Презентация по МХК к уч. Даниловой "Древние цивилизации. Первые художники земли"
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Презентация по МХК к уч. Даниловой "Древние цивилизации. Первые художники земли"

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Презентации учебные +1
ppt
МХК
10 кл
14.01.2017
звуковой

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

тема 1 10 класс первые худож земли.ppt
Древние цивилизации Древние цивилизации Первые художники Земли Первые художники Земли
План работы План работы Предмет МХК.  Предмет МХК. Художественное наследие  Художественное наследие Древнего мира: Древнего мира: изобразительное искусство;  изобразительное искусство; начало истории архитектуры;  начало истории архитектуры; театр, музыка и танец.  театр, музыка и танец. Задание на дом.  Задание на дом. 22
Что же это за предмет и что Что же это за предмет и что нам дает его изучение? нам дает его изучение? МХК предполагает обращение не к одному  МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры миру художественной культуры (изобразительному искусству, музыке, (изобразительному искусству, музыке, литературе, театру), которая определяется литературе, театру), которая определяется как способ и продукт художественной как способ и продукт художественной деятельности людей. деятельности людей. Цель этого курса — ввести в мир  Цель этого курса — ввести в мир художественной культуры, научить художественной культуры, научить ориентироваться в нем, развить эстетический ориентироваться в нем, развить эстетический вкус. вкус. 33
Что же мы понимаем под Что же мы понимаем под словом «культура»? словом «культура»? Первоначально латинское слово Первоначально латинское слово культура» означало ««культура » означало «возделывание земли». «возделывание земли». В романских языках термин В романских языках термин культура» употребляется в ««культура » употребляется в близких значениях: воспитание, близких значениях: воспитание, образование, развитие, образование, развитие, совершенствование. совершенствование. 44
«Культура»­(от латинского  «Культура»­(от латинского  cultura»)­ «уход за землей»,  ««cultura »)­ «уход за землей»,  «возделывание земли» «возделывание земли» «Культура» ­все то, что создано  «Культура» ­все то, что создано  человеческим трудом в результате  человеческим трудом в результате  материального и духовного развития. материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс  Это не только результат, но и сам процесс  творческой деятельности людей. творческой деятельности людей. 55
Культуру подразделяют на Культуру подразделяют на 66
Что же дает нам изучение Что же дает нам изучение МХК?МХК? Изучая МХК, мы начинаем понимать, что  Изучая МХК, мы начинаем понимать, что искусство занимается вечными искусство занимается вечными проблемами человечества. проблемами человечества. Мы получаем возможность вести диалог с  Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. Путешествуя в партнерами любой эпохи. Путешествуя в глубь веков, мы расширяем наш кругозор, глубь веков, мы расширяем наш кругозор, наш внутренний мир. Это дает нам наш внутренний мир. Это дает нам гармонию, которая так необходима гармонию, которая так необходима человеку. человеку. Изучая древние цивилизации, мы  Изучая древние цивилизации, мы понимаем закономерности развития понимаем закономерности развития культуры современной. культуры современной. 77
Мысли великих людей об Мысли великих людей об искусстве искусстве Искусство — это окно в мир.  Искусство — это окно в мир. Своеобразие нации создается Своеобразие нации создается общением, а не замкнутостью, общением, а не замкнутостью, добро- той к другим, а не злостью... добро- той к другим, а не злостью... Д. С. Лихачев Д. С. Лихачев Добро прекрасно, но нет ничего  Добро прекрасно, но нет ничего прекрасного без гармонии. прекрасного без гармонии. Платон Платон 88
Терминологический Терминологический ликбез ликбез  Тотемизм Тотемизм — вера в сверхъестественную — вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой связь между группой людей и группой материальных предметов. В качестве материальных предметов. В качестве тотемов чаще всего выступали тотемов чаще всего выступали животные (реже растения или другие животные (реже растения или другие предметы). Каждое племя имело своего предметы). Каждое племя имело своего «животного-родственника» и считало «животного-родственника» и считало его своим защитником и покровителем. его своим защитником и покровителем. 99
Люди сочиняли рассказы об этих  Люди сочиняли рассказы об этих животных. Так родились первые животных. Так родились первые тотемические мифымифы, которые , которые тотемические составляли священную историю рода составляли священную историю рода и давали представления о мире. и давали представления о мире. С тотемической мифологией тесно  С тотемической мифологией тесно связаны обряды обряды. Совершая обряд, . Совершая обряд, связаны первобытные люди «колдовали». первобытные люди «колдовали». Например, они верили, что если Например, они верили, что если рассыпать блестящие камушки, рассыпать блестящие камушки, произнести заклинания и исполнить произнести заклинания и исполнить обрядовый танец, то обязательно обрядовый танец, то обязательно пойдет дождь. пойдет дождь. 1010
Древнейший период в истории человечества   Древнейший период в истории человечества                (каменный )                                                   (каменный )                                      делится делится Палеолит  древнекаменный век (с 40 по 12 тысячелетие  до н.э.) Мезолит средне­каменный век ( с 12 по 8тысячелетие  до н.э.) Неолит  ново­каменный век  (с 8 по 4 тысячелетие  до н.э.) 1111
Существовало ли Существовало ли первобытное искусство? первобытное искусство? В 1879 г. археолог-любитель,  В 1879 г. археолог-любитель, испанский дворянин дон Марселино де испанский дворянин дон Марселино де Саутуола решил заняться раскопками Саутуола решил заняться раскопками в пещере Альтамира Однажды в пещере Альтамира Однажды археолог взял с собой свою маленькую археолог взял с собой свою маленькую дочь Марию. Зайдя в глубь пещеры, дочь Марию. Зайдя в глубь пещеры, девочка увидела на потолке девочка увидела на потолке изображения бизонов, расписанных в изображения бизонов, расписанных в причудливых позах. причудливых позах. 1212
Искусство палеолита. 1313
Рисунки  из пещеры Ласко Рисунки  из пещеры Ласко 1515
Роспись пещеры Альтамира.     Верхний палеолит. Роспись пещеры Альтамира.     Верхний палеолит. Бизон.  Бизон.  2121
Фрагмент росписи пещеры Ласко.  Фрагмент росписи пещеры Ласко.  Верхний палеолит Верхний палеолит Лань. Роспись пещеры Альтамира. Лань. Роспись пещеры Альтамира.   Верхний палеолит Верхний палеолит 2222
Голова быка. Голова быка. Роспись пещеры Роспись пещеры верхний палеолит верхний палеолит Ласко. Ласко. Женщины с детьми.  Фрагмент наскальной  росписи в Тассили. 2323
Бизоны. Наскальна я живопись пещеры Альтамира Испания 15 000 - 10 000 до н.э. Испания, Кантабрия 2424
Она позвала отца. Саутуола был  Она позвала отца. Саутуола был поражен этим открытием, которое, поражен этим открытием, которое, однако, не принесло ему счастья. однако, не принесло ему счастья. Изображения животных были столь Изображения животных были столь совершенны, что другие ученые не совершенны, что другие ученые не поверили, что их сделал поверили, что их сделал первобытный художник, и обвинили первобытный художник, и обвинили Саутуолу в обмане. И только новые Саутуолу в обмане. И только новые открытия произведений искусства открытия произведений искусства первобытного человека, сделанные первобытного человека, сделанные уже после смерти Саутуолы, уже после смерти Саутуолы, подтвердили подлинность росписей подтвердили подлинность росписей Альтамиры. Альтамиры. 2525
Коза. Наскальная живопись пещеры Альтамира Испания 15 000 - 10 000 до н.э. Испания, Кантабрия 2626
Чем же рисовали Чем же рисовали первобытные художники? первобытные художники? Видимо, основным художественным  Видимо, основным художественным инструментом были кисточка из шерсти, инструментом были кисточка из шерсти, палка или просто палец. В рисунках палка или просто палец. В рисунках старались передать главное. Все старались передать главное. Все несущественное отметалось, а несущественное отметалось, а характерное, наоборот, преувеличивалось характерное, наоборот, преувеличивалось и обобщалось. Получался «всем бизонам и обобщалось. Получался «всем бизонам бизон». Животные изображались бизон». Животные изображались толстыми, мясистыми, чтобы охота была толстыми, мясистыми, чтобы охота была удачной. удачной. 2727
 «Рисунки были выполнены в и желтым тонах, а также краской пурпурного пурпурного Краску для живописи получали из природных  Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения. Вот красителей, растирая минералы и растения. Вот как описывает цветовую гамму первобытных как описывает цветовую гамму первобытных художников Алан Маршал в рассказе «В пещере» художников Алан Маршал в рассказе «В пещере» красных, , коричневых «Рисунки были выполнены в красных коричневых, , желтых тонах, а также краской желтых оттенка. Краской служили размельченные куски оттенка. Краской служили размельченные куски охры. Белая Белая краска, встречавшаяся во многих краска, встречавшаяся во многих охры. рисунках, приготовлялась из белой глины или рисунках, приготовлялась из белой глины или истолченного известняка. Черную Черную краску, которую краску, которую истолченного известняка. делали из древесного угля, употребляли довольно делали из древесного угля, употребляли довольно редко. Наиболее часто охотники прибегали к редко. Наиболее часто охотники прибегали к желтым тонам. На этих темно-коричневым и тонам. На этих темно-коричневым рисунках люди фигурировали редко. Чаще всего рисунках люди фигурировали редко. Чаще всего были изображены животные... Вся поверхность были изображены животные... Вся поверхность скалы окрашена охрой разных оттенков. Если скалы окрашена охрой разных оттенков. Если прищурить глаза, казалось, что видишь огромный прищурить глаза, казалось, что видишь огромный причудливый узор, исполненный всеми цветами причудливый узор, исполненный всеми цветами земли» земли» 2929
Наскальная живопись пещеры Альтамира Испания 15 000 - 10 000 до н.э. Испания, Кантабрия 3030
Что же заставляло первобытного Что же заставляло первобытного человека рисовать, вырезать, человека рисовать, вырезать, лепить? лепить? Первобытные художники тратили огромные усилия на  Первобытные художники тратили огромные усилия на создание росписей, статуэток и первых создание росписей, статуэток и первых архитектурных сооружений из огромных камней, не архитектурных сооружений из огромных камней, не для развлечения или украшения своего жилища. для развлечения или украшения своего жилища. Главной их задачей было помочь себе и Главной их задачей было помочь себе и соплеменникам в охоте — ремесле сильных и смелых. соплеменникам в охоте — ремесле сильных и смелых. Охоте принадлежали все мысли и чувства человека,  Охоте принадлежали все мысли и чувства человека, ведь это был главный источник добывания пищи и ведь это был главный источник добывания пищи и одежды. Даже отдыхая, каждый думал о хитром и одежды. Даже отдыхая, каждый думал о хитром и коварном противнике — звере. А рука привычно коварном противнике — звере. А рука привычно чертила знакомые контуры. чертила знакомые контуры. 3131
«Наверное,— думал обитатель  «Наверное,— думал обитатель пещеры, - и в рисунке живет пещеры, - и в рисунке живет душа, зверя. Только надо душа, зверя. Только надо нарисовать его со стрелой в боку нарисовать его со стрелой в боку или побитого камнем и спеть или побитого камнем и спеть колдовскую песню». колдовскую песню». Но колдовство нуждается в тайне,  Но колдовство нуждается в тайне, и вот появляется роспись в и вот появляется роспись в труднодоступных пещерах, где труднодоступных пещерах, где можно совершать таинственные можно совершать таинственные обряды. обряды. 3232
Из каких источников ученые Из каких источников ученые узнают о первобытной узнают о первобытной  Археология культуре? культуре? Археология — наука о древности, — наука о древности, которая изучает прошлое на основании которая изучает прошлое на основании материальных остатков деятельности материальных остатков деятельности человека: жилища, орудий труда, пищи. человека: жилища, орудий труда, пищи. Этнография — наука, изучающая — наука, изучающая бытовые и культурные особенности бытовые и культурные особенности народов мира, так называемое народов мира, так называемое традиционное искусство. традиционное искусство.  Этнография 3434
Сосуд колоколообразной формы Испания 3000 до н.э. Испания, Кордова 3535
Особая область первобытного  Особая область первобытного изобразительного искусства — орнамент орнамент.. изобразительного искусства — В эпоху палеолита появляется орнамент в  В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, виде параллельных волнистых линий, зубчиков, спиралей, которыми покрывали зубчиков, спиралей, которыми покрывали орудия. Но наибольшего развития орудия. Но наибольшего развития орнамент получил в эпоху неолита с орнамент получил в эпоху неолита с появлением гончарного производства. появлением гончарного производства. Глиняная посуда украшалась Глиняная посуда украшалась разнообразным геометрическим узором. разнообразным геометрическим узором. Создавая орнамент по образцу и подобию Создавая орнамент по образцу и подобию природы, человек стремился к познанию природы, человек стремился к познанию природных знаков. природных знаков. 3636
Женская фигурка из терракоты , найденная в Чернавод ы Румыния 5000 до н.э. Румыния, Бухарест, Музей истории 3737
Виллендорфска я Венера Австрия 25 000 - 20 000 до н. э. 3838
Женская статуэтка из  Женская статуэтка из  Музей истории искусств, Вена. Музей истории искусств, Вена. Виллендорфа. Виллендорфа.  Верхний палеолит.  Верхний палеолит. Палеолитические  Венеры 3939
Истоки архитектуры Истоки архитектуры Истоки архитектуры и строительного  Истоки архитектуры и строительного искусства человечества начинаются с искусства человечества начинаются с того времени, когда древние люди, не того времени, когда древние люди, не довольствуясь созданными природой довольствуясь созданными природой укрытиями (пещерами, гротами), стали укрытиями (пещерами, гротами), стали строить искусственные жилые строить искусственные жилые сооружения. Это было связано с резким сооружения. Это было связано с резким изменением климата — наступлением изменением климата — наступлением ледникового периода. Ведь теплый ледникового периода. Ведь теплый климат раннего палеолита позволял климат раннего палеолита позволял вообще не заботиться об одежде и вообще не заботиться об одежде и жилище. жилище. 4141
В век бронзы достигли своего  В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения наивысшего развития сооружения из огромных камней, так из огромных камней, так называемые мегалиты мегалиты (от греч. (от греч. называемые большой и камень). Письменных большой и камень). Письменных свидетельств о назначении свидетельств о назначении мегалитических сооружений не мегалитических сооружений не сохранилось, и ученые пришли к сохранилось, и ученые пришли к выводу, что их использовали для выводу, что их использовали для религиозно-культовых церемоний и религиозно-культовых церемоний и как обсерватории. Эти сооружения как обсерватории. Эти сооружения обычно связывают с культом обычно связывают с культом почитания предков огня или солнца. почитания предков огня или солнца. 4242
История возникновения архитектуры. История возникновения архитектуры. Мегалит (с греческого большой  камень) –сооружение  культового характера из  грубо обработанных или  необработанных камней.  4343
 1. 1. Менгиры Менгиры — вертикально — вертикально поставленные камни, различной поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или величины, стоящие отдельно или образующие длинные аллеи. образующие длинные аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 м. Менгиры бывают и едва до 20 м. Менгиры бывают и едва отесанными камнями, и отесанными камнями, и выполненными в виде выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, монументальной скульптуры. Они, как правило, не были связаны с как правило, не были связаны с погребениями и выполняли погребениями и выполняли самостоятельную функцию самостоятельную функцию (например, обозначали место про (например, обозначали место про ведения каких-либо ритуалов) ведения каких-либо ритуалов) 4444
Статуя-менгир 4545
Менгир в Карнаке Франция 5000 до н.э. Бретань, Франция 4646
Менгир де Шам-Долен 4747
Сьерре-Гранде, Авейрон, Франция 4848
Дол-де-Бретань, Франция 4949
 2.2. Дольмены Дольмены — это сооружение из двух — это сооружение из двух вертикально поставленных необработанных вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части. Наиболее совершенный и несомые части. Наиболее совершенный вид дольмена представляет собой четыре вид дольмена представляет собой четыре хорошо отесанные вертикальные плиты, хорошо отесанные вертикальные плиты, образующие в плане четырехугольник и образующие в плане четырехугольник и перекрытые горизонтальной плитой. перекрытые горизонтальной плитой. Видимо, эти сооружения служили Видимо, эти сооружения служили обозначением места захоронения или обозначением места захоронения или алтарем. алтарем. 5050
Трилит. Трилит. Мегалитическая  Мегалитическая  конструктивная  конструктивная  ячейка,  ячейка,  состоящая из  состоящая из  трех камней: двух  трех камней: двух  вертикальный и  вертикальный и  лежащего на них  лежащего на них  горизонтального горизонтального 5353
 3. 3. Кромлехи Кромлехи — каменные плиты или — каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложные мегалитические наиболее сложные мегалитические сооружения. Иногда кромлехи сооружения. Иногда кромлехи окружали курганную насыпь, иногда окружали курганную насыпь, иногда существовали самостоятельно и существовали самостоятельно и состояли из нескольких состояли из нескольких концентрических окружностей. концентрических окружностей. Самый известный и сложный из Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии, кромлехов находится в Англии, около Стоунхенджа (от англ. около Стоунхенджа (от англ. камень, ров). камень, ров). 5454
Кромлех. Кромлех. Мегалитическое сооружение  Мегалитическое сооружение  культового назначения из  культового назначения из  больших каменных блоков,  больших каменных блоков,  образующих круг или  образующих круг или  несколько кругов. несколько кругов. 5656
Великобритания 3100 до н. э. Великобритания, Стоунхендж Солсбери 5858
Стоунхенд жВид сверху Великобрит а-ния 3100 до н. э. Великобрит а-ния, Солсбери 5959
Театр, музыка и танец. Театр, музыка и танец. Пантомима­пластическая  ­пластическая  Пантомима происходящих событий. происходящих событий. передача  передача  6363
Танцы Танцы Охотничьи пляски. Тотемическая пляска 6464
скачать по прямой ссылке