Презентация рассказывает про новаторство Чехова-драматурга.Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский) он создал в русской литературе новую драматургию.
До Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта лежала обычно борьба между отдельными персонажами или группой персонажей (Чацкий – фамусовское общество, Хлестаков – Городничий, Катерина – Кабаниха). Чехов же создал театр настроения.
А.П.Чехов и
А.П.Чехов и
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ТЕАТР
ТЕАТР
«Безотцовщина»
(«Пьеса без названия»,
«Платонов»; 1870-е—
1880-е)
«На большой дороге»
«О вреде табака»
(1884)
(1886)
«Калхас» (1887)
«Иванов» (1887—1888)
«Медведь» (1888)
«Предложение» (1888)
«Свадьба» (1889)
«Леший» (1889)
«Татьяна Репина»
«Трагик поневоле»
(1889)
(1889)
«Юбилей» (1891)
«Дядя Ваня» (1896)
«Чайка» (1895—1896)
«Три сестры» (1900)
«Вишнёвый сад»
(1903).
Пеьсы А.П.Чехова:
Пеьсы А.П.Чехова:
С детства проявлялся в Чехове
актёрский и режиссёрский талант.
Однажды он переоделся нищим,
подошёл к дому дядюшки
Митрофана Егоровича, который не
узнал его и подал ему милостыню
в три копейки. Антон гордился
этой монетой как первым в жизни
гонораром.
Для театра 19 века были
характерны:
на любую стряпню.
Громкие, полные страсти монологи;
Эффектные положения, подготавливающие
театральные уходы, т.е., эффектно завершив
свою сцену, актер подчеркнуто театрально
удалялся, вызывая рукоплескание зала;
За театральными чувствами исчезли сложные
жизненные переживания и раздумья;
Чиновники, управляющие «императорскими»
театрами превратили их в места легкого
развлечения;
На сцену лезли бойкие драмоделы, способные
«Герои и героини бросаются в
пропасти, топятся, стреляются,
вешаются, заболевают
водобоязнью... Умирают они
обыкновенно от таких
ужасных болезней, каких нет
даже и в самых полных
медицинских учебниках».
Чехов – драматург-новатор. По
сравнению со своими
предшественниками (Грибоедов,
Гоголь, Островский) он создал в
русской литературе новую
драматургию.
До Чехова преобладал театр
действия. В основе конфликта
лежала обычно борьба между
отдельными персонажами или
группой персонажей (Чацкий –
фамусовское общество, Хлестаков –
Городничий, Катерина – Кабаниха).
Чехов же создал театр настроения.
Новая драматургия Чехова
Новая драматургия Чехова
театральной жизни знаменуют
Два великих события в
собой конец 19 века –
рождение драматургии
Антона Павловича Чехова и
создание Художественного
театра.
Здание Московского художественного
Здание Московского художественного
театра в Камергерском переулке, 1900-е
театра в Камергерском переулке, 1900-е
годыгоды
«Вы чересчур
игнорируете
сценически
требования»,
говорил ему В. И.
Немирович
Данченко.
"По существу, то, что он
делает, это
переворачивание
традиционной «хорошо
сделанной» пьесы вверх
ногами, выворачивание ее
наизнанку. Это почти как
если бы он прочитал какие
то руководства по
написанию пьес, а потом
сделал бы все обратно
тому, что в них
рекомендовалось».
Английский
драматург Дж.Б.
Пристли
1. Чехов убрал деление актеров
на главных и второстепенных. На
место главного героя становится
«попеременноглавные»
персонажи. В его пьесах главное
жизнь.
2.
Драматург убрал конфликт «со сцены»,
поскольку убрал деление героев на
положительных и отрицательных. Таким
образом, он убрал внешний, но теперь на
сцене – внутренний конфликт.
3.
Убрал со сцены «текст». В старой России
без суфлёра не обходился ни один театр,
но теперь его убрали. Убрали и словесный
поединок со сцены. Теперь проблема
одиночества звучит в каждой пьесе
Чехова, так как герои не хотят ни
слышать, ни понимать друг друга.
4.
Чехов ввел подтекст, т.е. то, что надо
грамотно сыграть, несовпадение
прямого смысла слов с эмоционально
психологическим состоянием героев.
Надо скрывать то, что чувствуешь.
Театральная критика всё больше
упрекала Чехова в том, что он
вводит в свои пьесы излишние
подробности быта и тем самым
нарушает все законы сценического
действия.
А.П. Чехов писал:
«Требуют, чтобы были герой, героиня сценически
эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту
стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не
каждую минуту говорят умные вещи. Они больше
едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо,
чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую
пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали,
разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому,
что так нужно автору, а потому, что так происходит
в действительной жизни»
А.П. Чехов говорил:
«Пусть на сцене все будет так же сложно и так
же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают,
только обедают, а в это время слагается их счастье
и разбиваются их жизни».
Особенности сюжета обусловлены
конфликтом. На сцене происходит мало
событий. Чехов рисует течение
повседневной жизни. Акцент
перемещается с внешнего действия на
внутреннее, на развитие переживаний и
чувств героев. Следовательно, отличие
Чехова от других драматургов в том, что
он на первое место выдвинул не события
и поступки героев, которых в пьесе
почти никто не совершает, а
переживание, настроение,
психологический мир каждого героя. В
этом новаторство Чехова.
Новаторство в сюжете
Новаторство в сюжете
Пьеса состоит из 4 актов:
1) медленное вступление, экспозиция,
знакомство с героями;
2) лирическое раздумье, развиваются
настроения, обнаруживаются
стремления героев;
3) кульминация;
4) действие замедляется, будничное
течение жизни, развязки нет.
Композиция и элементы сюжета
Композиция и элементы сюжета
Роль ремарок
Роль ремарок
4. В связи с этим изменяется и роль ремарок,
пейзажа, звукового сопровождения спектакля.
Ремарки выполняют не только информационную
функцию, как в классической драме, но и выражают
внутреннее состояние персонажей озвучивают
пьесу, создают определённое настроение. Есть
ремарки комического назначения: войдя, герой
роняет букет, натыкается на стул, который падает.
Но чаще они раскрывают оттенки чувств и
настроений, например: радостно, сквозь слёзы, в
волнении, недовольным тоном. Чехов широко
использует ремарку-паузу, которая раскрывает
психологическое состояние персонажа, за ней
скрывается драма непонимания.
После премьеры «ЧАЙКИ» Чехов подарил НемировичуДанченко медальон с
надписью: «Tы дал моей Чайке жизнь. Спасибо! Но и Чайка дала жизнь твоему
театру».
«Если в первом акте на сцене
висит ружье, то в последнем
оно должно выстрелить». Эта
фраза, сказанная Чеховым о сценическом
искусстве, стала афоризмом и символом
современного театра.
«Вишневый сад» на Таганке. Постановка А. Эфроса, 1975 год.
В главной роли Алла Демидова.
Спектакль «Иванов и другие» Генриетты Яновской.
В главной роли Сергей Шакуров
«Чайка» в Театр им. Евгения Вахтангова, постановка
Павла Сафонова