Презентация по литературе в 9 классе по теме: "Анализ главы "Бэлы"из романа М.Ю.Лермонтова

  • Разработки уроков
  • ppt
  • 06.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация представляет собой разработку урока по анализу главы "Бэла"из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Учитель проверяет знания уч-ся, задавая вопросы по содержанию и делая необходимые выводы. Задача урока- увидеть и понять личность Печорина глазами Максима Максимыча. После анализа этой главы у уч-ся будет первое впечатление о Печорине, которое будет пополняться на последующих уроках.
Иконка файла материала глава Бэла.ppt
Роман «Герой нашего времени»История создания. главы «Бэла». Особенности композиции. Анализ предисловия и первой
Особенности жанра, проблематики, композиции  Социально-психологический и философский роман.  Особенность композиции – 1.нарушение хронологической последовательности в изображении действия, 2.смена повествователей.  Проблематика личности, её становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения.
Как расположены главы в романе «Герой нашего времени»?  «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
В чём смысл нарушения хронологической последовательности?  Акцентировать внимание не на внешних событиях , а на внутренней жизни героя.  Характер героя раскрывается постепенно, читатель видит его глазами разных людей, а в конце знакомится с самохарактеристикой Печорина.
 От чьего лица ведется Анализ повести «Бэла» повествование в повести?  Что мы узнаём о Максиме Максимыче?  Каким предстаёт Печорин в рассказе Максима Максимыча?  В чем странность Печорина, по мнению штабс-капитана?  Можно ли считать мнение Максима Максимыча объективным?
Главный герой повести – офицер Григорий Александрович Печорин, прибывший на Кавказ для прохождения воинской службы.
Печорин предстает перед нами человеком необычным: увлекающимся, смелым, умным: «Славный был малый, только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего… Ходил на кабана один на один…», - так характеризует его Максим Максимыч.
Почему на свадьбе Печорин и штабс- капитан обращают внимание на Бэлу? Чьи глаза еще наблюдают за Бэлой? На что готов брат Бэлы, Азамат, ради коня Казбича? На какую сделку подбивает Печорин Азамата? Зачем? Пытался ли штабс- капитан отговорить Печорина от этой опасной затеи?
Художник Валентин Александрович Серов (1865- 1911) создал запоминающийся образ Бэлы. Слова из повести: "...сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна" – приобрели в рисунке художника убедительность и завершённость. Выразителен взгляд Бэлы, заставляющий вспомнить слова Максима Максимыча: "Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля."
Чем была для Печорина любовь к Бэле? Как Печорин «приручал» Бэлу? Как стало меняться отношение Бэлы к Печорину?
Офицер Печорин стал хозяином Бэлы и пытался приучить ее к мысли, «что она никому не будет принадлежать кроме него…».     Вниманием, подарками, уговорами Печорин сумел добиться любви гордой и недоверчивой Бэлы. Но у этой любви не могло быть счастливого финала.
 Почему попытка любви не удалась? Можно ли было предвидеть трагическую развязку по тому, как складывались отношения между Бэлой и Печориным в начале событий?  Какова реакция Печорина на смерть Бэлы и почему она так удивила Максима Максимыча?
Очень скоро отношение Печорина к «бедной девочке переменилось». Бэла быстро надоела ему, и он стал искать всяческого повода уйти от нее, хотя бы на время. Печорин раскрывается и в своей любви, и в своей жестокой холодности: "Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой".
Бэла является полной противоположностью Печорину. Если он – дворянин, светский аристократ и сердцеед, то Бэла – девушка, живущая по законам гор, в соответствии со своими национальными традициями и обычаями. Она готова всю жизнь любить одного мужчину, быть до конца преданной ему и верной. Как настоящая жительница гор, она готова принять любой поворот судьбы:«Если ее разлюбят – она сама уйдет, потому что она – княжеская дочь…».
Всюду, где появлялся Печорин, он приносил людям страдания и несчастия. жизни Печорина Вырванная из родной семьи и брошенная им Бэла погибла. Но ее любовь и смерть стали лишь простыми эпизодами в
 Как характеризует героя самохарактеристика?  Какие черты Максима Максимыча проявляются в истории с Бэлой?  Почему повесть заканчивается ироническим замечанием рассказчика о Максиме Максимыче?
Набрасывая в "Бэле" общий очерк фигуры героя времени и основные узлы проблем, с ним связанных, Лермонтов уже здесь приступает к суду над Печориным. Но приговор его сложен. На вопрос о виновности героя он дает двойной ответ: Печорин и виноват в том, что разрушил бестревожное существование Бэлы, и не виноват в том, что не может ее больше любить. Кто же виноват? Виноват тот, кто человеческую жизнь обрек на бесплодность и бессмыслицу и тем самым вызвал все новые поиски преодоления
В грустной истории Бэлы, которая начинает сознавать себя нелюбимой, Лермонтов вскрывает и вину Печорина, и его эгоистический индивидуализм. Как бы сильно ни был Печорин увлечен Бэлой, ясно одно: живого, чувствующего, самоценного человека он превратил в орудие для своих эгоистических целей и страстей, в лекарство от скуки. В этом вина Печорина. Он вырвал Бэлу из родной среды, лишил дома, отца, брата, он мучает ее своей холодностью. Он ничего не меняет в своих поступках ради того, чтобы перестать доставлять страдания другим. Он -
Домашнее задание  Прочитать повесть «Максим Максимыч».  Что читатель узнаёт об отношении Печорина к жизни, к людям, о его характере?

Посмотрите также