В презентации рассказывается о Эпосе, как роде литературы, отличие от лирики и драмы;
о трудностях изучения эпического произведения учащимися с тяжелыми нарушениями речи;
о приемах изучения рассказа в 5 классах коррекционной школы V вида;
О методах работы над тестами простой и сложной структуры.
Особенности изучения
эпического произведения
учащимися с тяжелыми
нарушениями речи
- Эпос как род литературы, отличие от лирики и драмы
- Трудности изучения эпического произведения
учащимися с тяжелыми нарушениями речи
- Приемы изучения рассказа в 5 классах
коррекционной школы V вида
Выполнила учитель начальных классов Ершова Л.Н.
РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ
Эпос
Драма
Лирика
Эпос
- это повествование об
объективном внешнем мире. Он
рассказывает о событиях,
произошедших в жизни людей, о
самих людях, чьи характеры
воплощены в художественных
образах
Лирика
показывает внутренний мир,
субъективные мысли, чувства и
переживания лирического героя
Лирический герой
- образ поэта в лирике (может
быть условной фигурой)
Драма
изображает объективные события
в жизни людей
Отличие от эпоса:
- Почти нет речи автора
- Текст состоит в основном из диалогов,
монологов, реплик героя
- Ремарки – краткие замечания
- Предназначена для постановки в театре
Эпические жанры
Крупные: эпопея, роман,
эпическая поэма
Средние: повести
Малые: рассказ, новелла,
очерк
Фольклорные: сказка,
былина, историческая песня
Аристотель «Поэтика»
“Эпос, в отличие от
лирики и драмы,
беспристрастен и
объективен в
момент
повествования”
Два вида отношения учеников
коррекционных школ к
литературным героям:
Эмоционально-образное
(нравится/ не нравится)
Интеллектуально-
оценочное (хороший/плохой
на уровне доказательств)
Особенности восприятия
литературного героя
Исходят из оценки наиболее
впечатляющего их поступка
Не учитывают мотивы и причины
вызвавшие поступок
Могут одинаково относиться к героям
Испытывают трудности в осознании
качеств, проявляющихся в
переживаниях, мыслях героев
Богатство и сложность внутреннего
мира героя, качества его личности не
вызывают интереса детей
В оценке литературного
героя
Не учитываются внутренние
стороны поведения героя
Обращают внимание на
малосущественные поступки
Особенности восприятия
мыслей и переживаний
литературных героев
Обнаруживают интерес к
доступным их пониманию
переживаниям и мыслям
Трудно разбираются в причинах,
вызывающих определенные
мысли и переживания
литературных героев
Особенности понимания
приёмов литературного
изображения отдельных
характерных черт образа
Прямое и наглядное
изображение героя через
развернутое описание его
поступков легко понимается
Легко понимается
детьми
характеристика героя через
описание его отношения к
поступкам, совершенным
другими персонажами
Наглядное описание внешности
героя и его поведения
воздействует на чувства детей
Раскрытие характера
литературного персонажа через
общий характер его мыслей и
переживаний – трудный прием
Изображение литературного
образа только посредством
особенностей его речи – трудно
для восприятия
Обращают внимание только на
содержание речи героя
Не замечают особенностей
подбора слов в его речи,
интонации
Простое сообщение о поступке
литературного героя чаще не
замечается детьми
Рассказ
- повествование,
изображающее эпизоды,
события из жизни героев.
Повествование:
Небольшой объем
Ограниченное число
действующих лиц
Событие:
Может протекать
одномоментно
Может быть
протяжённым во
времени
Рассказы с
последователь
ным развитием
событий,
которые не
содержат
сложные
смысловые
связи
Рассказы с
пропущенным
звеном или с
разновременн
ыми планами
действия
Рассказы со
скрытым
смыслом
Наиболее
доступные
для
учащихся
спецшколы
Более
трудны для
понимания
Трудные для
понимания
Метод работы над простым
текстом
вступительная беседа
чтение текста учителем
чтение текста учащимися
словарная работа и анализ текста
чтение по ролям рассказа
Метод работы над сложным
по структуре текстом
Подготовительная работа к чтению рассказа:
-сообщение темы урока
-вступительное слово учителя
-словарная работа
Просмотр диафильма. Одновременное чтение
рассказа учителем (аудиозапись)
Выяснение первого впечатления от рассказа
Словарная работа (выявляются значения слов,
которые могут быть объяснены самими детьми
исходя из контекста)
Чтение рассказа учащимися
Анализ прочитанной части рассказа