Презентация по математике Проект "От локтей и ладоней к метрической системе"

  • Исследовательские работы
  • ppt
  • 10.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация содержит материал проекта "От локтей и ладоней к метрической системе". проект сделала ученица 5 класса Малютина Дарья. Приведены понятия старинных мер длины и переведены в современные меры. Рассказаны исторические сведения "Почему пришлось выработать единые меры". Рассмотрены задачи со старинными мерами длины
Иконка файла материала От локтей до ладоней к метрической системе (1).ppt
От локтей до  От локтей до  ладоней к  ладоней к  метрической  метрической  системе. системе. Выполнила ученица 5б класса МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением  отдельных предметов имени Героя Советского  Союза М. М. Расковой» г. Энгельса Малютина Дарья Руководитель: учитель математики Шатова Ольга  Рудольфовна 2016 год
Цель и задачи проекта Цель и задачи проекта • Цель работы: Установление старинных единиц измерения, сравнение с новой измерительной системой и применение в современном мире. • Задачи работы: Познакомиться с измерительной системой, которая существовала ранее. Установить взаимосвязь между старой измерительной системой и новой. Выяснить этимологию слов, обозначающих меры длины. Выявление областей науки техники. Где применяются старинные величины. Познакомить учащихся школы с результатами исследования, с целью расширения их знаний по математике и кругозора в целом.
ведение ВВведение Тема исследования: От локтей до ладоней к метрической системе. Тема исследования:  Объектная область: Математика. Объектная область:  Объект исследования: Старинные и современные единицы измерения. Объект исследования:  Предмет исследования:  Единицы измерения. Предмет исследования:   Проблема: Сегодня каждый из нас при обозначении тех или иных мер  Проблема:  измерения пользуется современными терминами. И это считается  нормальным и естественным. Однако при изучении истории или при  прочтении литературных произведений мы нередко сталкиваемся с  такими словами, как «пяди», «аршины», «локти» и т. д. И такое  употребление терминов также является нормальным, так как это не  что иное, как старинные меры измерения. А существуют ли области  современного мира, где и какие сейчас применяют старинные единицы.
Старинные единицы измерения Старинные единицы измерения Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти  для себя пещеру, он был вынужден  соразмерить длину, ширину и  высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и  есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища,  добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем  площади, емкости, массу и  время. Наш предок располагал только  собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек            пользовался пальцами рук и       ног, то при измерении расстояний       использовались руки и ноги.
Перст Перст ПерстПерст – старинное  название пальца, причем  сначала так называли  именно указательный  палец, его ширина около 2  см.  В народе говорят: один,  как перст – это человек, не  имеющий ни родных,  ни близких, ни друзей.
ДюймДюйм ДюймДюйм ­ от голландского  «большой палец». Один  равен ширине большого  пальца или длине трех сухих  зерен ячменя, взятых из  средней части колоса.  Это примерно 2,54 см.  В настоящее время  используется для измерения  внутреннего диаметра труб,  автомобильных шин,  толщины досок и т.д.
Аршин Аршин Аршин ­ старинная мера  Аршин длины в России, равная  примерно 72 см. Петр  Первый приравнял аршин к  16 вершкам. Происхождение  слова «аршин» точно не  установлено. Возможно, это  слово произошло от  персидского слова  «арши» — «мера длины».
Сажень Сажень Сажень ­ старая русская  Сажень мера длины . Слово «сажень»  происходит от древнего слова  «сягать» — «доставать до  чего­либо», «хватать»,  «достигать».  Так называемая «прямая  сажень» определялась размахом  рук человека от конца пальцев  одной руки до конца пальцев  другой. Это расстояние  составляет от 152 до 176  сантиметров.
ФутФут ФутФут  ­ английская единица длины.  Слово «фут» произошло от  английского слово «ступня».  Один  математик предлагал, фут равен  ширине 64 ячменных зёрен, положенных  бок о бок. В настоящее время в странах  Европы иногда измеряют длину  футами. В Англии и Франции фут  считают примерно равным 30 см. В  России фут начали применять во время  Петра Первого. Русский фут тогда  равнялся 33 см. Футы применялись в  России преимущественно в морском  деле. Сейчас эта единица в России не  используются.
ПядьПядь ПядьПядь ­ одна из самых  старинных мер длины. Название  происходит от слова «пядь»  буквально означающего ­ «кисть  руки».  Различают пядь малую  пядь малую – это  расстояние между концами  вытянутых большого и  указательного пальцев   что  составляет около 18 см.                  Так же есть и пядь великая  пядь великая –  это расстояние от конца  вытянутого мизинца до конца  большого пальца, 22 ­ 23 см.
Единицы длины в литературных  Единицы длины в литературных  произведениях произведениях                       Очень часто, читая литературные произведения, мы встречаем старинные меры  измерения величин не всегда представляем, что они означают. Например, это всем  известные сказки: «Дюймовочка», «Конек­Горбунок», «Алиса в зазеркалье», «Спящая  красавица», «Маленький Мук», и  в стихотворениях А.С.Пушкина, К.И.Чуковского и  многих других произведениях.        «Да еще рожу конька              Ростом только 3 вершка,         На спине с двумя горбам         Да аршинными ушами».                 (Рост конька составляет 13,4 см, а уши ­72см.)    «Это был, в самом деле, большой  тюльпан,  но в чашечке его сидела живая девочка.  Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом.  Потому её так и прозвали Дюймовочка».     (Рост Дюймовочки составил 2,54 см)
Старинные меры в задачах Старинные меры в задачах ЗАДАЧА №1. ЗАДАЧА №1.       Собака  усмотрела зайца в 150 саженях  от себя. Заяц пробегает за  2  минуты 500 саженей, а собака – за 5 минут 1300 саженей. За какое время  собака догонит зайца? Решение: Решение: 1) 1000:2=500 (м) ­ заяц пробегает за 1 минуту. 2) 2600:5=520 (м) ­ собака пробегает за 1 минуту. 3) 520­500=20 (м) ­ собака пробегает за 1 минуту больше, чем заяц. 4) 300:20=15 (мин.) – за это время собака догонит зайца. Ответ: собака догонит зайца за 15 минут. Ответ:
Задачи для самостоятельного  Задачи для самостоятельного  решения решения 1.   Идёт один человек в другой город и  проходит в день по 40 вёрст, а из другого  города ему  на встречу идёт человек и  проходит по 30 вёрст в день. Расстояние  между городами 700 вёрст. Через сколько дней  путники встретятся? Выразить расстояние  между городами в км.  2.   Кольцо баскетбольной корзины  расположено на высоте 10 футов. Найдите эту  высоту в метрах, сантиметрах и миллиметрах.
Старинные меры в пословицах и  Старинные меры в пословицах и  поговорках поговорках На версту отстанешь - на десять догоняешь . На версту отстанешь - на десять догоняешь От горшка два вершка, а уже указчик От горшка два вершка, а уже указчик Не уступить ни пяди Не уступить ни пяди Сам с ноготок, а борода с локоток Сам с ноготок, а борода с локоток Каждый купец на свой аршин меряет . Каждый купец на свой аршин меряет Ходит, словно аршин проглотил Ходит, словно аршин проглотил На аршин борода, да ума на пядь На аршин борода, да ума на пядь Косая сажень в плечах Косая сажень в плечах На три аршина в землю видит На три аршина в землю видит
Современные единицы  Современные единицы  измерения измерения Метр ­ основная единица метрической системы.  Метрическая система была принята во Франции, в  конце 18 века. Тогда метр определили как одну  десятимиллионную долю участка земного меридиана от  Северного полюса до экватора. Метрическая система  постепенно вытеснила местные и национальные  системы в других странах и в 1875 году была  законодательно признана в 17 странах, в том числе и в  России. Ученые изготовили эталон (образец) метра в  виде линейки из платины. Это такой металл. Правда,  все боялись, что этот эталон потеряется, и на всякий  случай сделали 31 копию метра и раздали их разным  странам. России ­ достались две копии: N 11 и N 28.            В нашей стране 14 сентября 1918 года  Советом народных комиссаров под  председательством В.И. Ленина было  издано постановление, в котором  предлагалось: «Положить в основу всех  измерений международную метрическую  систему мер и весов с десятичными  производными и подразделениями».  Принять за основу единицы длины метр, а  за основу единицы веса (массы) –  килограмм.
Выводы Выводы     Я познакомилась с текстами старинных математических  задач из «Арифметики» Магницкого               Также  узнала старые меры длины (пядь, локоть, верста,  сажень, аршин), их соответствие современным мерам.    Рассмотрела литературные произведения, в котором  встречаются старинные единицы измерения, и убедилась,  что их очень много.  Я считаю, что каждому изучающему математику нужно  познакомиться с решением этих интересных задач, потому  что знать историю своей страны важно для настоящих и  будущих поколений нашей Родины ­ России.
Используемая литература Используемая литература 1.     Математика. Предметная неделя в школе(методика проведения и сценарии конкурсов,викторин  и т. д.)/авт.­сост.Г.И.Григорьева. – М.: Глобус,2008. – 198 с. – (учение с увлечением). 2.     Витаутас Петкявичус. «Аршин, сын Вершка». Повести­сказки, перевод с литовского; изд.  «Детская литература», Москва 1971. – 226с. 3.     Занимательная математика в рассказах для детей/авт.­сост.А.П.Савин, В.В.Станцо, А.Ю.  Котова; худож. А.Е.Шабельник, А.О. Хоменко. – М.АСТ: Астрель,2011. – 382, [2] с.:ил. –  (Внеклассное чтение). 4.    А.С.Пушкин. Сочинения. В трех томах (том 1). Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила:  поэма. –  Москва :«Художественная литература», ­ 1985. – 735 5. Свифт Джонатан. Приключения Гулливера. Изд. Азбука­классика,2009. – 64 с. 6.  Иванов М.И. Русские счёты и их использование в школе. М., 1953. 7  .Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М. Наука. 1985  8.   Сайт «Инфоурок» http://infourok.ru, 9.   Учебник математики 5 класс А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский и М. С. Якир,  10. Сайт «Определим» http://dok.opredelim.com