Презентация по литературе "Новаторство Чехова"

  • Разработки уроков
  • ppt
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация рассказывает про новаторство Чехова-драматурга.Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский) он создал в русской литературе новую драматургию. До Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта лежала обычно борьба между отдельными персонажами или группой персонажей (Чацкий – фамусовское общество, Хлестаков – Городничий, Катерина – Кабаниха). Чехов же создал театр настроения.
Иконка файла материала театр и новаторство.ppt
А.П.Чехов и А.П.Чехов и ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ТЕАТР
«Безотцовщина» («Пьеса без названия», «Платонов»; 1870-е— 1880-е) «На большой дороге» «О вреде табака» (1884) (1886) «Калхас» (1887) «Иванов» (1887—1888) «Медведь» (1888) «Предложение» (1888) «Свадьба» (1889) «Леший» (1889) «Татьяна Репина» «Трагик поневоле» (1889) (1889) «Юбилей» (1891) «Дядя Ваня» (1896) «Чайка» (1895—1896) «Три сестры» (1900) «Вишнёвый сад» (1903). Пеьсы А.П.Чехова: Пеьсы А.П.Чехова:
С детства проявлялся в Чехове актёрский и режиссёрский талант. Однажды он переоделся нищим, подошёл к дому дядюшки Митрофана Егоровича, который не узнал его и подал ему милостыню в три копейки. Антон гордился этой монетой как первым в жизни гонораром.
Для театра 19 века были характерны: на любую стряпню. Громкие, полные страсти монологи; Эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, т.е., эффектно завершив свою сцену, актер подчеркнуто театрально удалялся, вызывая рукоплескание зала; За театральными чувствами исчезли сложные жизненные переживания и раздумья; Чиновники, управляющие «императорскими» театрами превратили их в места легкого развлечения; На сцену лезли бойкие драмоделы, способные
«Герои и героини бросаются в пропасти, топятся, стреляются, вешаются, заболевают водобоязнью... Умирают они обыкновенно от таких ужасных болезней, каких нет даже и в самых полных медицинских учебниках».
Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский) он создал в русской литературе новую драматургию. До Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта лежала обычно борьба между отдельными персонажами или группой персонажей (Чацкий – фамусовское общество, Хлестаков – Городничий, Катерина – Кабаниха). Чехов же создал театр настроения. Новая драматургия Чехова Новая драматургия Чехова
театральной жизни знаменуют  Два великих события в  собой конец 19 века –  рождение драматургии  Антона Павловича Чехова и  создание Художественного  театра.
Здание Московского художественного Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке, 1900-е театра в Камергерском переулке, 1900-е годыгоды
Новаторство А.П.Чехова
«Вы чересчур  игнорируете  сценически  требования», ­  говорил ему В. И.  Немирович­ Данченко.
"По существу, то, что он  делает, ­ это  переворачивание  традиционной «хорошо  сделанной» пьесы вверх  ногами, выворачивание ее  наизнанку. Это почти как  если бы он прочитал какие­ то руководства по  написанию пьес, а потом  сделал бы все обратно  тому, что в них  рекомендовалось».  Английский  драматург Дж.­Б.  Пристли
1. Чехов убрал деление актеров  на главных и второстепенных. На  место главного героя становится  «попеременно­главные»  персонажи. В его пьесах главное  ­ жизнь.
2.  Драматург убрал конфликт «со сцены»,  поскольку убрал деление героев на  положительных и отрицательных. Таким  образом, он убрал внешний, но теперь на  сцене – внутренний конфликт.
3.  Убрал со сцены «текст». В старой России  без суфлёра не обходился ни один театр,  но теперь его убрали. Убрали и словесный  поединок со сцены. Теперь проблема  одиночества звучит в каждой пьесе  Чехова, так как герои не хотят ни  слышать, ни понимать друг друга.
4.  Чехов ввел подтекст, т.е. то, что надо  грамотно сыграть, несовпадение  прямого смысла слов с эмоционально­ психологическим состоянием героев.  Надо скрывать то, что чувствуешь.
Театральная критика всё больше  упрекала Чехова в том, что он  вводит в свои пьесы излишние  подробности быта и тем самым  нарушает все законы сценического  действия.
А.П. Чехов писал: «Требуют, чтобы были герой, героиня сценически  эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту  стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не  каждую минуту говорят умные вещи. Они больше  едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо,  чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую  пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали,  разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому,  что так нужно автору, а потому, что так происходит  в действительной жизни»
А.П. Чехов говорил: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так  же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают,  только обедают, а в это время слагается их счастье  и разбиваются их жизни».
Особенности сюжета обусловлены конфликтом. На сцене происходит мало событий. Чехов рисует течение повседневной жизни. Акцент перемещается с внешнего действия на внутреннее, на развитие переживаний и чувств героев. Следовательно, отличие Чехова от других драматургов в том, что он на первое место выдвинул не события и поступки героев, которых в пьесе почти никто не совершает, а переживание, настроение, психологический мир каждого героя. В этом новаторство Чехова. Новаторство в сюжете Новаторство в сюжете
Пьеса состоит из 4 актов: 1) медленное вступление, экспозиция, знакомство с героями; 2) лирическое раздумье, развиваются настроения, обнаруживаются стремления героев; 3) кульминация; 4) действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет. Композиция и элементы сюжета Композиция и элементы сюжета
Роль ремарок Роль ремарок 4. В связи с этим изменяется и роль ремарок, пейзажа, звукового сопровождения спектакля. Ремарки выполняют не только информационную функцию, как в классической драме, но и выражают внутреннее состояние персонажей озвучивают пьесу, создают определённое настроение. Есть ремарки комического назначения: войдя, герой роняет букет, натыкается на стул, который падает. Но чаще они раскрывают оттенки чувств и настроений, например: радостно, сквозь слёзы, в волнении, недовольным тоном. Чехов широко использует ремарку-паузу, которая раскрывает психологическое состояние персонажа, за ней скрывается драма непонимания.
После премьеры «ЧАЙКИ» Чехов подарил Немировичу­Данченко медальон с  надписью: «Tы дал моей Чайке жизнь. Спасибо! Но и Чайка дала жизнь твоему  театру».
А.П.ЧЕХОВ в XXI веке
«Если в первом акте на сцене  висит ружье, то в последнем  оно должно выстрелить». Эта  фраза, сказанная Чеховым о сценическом  искусстве, стала афоризмом и символом  современного театра.
«Вишневый сад» на Таганке. Постановка А. Эфроса, 1975 год. В главной роли ­ Алла Демидова.
Спектакль «Иванов и другие» Генриетты Яновской.  В главной роли ­ Сергей Шакуров
«Чайка» в Театр им. Евгения Вахтангова, постановка  Павла Сафонова