Данная презентация разработана для уроков литературы в 11 классе по творчеству В. П. Астафьева. Она рассказывает об основных этапах его жизни и творчества. Также в презентации даются обзор и краткий анализ произведений Виктора Петровича: повествования в рассказах "Царь-рыба" и повести "Печальный детектив".
ВИКТОР
ВИКТОР
ПЕТРОВИЧ
ПЕТРОВИЧ
АСТАФЬЕВ
АСТАФЬЕВ
19242001
Рождение и детство
Рождение и детство
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, в
семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича
Астафьева.
Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие
сестры умерли в младенчестве.
Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев
попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство».
Когда Виктору было семь лет, умерла мама.
После смерти матери Виктор жил у её родителей —
Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных.
О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной,
Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии
«Последний поклон».
После того, как отец Виктора вышел из
тюрьмы и еще раз женился, семья переехала
в город Игарка Красноярского края. Когда
отец попал в больницу, а новая семья
отвернулась от Виктора, он оказался в
буквальном смысле на улице. Проскитавшись
два месяца, был направлен в детский дом.
После шести классов в детдоме
Астафьев начал сам зарабатывать свой
хлеб.
В 1942 году ушёл добровольцем на
фронт. Военному делу обучался
в школе пехоты в Новосибирске.
Был шофёром, артразведчиком,
связистом. До конца войны
Виктор Астафьев оставался
простым солдатом.
После демобилизации в 1945 году
уехал на Урал, в город Чусовой,
Пермская область.
В 1945 году Астафьев
женился на Марии
Семёновне Корякиной.
У них было трое детей:
дочери Лидия (родилась и
умерла в 1947 году) и Ирина
(1948—1987) и сын Андрей
(род. в 1950 году).
В городе Чусовой
Пермской области
писатель сменил
несколько профессий:
был слесарем,
учителем,
кладовщиком, работал
на местном
мясокомбинате.
Однако кроме работы
Виктор интересовался
литературой: даже был
постоянным членом
литературного кружка.
Астафьев рабочий литейного цеха вагонного депо. г. Чусовой.
В 1951 в газете
"Чусовский рабочий"
был опубликован его
первый рассказ
«Гражданский
человек».
С 1951 года работал в
редакции этой газеты,
писал репортажи,
статьи, рассказы.
Первая его книга
«До будущей весны»
вышла в Перми в 1953
г.
.
В 1958 году Астафьев
был принят в Союз
писателей СССР. В
1959—1961 годах
учился на Высших
литературных курсах
в Москве.
С 1989 года по 1991
год Астафьев был
Народным депутатом
СССР.
В 1993 году подписал
«Письмо 42х».
В 1994 году «За
выдающийся вклад в
отечественную
литературу» писателю
была присуждена
Российская независимая
премия «Триумф».
В 1995 году за роман
«Прокляты и убиты»
В. П. Астафьев был
удостоен Государственной
премии России.
Последнее время
Виктор Петрович
жил на родине, в
селе Овсянка.
Умер после
тяжелой болезни
29 ноября 2001 г.
в г. Красноярске,
похоронен в селе
Овсянка.
Уже для первых рассказов Астафьева
было характерно внимание к
"маленьким людям" — сибирским
староверам (повесть Стародуб, 1959),
детдомовцам 1930х годов (повесть
Кража, 1966). Рассказы, посвященные
судьбам людей, которых прозаик
встретил во времена своего сиротского
детства и юности, объединены им в цикл
Последний поклон (19681975) —
лирическое повествование о народном
характере
В творчестве Астафьева в равной
мере воплотились две важнейшие
темы советской литературы 1960
1970х годов — военная и
деревенская.
В его творчестве — в том числе в
произведениях, написанных задолго
до горбачевской перестройки и
гласности, — Отечественная война
предстает как великая трагедия.
•
•
•
“...Любовь к родной природе – один из важнейших
признаков любви к своей стране...” К.Г.Паустовский
“Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения,
животные – все это части разбитого единого существа. А
человек и природа – это разум великого существа,
накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в
единство”. М.Пришвин
“...Воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к утке,
замерзающей в полынье городского водоема. А когда
станешь строителем, геологом... умей думать не только о
ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в
которой все подчинено извечному природному закону.
Уважай его. Тогда и он тебя уважит!” М.Пришвин
• Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный
лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть
любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев
Повесть «Царь-
Обзор и краткий
рыба»
(1976)
анализ
• Повествование в рассказах «Царь
рыба» и одноименный рассказ
написаны В. П. Астафьевым в 1973
году.
• Впервые «Царьрыба» была
опубликована в книге «Мальчик в белой
рубахе», вышедшей в издательстве
«Молодая гвардия» в 1977 году.
• Полностью «Царьрыба» была
опубликована только в 1993 году.
«Царьрыба»
Повесть получила Государственную
премию СССР в 1978 году.
Жанр Астафьев обозначил как
"повествование в рассказах".
Сюжетной канвой «Царьрыбы» стали
впечатления писателя от поездки по
родному Красноярскому краю.
Документальнобиографическая основа
органично сочетается с лирическими и
публицистическими отступлениями от
ровного развития сюжета.
Проблематика повести.
• Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из
которых посвоему отображает главную мысль
Астафьева: единство человека и природы. Отношение к
природе у писателя – показатель духовности. Отношение
к природе выступает в качестве проверки духовной
состоятельности личности. Человека он видит через
природу, а природу через человека.
• В «Царьрыбе» поставлено множество философских,
нравственных, экологических и социальных проблем.
• Природа не безгранична, в отношениях с ней человек
переступил нравственный рубеж.
• Путь подчинения природы воле и разуму человека – это
путь потерь не только природных богатств, теряется
человеческое в человеке – вот главная мысль, которая
проходит красной нитью через произведение.
“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так
было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего
мучаюсь? Почему? Зачем?
Нет мне ответа”.
Главная позиция автора.
Человек и природа есть единое целое, все
мы – порождение природы, ее часть, и
находимся вместе с законами, изобретенными
родом людским, под властью законов
природы.
И поэтому самое отношение человека и
природы Астафьев предлагает
рассматривать как отношение родственное,
как отношение между матерью и ее детьми.
«Печальны
й
детектив»
Обзор и краткий
анализ
• По жанру «Печальный детектив»
художественнопублицистический
роман.
Его название можно трактовать как
печальную криминальную историю,
рассказанную писателем и как печального
героя, профессия которогодетектив
• Главная тема – тема нравственности.
• Несложный, небольшой по объему роман
таит в себе очень сложное философское,
социальное и психологическое
содержание.
Кривицкий: “Суровая и горькая книга”.
Корякин: “Астафьев выворотил и выложил
перед нами такие кровоточащие куски,
выложил с такой беспощадностью и болью,
что первая невольная реакция
отвернуться, забыть, не знать”.
“Где выискал писатель этот Вейск,
населённый преступниками, насильниками и
негодяями?
В. Быков: “Это не роман, это крик
изболевшейся души: “Доколе!”
Жизненный идеал писателя это совесть, неравнодушие,
бескорыстие воплощен в Л. Сошнине. Это человек,
который противостоит злу не только по службе, но и по
совести. Писателю дорого его качество чувствовать себя
ответственным за зло.
Автор ценит добросердечие, великодушие, умение
чувствовать свою вину за тех, кто ошибся, чуткость и
скромность, с сожалением и горечью говорит, что лучшая
черта русского человека добросердечие превращается
во всепрощенчество.
Писатель готов отстаивать добросердечие, но не тогда,
когда оно помогает процветать бесчеловечной
жестокостью.
По мнению писателя, в наше время произошло смещение
нравственных критериев.
В конце роман переходит в рассуждение,
раздумье главного героя о судьбах
окружающих его людей, о беспросветности
существования.
В своих подробностях книга не имеет
характер трагедии, но в общих чертах она
заставляет задуматься о грустном. Писатель
часто за обыденным фактом личных
отношений видит и чувствует гораздо
больше. И тогда единичный случай
возводится в общее начало, превалирует над
частным.
В годы перестройки Астафьева
пытались втянуть в борьбу между
различными писательскими
группировками.
Но после долгих скитаний по стране
писатель поселился в родной
Овсянке, сознательно
дистанцировавшись от городской
суеты. Овсянка Астафьева стала
своеобразной "культурной Меккой"
Красноярского края.
. В 1996 Астафьев получил
Государственную премию России, в
1997 — Пушкинскую премию фонда
Альфреда Тепфера (ФРГ).
Умер Астафьев в с.Овсянка
Красноярского края 29 ноября
2001, похоронен там же.