Презентация по литературе "Поэзия Валерия Гавриловича Майнашева"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Перед нами малый уголок Земли, малый кусочек Вселенной – Хакасия. Мы обратились к данной теме, чтобы выразить благодарность за творчество Валерия Майнашева. Русскоязычному читателю имя Валерия Гавриловича Майнашева, наверное, мало о чем говорит. При жизни поэта на хакасском языке успели выйти три сборника его стихов: «Богородская трава» (1979), «Голос поля» (1985), «Крашеные ковыли» (1990). Он родился в таежном аале Ал Холл (селе Синявино) Усть-Абаканского района. Здесь его родина.Перед нами малый уголок Земли, малый кусочек Вселенной – Хакасия. Мы обратились к данной теме, чтобы выразить благодарность за творчество Валерия Майнашева. Русскоязычному читателю имя Валерия Гавриловича Майнашева, наверное, мало о чем говорит. При жизни поэта на хакасском языке успели выйти три сборника его стихов: «Богородская трава» (1979), «Голос поля» (1985), «Крашеные ковыли» (1990). Он родился в таежном аале Ал Холл (селе Синявино) Усть-Абаканского района. Здесь его родина.
Иконка файла материала Поэзия Валерия Гавриловича Майнашева.pptx
Философские мотивы в лирике Валерия Майнашева (сб. «Крашеные ковыли») Презентацию подготовила Анпилогова Л.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП» г. Сорск, Республика Хакасия
Валерий Гаврилович Майнашев (1948-1992) • Мое богатство – земля • Счастье мое – в песнях моя, ее… • Если ты родился на свет, • Проживи свой век человеком… Такое нравственное кредо сформулировал Валерий Майнашев в поэме «Осенняя береза».
• Дать представление о философских основах поэзии хакасского поэта. • Знать: факты биографии и тематику творчества. • Уметь: анализировать лирическое произведение, видеть средства художественной выразительности
• Русскоязычному читателю имя Валерия Гавриловича Майнашева, наверное, мало о чем говорит. При жизни поэта на хакасском языке успели выйти три сборника его стихов: «Богородская трава» (1979), «Голос поля» (1985), «Крашеные ковыли» (1990).
Он родился в таежном аале Ал Холл (селе Синявино) Усть-Абаканского района. Здесь его родина. • «Отец и мать пасли совхозный табун лошадей. Мое детство прошло в лесах и горах возле реки Нин. Как помню – с книгами никогда не расставался». Так писал Майнашев о себе в сборнике стихов молодых поэтов «Весенние листья», изданном в 1974году.
• В 1966 году, закончив 10 классов, поступает в Абаканский государственный пединститут на хакасское отделение филологического факультета. Он писал стихи, но не считал это серьезным увлечением. Талант поэта был замечен, и Валерия Майнашева отправляют учиться в Московский литературный институт имени М. Горького. Стихи молодого поэта часто стали появляться на страницах газеты «Ленин чолы», «Советская Хакасия», альманаха «Ах тасхыл», а также в журналах «Смена» и «Юность».
• После смерти Михаила Еремеевича Кильчичакова, с сентября 1990г., возглавил Хакасское отделение Союза писателей РСФСР, был его ответственным секретарем. • Он перевел много поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других русских и советских писателей, поэтов. • В 1985 году Валерий Майнашев становится членом Союза писателей. • Нелепая, трагическая случайность оборвала его жизнь. Он погиб 18 декабря 1992г. В расцвете жизненных и творческих сил.
• В.Г. Майнашев относился к тем поэтам, кто способен видеть сущее в бездонных глубинах жизни, ощущать ход бытия в шуме метели, запахе талой воды, в страшной темноте ночи, в аромате богородской травы, в шепоте первого снега, в глухарином пении, в голосе кукушки, в песнях цветов. • Мир звуков его поэзии – мир вечный. Только на пути отражения жизни в слове – находится подлинная поэзия.
• Специфика Майнашевской лирики заключается в желании понять сущность Вселенной, мира в целом. Она – оголенный нерв поэта, нерв, через который осуществляется познание того, что человек и природа имеют одну основу. • Очеловечивание природы – это лишь один из способов проникновения в ее тайны, открыть который можно лишь находясь на грани субъективного и объективного. Поэтому в стихотворениях Майнашева человеческое, лиричное и природа «переливаются» друг в друга. Огонь – это тепло и очищение, свет – результат его животворящей силы.
• С особой силой убеждает в этом стихотворе ние «Песнь о друге». • В старой печке огонь не унять – • Будто рыжий разбойник свистит, • Говорит моя бедная мать: • «Значит, кто-то к нам в гости спешит. • Ты плесни рюмку водки в огонь, • Хлеб и сала кусочек подбрось. • Как бы ни был от нас далеко, • Пусть в пути не томится наш гость». • Снова в печку я дров подложу, • Посижу при веселом огне. • Днем и ночью я жду не дождусь • Когда друг постучится ко мне. • Ах, огонь, поскорей засвисти, • Чем смогу, поделюсь я с тобой. • Только б друг мой не сбился с пути • И в ночи не прошел стороной.
• Дружба возможна только тогда, когда она согрета сердечным теплом, которое символизирует огонь домашнего очага.
стихотворение «XX век» Как голубые свечки, • Горят цветы в логу. • И лютые овечки • Их тушат на бегу • А на кургане парень • Как месяц молодой, • Играет на гитаре • И топает ногой. • Эй, погоди, приятель! • Ты мне одно скажи, • А если вдруг некстати • Проснется Албынжи?  • Но не досуг подпаску - • Поет его душа, • Он знает эту сказку, • Уж лучше не мешать. • Следя за всеми нами, • Двадцатый век не спит. • И небо над степями, • Как колокол гудит. • Шарахаются овцы, • Жуют огонь живой, • И ядерное солнце • Висит над головой. •
• Огонь в поэзии В. Майнашева показан как предтеча красоты, энергия природы. В стихотворении «Жарки» много тепла, радости, солнца. • Вновь брожу я по лесам • Над бездомным пламенем зеленым жарков, • И кукушки голос отдаленный • Словно сердце вешнее лесов. • О жарки, жарки, вы дети солнца • (Так у нас в народе говорят). • По лесам, лишь только май вернется, • Миллионы солнышек горят. • Знаю я, что есть цветы другие. • Восхищает нас их красота, • Но они, как девушки чужие, • Мне не грели душу никогда. • О жарки, жарки, горите • Пусть в лесах цветет, поет страстно, весна! • А когда уйдете вы, погаснув, • Потемнеет наша сторона.
Ощущение света для Майнашева – это всегда ощущение радости, праздника. Очень показательным в этом плане является стихотворение «Светлый праздник». • Здравствуй, праздник самый светлый, • Долгожданный день зимы! • Заструились белым светом • Все дороги и холмы. • Нет в природе больше грусти. • Как издревле повелось, • Дети радостно в улусе • Выбегают на мороз. • Руки зябнут, коченеют,- • Катят снег и там и тут. • Как жарки они краснеют, • На снегу весь день цветут. • На кобылке сивой, старой • Едет дед на дальний луг. • И кобылка пышет паром: • «Хорошо, светло вокруг!»
Как мыслящего человека и глубокого художника, Майнашева всегда волновал вечный, роковой вопрос: «Что ожидает нас за рамками физического существования?» Об этом с легкой грустью говорится в стихотворении «О вечности», дающим определенное представление о широте его философско-поэтических воззрений. • Бегут секунды и минуты, • Часы и дни, года бегут. • И вот однажды как - то утром могу. • И поднимусь из-под кургана • На крыльях вечности парить.   • И на родимую сторонку • С высот небесных нагляжусь, • И легким ветерком к потомку • На подоконник опущусь. • Тогда с волненьем непонятным, • Глядя на розовый восход • И нас, далеких, невозвратных • Он тихо песню запоет. • Я встать впервые не   • Тогда меня уж не разбудят • Ни мать, ни друг, ни птичий свист. • И все пройдет. И мир забудет • Свой отлетевший в сумрак лист.
«Крашеные  ковыли»  Степь  уходит  понемногу  в  прошлое, В  грустную  историю  зашли: На  базаре  бабушка  хорошая Продаёт  степные  ковыли. Крашеные  ковыли  —  красиво! Крашеные  ковыли  —  купи! Но  приснится  ли  вдруг  вам,  счастливым, Как  тоскуют  кони  без  степи? Как  рыдают  ветры  о  просторах Без  чудовищных  стальных  громад? Не  с  того  ли  бешено  на  город Ураганы  пыльные  летят? Век  двадцатый  разогнал  туманы, Вот  она,  дней  наших  явь  и  быль: Там  идут,  перешагнув  курганы, Вдаль  высоковольтные  столбы, Там,  над  водою  нашей  Атлантиды, Моря  рукотворного  разлив. Крашеные  ковыли  —  красиво! Крашеная  седина  земли.
• Лирический герой Майнашева несет в себе чистоту нравственного чувства, поэтическое, по-народному мудрое отношение к природе. Он учится мужеству, стойкости у родной природы - в ней находит подтверждение собственным устремлениям, ей доверяет заветные чувства и надежды. Особый образ в поэтической палитре Майнашева – это береза.
• Сестра любимая поэтов, • Деревьев первая любовь, • Встаешь ты, словно луч рассвета, • Во мгле полей, во мгле лесов. •   • Встаешь ты – на душе спокойно, • В любом, неведомом краю. • Я чувствую себя, как дома. • И все вокруг уже люблю.
• Поэзия В. Майнашева – это жизнь в основных ее проявлениях, отражаемых словом. Он пытается увидеть связь между миром живой и неживой природы. Валерий Майнашев «перевел» на хакасский язык разговор тайги и гор, степи и рек, птиц и животных. Он выполнил свое назначение.
С каждою избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Николай Рубцов.
Список  литературы: • Карамашева  В.А.  Творчество  хакасских  писателей.  Майнашев  В.  Крашеные  ковыли.  —  Абакан,  2010. с.262. • В. Карамашева «Творчество хакасских писателей в школе» и статья из газеты «Хакас Чири» №131 от 28 августа 2003г. • Кошелева Альбина «Поэтическое слово Сибири», • Лотман  Ю.М.  «О  поэтах  и  поэзии»,  Искусство,  Санкт-Петербург,  1996. • Литвинова В.И. ПОЭТИКА КАРТИНЫ МИРА В СТИХОТВОРЕНИИ В. МАЙНАШЕВА «КРАШЕНЫЕ КОВЫЛИ» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.