Презентация по литературе на тему "Виктор Петрович Астафьев"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 01.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация разработана для уроков литературы в 11 классе по творчеству В. П. Астафьева. Она рассказывает об основных этапах его жизни и творчества. Также в презентации даются обзор и краткий анализ произведений Виктора Петровича: повествования в рассказах "Царь-рыба" и повести "Печальный детектив".
Иконка файла материала ВИКТОР Петрович Астафьев.ppt
ВИКТОР  ВИКТОР  ПЕТРОВИЧ  ПЕТРОВИЧ  АСТАФЬЕВ  АСТАФЬЕВ  1924­2001
Рождение и детство Рождение и детство Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, в  семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича  Астафьева.  Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие  сестры умерли в младенчестве.  Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев  попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство».  Когда Виктору  было семь лет, умерла мама.  После  смерти матери Виктор жил у её родителей —  Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных.  О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной,  Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии  «Последний поклон».
После того, как отец Виктора вышел из  тюрьмы и еще раз женился, семья переехала  в город Игарка Красноярского края. Когда  отец попал в больницу, а новая семья  отвернулась от Виктора, он оказался в  буквальном смысле на улице. Проскитавшись  два месяца, был направлен в детский дом.
После шести классов в детдоме  Астафьев начал сам зарабатывать свой  хлеб.
В 1942 году ушёл добровольцем на  фронт. Военному делу обучался  в школе пехоты в Новосибирске.  Был шофёром, артразведчиком,  связистом. До конца войны  Виктор Астафьев оставался  простым солдатом.  После демобилизации в 1945 году  уехал на Урал, в город Чусовой,  Пермская область. В 1945 году Астафьев  женился на Марии  Семёновне Корякиной.  У них было трое детей:  дочери Лидия (родилась и  умерла в 1947 году) и Ирина  (1948—1987) и сын Андрей  (род. в 1950 году).
В  городе Чусовой  Пермской области  писатель  сменил  несколько профессий:  был слесарем,  учителем,  кладовщиком, работал  на местном  мясокомбинате.  Однако кроме работы  Виктор интересовался  литературой: даже был  постоянным членом  литературного кружка.
Астафьев ­ рабочий литейного цеха вагонного депо. г. Чусовой.
В 1951 в газете  "Чусовский рабочий"  был опубликован его  первый рассказ  «Гражданский  человек». С 1951 года работал в  редакции этой газеты,  писал репортажи,  статьи, рассказы.  Первая его книга     «До будущей весны»     вышла в Перми в 1953  г. .
В 1958 году Астафьев  был принят в Союз  писателей СССР. В  1959—1961 годах  учился на Высших  литературных курсах  в Москве.    С 1989 года по 1991  год Астафьев был  Народным депутатом  СССР.    В 1993 году подписал  «Письмо 42­х».
В 1994 году «За  выдающийся вклад в  отечественную  литературу» писателю  была присуждена  Российская независимая  премия «Триумф».    В 1995 году за роман  «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев был  удостоен Государственной  премии России.
Последнее  время  Виктор Петрович  жил на родине, в  селе   Овсянка.      Умер после  тяжелой   болезни     29 ноября 2001 г.  в г. Красноярске,  похоронен в селе  Овсянка.
Уже для первых рассказов Астафьева  было характерно внимание к  "маленьким людям" — сибирским  староверам (повесть Стародуб, 1959),  детдомовцам 1930­х годов (повесть  Кража, 1966). Рассказы, посвященные  судьбам людей, которых прозаик  встретил во времена своего сиротского  детства и юности, объединены им в цикл  Последний поклон (1968­1975) —  лирическое повествование о народном  характере
В творчестве Астафьева в равной  мере воплотились две важнейшие  темы советской литературы 1960­ 1970­х годов — военная и  деревенская.  В его творчестве — в том числе в  произведениях, написанных задолго  до горбачевской перестройки и  гласности, — Отечественная война  предстает как великая трагедия.
• • • “...Любовь к родной природе – один из важнейших  признаков любви к своей стране...” К.Г.Паустовский “Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения,  животные – все это части разбитого единого существа. А  человек и природа – это разум великого существа,  накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в  единство”.  М.Пришвин “...Воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к утке,  замерзающей в полынье городского водоема. А когда  станешь строителем, геологом... умей думать не только о  ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в  которой все подчинено извечному природному закону.  Уважай его. Тогда и он тебя уважит!” М.Пришвин • Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный  лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть  любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев
Повесть «Царь- Обзор и краткий  рыба»  (1976) анализ
• Повествование в рассказах «Царь­ рыба» и одноименный рассказ  написаны В. П. Астафьевым в 1973  году.  • Впервые «Царь­рыба» была  опубликована в книге «Мальчик в белой  рубахе», вышедшей в издательстве  «Молодая гвардия» в 1977 году.  • Полностью «Царь­рыба» была  опубликована только в 1993 году.
«Царь­рыба» Повесть получила  Государственную  премию СССР в 1978 году.  Жанр   Астафьев обозначил как  "повествование в рассказах". Сюжетной канвой «Царь­рыбы» стали  впечатления писателя от поездки по  родному Красноярскому краю.  Документально­биографическая основа  органично сочетается с лирическими и  публицистическими отступлениями от  ровного развития сюжета.
Проблематика повести. • Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из  которых по­своему отображает главную мысль  Астафьева: единство человека и природы. Отношение к  природе у писателя – показатель духовности. Отношение   к природе выступает в качестве проверки духовной  состоятельности личности. Человека  он видит через  природу, а природу через человека. • В «Царь­рыбе» поставлено множество философских,  нравственных, экологических и социальных проблем.  • Природа  не безгранична, в отношениях с ней человек  переступил нравственный рубеж.  • Путь подчинения природы воле и разуму человека – это  путь потерь не только природных богатств, теряется  человеческое в человеке – вот главная мысль, которая  проходит красной нитью через произведение.
“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так  было. Так есть. Так будет. Всему свой час и время всякому делу под небесами: Время родиться и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное; Время убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться; Время стенать и время плясать; Время разбрасывать камни и время собирать камни; Время обнимать и время избегать объятий; Время искать и время терять; Время хранить и время тратить; Время рвать и время сшивать; Время молчать и время говорить; Время любить и время ненавидеть; Время войне и время миру. Так что же я ищу? Отчего  мучаюсь? Почему? Зачем?  Нет мне ответа”.
Главная позиция автора.  Человек  и природа есть единое целое,  все  мы – порождение природы, ее часть, и  находимся вместе с законами, изобретенными  родом людским, под властью законов  природы.  И поэтому самое отношение человека и  природы Астафьев предлагает  рассматривать как отношение родственное,  как отношение между матерью и ее детьми.
«Печальны й детектив» Обзор и краткий  анализ
• По жанру «Печальный детектив»­ художественно­публицистический  роман.  Его название можно трактовать как  печальную криминальную историю,  рассказанную писателем и как печального  героя, профессия которого­детектив • Главная тема – тема нравственности. • Несложный, небольшой по объему роман  таит в себе очень сложное философское,  соци­альное и психологическое  содержание.
Кривицкий: “Суровая и горькая книга”.  Корякин: “Астафьев выворотил и выложил  перед нами такие кровоточащие куски,  выложил с такой беспощадностью и болью,  что первая невольная реакция ­  отвернуться, забыть, не знать”.  “Где выискал писатель этот Вейск,  населённый преступниками, насильниками и  негодяями? В. Быков: “Это не роман, это крик  изболевшейся души: “Доколе!”
Жизненный идеал писателя ­ это совесть, неравнодушие,  бескорыстие ­  воплощен в Л. Сошнине. Это человек,  который противостоит злу не только по службе, но и по  совести. Писателю дорого его качество ­ чувствовать себя  ответственным за зло.  Автор ценит добросердечие, великодушие, умение  чувствовать свою вину за тех, кто ошибся, чуткость и  скромность, с сожалением и горечью говорит, что лучшая  черта русского человека ­ добросердечие ­ превращается  во всепрощенчество.  Писатель готов отстаивать добросердечие, но не тогда,  когда оно помогает процветать бесчеловечной  жестокостью.  По   мнению писателя, в наше время произошло смещение  нравственных критериев.
В конце роман переходит в рассуждение,  раздумье главного героя о судьбах  окружающих его людей, о беспросветности  существования.  В своих подробностях книга не имеет  характер трагедии, но в общих чертах она  заставляет задуматься о груст­ном. Писатель  часто за обыденным фактом лич­ных  отношений видит и чувствует гораздо  больше. И тогда единичный случай  возводится в общее начало, превалирует над  частным.
В годы перестройки Астафьева  пытались втянуть в борьбу между  различными писательскими  группировками.  Но после долгих скитаний по стране  писатель поселился в родной  Овсянке, сознательно  дистанцировавшись от городской  суеты. Овсянка Астафьева стала  своеобразной "культурной Меккой"  Красноярского края. . В 1996 Астафьев получил  Государственную премию России, в  1997 — Пушкинскую премию фонда  Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка  Красноярского края 29 ноября  2001, похоронен там же.