В презентации представлен анализ стихотворения "Классическое розы" известного поэта Серебряного века Игоря Северянина: ключевые слова, семантические группы, пространство, базовый концепт ( образ роз и его смыслоорганизующая роль в стихотворении), дается отсылка к интертексту ( стихотворению И.Мятлева "Как хороши, как свежи были розы...")презентация к уроку литературы по поэзии Серебряного века в 11 классе
Анализ стихотворения Игоря
Северянина «Классические розы»
Подготовила учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №3
Емельяненко Н.В.
Историческая справка
Стихотворение
розы»
«Классические
написано им в 1925
году. В это время он
уже 7 лет жил в
Эстонии,
куда
перебрался в 1918 г.
после
Октябрьской
революции. Находясь
за рубежом, он много
писал о той стране, в
которой
но
стихотворение
«Классические розы»,
жил,
Ключевые слова
• времена, грезы,
сердца, розы, слава,
лета, слезы, страна,
воспоминания, грозы,
дом, Россия, гроб
Три семантические
группы
• эмоциональное состояние
грезы, слава, слезы, грозы,
сердца
• время
воспоминания, лета
• место
страна, дом, Россия,
гроб
Пространство
• К финалу стихотворения
пространство сужается : от просто
«страны», сначала никак не
названной, автор приходит к
«России», которая в данном контексте
является синонимом «дома». В конце
пространство, в котором находится
лирический герой, обозначается
только понятием «гроб», максимально
узким и практически безвыходным.
Базовый концепт
Розы
• Имеют двойственную природу:
это неоспоримая красота бутона,
но в то же время опасность,
заключенная в шипах,
покрывающих ствол. Поэтому этот
символ всегда имел двойное
значение: это красота, любовь,
радость, блаженство, но в то же
время, символ траура и загробной
жизни.
Образ розы
• образ цветка предстает в двойном
значении: это и розы любви, славы, весны
и ярких позитивных воспоминаний, и розы,
«брошенные в гроб», т.е. положенные на
могилу, символизирующие уход из жизни,
траур. Образ в стихотворении резко
меняет эмоциональную окраску: вначале
это действительно символ радости,
молодости, «цвета» жизни; в финале же
образ становится не просто траурным,
печальным, но даже трагическим.
Мотив воспоминания
• первые две строфы:
лирический герой обращается к «тем
временам», когда жизнь действительно
цвела, и не только для него (хоть он и
говорит о его собственных любви,
славе и весне), но и для народа,
людей, в чьих сердцах «роились
грезы»
вторая строфа:
то время, та страна, которая
ассоциируется с радостью, любовью и
славой, уже утрачена, ее нет.
Время
Три временных пласта:
• прошлое – первая строфа
(глаголы «роились», «были»)
• настоящее – вторя строфа
(глагол «льются», частица
«нет»)
• будущее - третья строфа
(глаголы «будут», «вернуться»)
Эмоциональная окраска
яркие эмоции:
• это может быть крик, крик
радости, отчаяния или горя, это
отрывочные, «рваные» фразы,
характеризующие состояние
героя
Интертекст
• Эпиграф – строки из
стихотворения И.Мятлева:
• Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали
мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Мятлев, 1843 г.
Интертекст
• в неизменном виде в
стихотворении три раза
повторяется строка из элегии И.
Мятлева «Розы» (только в
последнем четверостишии
меняется время глагола): «Как
хороши, как свежи были розы…».
Выразительные
средства
• Лексические
• Синтаксические
• Фонетические
Заключение
Игорь
Северянин похоронен
в Таллинне на
Александро-Невском
кладбище. На
памятнике выбиты
его строки:
Как хороши, как
свежи будут розы,
Моей страной мне
брошенные в гроб!
Заключение
• «Это — лирик, тонко воспринимающий
природу и весь мир... Это — истинный
поэт, глубоко переживающий жизнь и
своими ритмами заставляющий читателя
страдать и радоваться вместе с собой. Это
— ироник, остро подмечающий вокруг
себя смешное и низкое и клеймящий это в
меткой сатире. Это — художник, которому
открылись тайны стиха...» В.Брюсов
статья «Игорь Северянин « (1915 г.)
• источник шаблона: Василевская
Анастасия Сергеевна, КГУ
«Средняя школа № 21» г.
Петропавловска, учитель русского
языка, сайт: http://pedsovet.su/