторя строфа (глагол «льются», частица «нет») • будущее - третья строфа (глаголы «будут», «вернуться»)
Эмоциональная окраска яркие эмоции: • это может быть крик, крик радости, отчаяния или горя, это отрывочные, «рваные» фразы, характеризующие состояние героя
Интертекст • Эпиграф – строки из стихотворения И.Мятлева: • Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Мятлев, 1843 г.
Интертекст • в неизменном виде в стихотворении три раза повторяется строка из элегии И. Мятлева «Розы» (только в последнем четверостишии меняется время глагола): «Как хороши, как свежи были розы…».
Выразительные средства • Лексические • Синтаксические • Фонетические
Заключение Игорь Северянин похоронен в Таллинне на Александро-Невском кладбище. На памятнике выбиты его строки: Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
Заключение • «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир... Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха...» В.Брюсов статья «Игорь Северянин « (1915 г.)
• источник шаблона: Василевская Анастасия Сергеевна, КГУ «Средняя школа № 21» г. Петропавловска, учитель русского языка, сайт: http://pedsovet.su/