Презентация по музыке. Тема урока: МУЗЫКА НАЧАЛА ХХ ВЕКА (9 класс).

  • Работа в классе
  • ppt
  • 15.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по музыке. Тема урока: МУЗЫКА НАЧАЛА ХХ ВЕКА (9 класс). Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо переломом: лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся именно к 90 -м годам XIX и к первому десятилетию XX века.Презентация по музыке. Тема урока: МУЗЫКА НАЧАЛА ХХ ВЕКА (9 класс).
Иконка файла материала 20 век.ppt
“Нет на земле живого существа,  Столь жестокого, крутого, адски злого,  Чтоб не могла, хоть на час один  В нём музыка свершить переворота...”  Вильям Шекспир.  МУЗЫКА НАЧАЛА ХХ  ВЕКА
Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) ­ период не менее  • Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) ­ период не менее  богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от  богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от  предыдущего каким­либо переломом: лучшие, вершинные  предыдущего каким­либо переломом: лучшие, вершинные  сочинения Чайковского и Римского­Корсакова относятся  сочинения Чайковского и Римского­Корсакова относятся  именно к 90 ­м годам XIX и к первому десятилетию XX века.  именно к 90 ­м годам XIX и к первому десятилетию XX века.  Но уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и  • Но уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и  Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и  Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и  продолжатели их традиций: С. Танеев, А. Глазунов, С.  продолжатели их традиций: С. Танеев, А. Глазунов, С.  Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их  Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их  творчестве ясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение  творчестве ясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение  более чем столетия занимавшая главное место в русской  более чем столетия занимавшая главное место в русской  музыке, явно отходит на второй план. А роль балета,  музыке, явно отходит на второй план. А роль балета,  наоборот вырастает.  наоборот вырастает.
Широко развиваются симфонические, камерные жанры в  Широко развиваются симфонические, камерные жанры в  творчестве Глазунова и Танеева. Огромной  творчестве Глазунова и Танеева. Огромной  популярностью пользуется фортепьянное творчество  популярностью пользуется фортепьянное творчество  Рахманинова, который и сам был великим пианистом.  Рахманинова, который и сам был великим пианистом.  Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты  Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты  Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся  Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся  к вершинам мирового искусства. В последней четверти  к вершинам мирового искусства. В последней четверти  XIX столетия творчество русских композиторов было  XIX столетия творчество русских композиторов было  признано во всём цивилизованном мире.  признано во всём цивилизованном мире.  Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в  Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в  творческую жизнь в конце прошлого ­ начале нынешнего  творческую жизнь в конце прошлого ­ начале нынешнего  века, были композиторы и иного типа. Уже первые их  века, были композиторы и иного типа. Уже первые их  сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже  сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже  дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка  дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка  покоряла вдохновенной силой, других возмущала  покоряла вдохновенной силой, других возмущала  необычностью. Несколько позднее выступил  необычностью. Несколько позднее выступил  Стравинский. Его балеты, Поставленные во время  Стравинский. Его балеты, Поставленные во время  “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей  “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей  Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на  Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на  русском восходит ещё одна звезда ­ Прокофьев.  русском восходит ещё одна звезда ­ Прокофьев.
Большую  роль  в  музыкальной  жизни  России  этого  времени  сыграл  Большую  роль  в  музыкальной  жизни  России  этого  времени  сыграл  Беляевский  кружок,  названный  так  по  имени  его  основателя  Митрофана  Беляевский  кружок,  названный  так  по  имени  его  основателя  Митрофана  Петровича Беляева ­ известного лесопромышленника, владельца огромного  Петровича Беляева ­ известного лесопромышленника, владельца огромного  состояния  и  страстного  любителя  музыки,  особенно  русской.  Кружок,  состояния  и  страстного  любителя  музыки,  особенно  русской.  Кружок,  возникший  в  80­х  годах,  объединил  почти  всех  лучших  музыкантов  того  возникший  в  80­х  годах,  объединил  почти  всех  лучших  музыкантов  того  времени  ;  Н.  А.  Римский  ­  Корсаков  стал  идейным  центром  этого  времени  ;  Н.  А.  Римский  ­  Корсаков  стал  идейным  центром  этого  музыкального  содружества.  Всеми  доступными  средствами  Беляев  музыкального  содружества.  Всеми  доступными  средствами  Беляев  стремился помочь тем, кто служил русской музыке.  стремился помочь тем, кто служил русской музыке.  Необходимо  упомянуть  и  организованные  Беляевым  в  течении  многих  Необходимо  упомянуть  и  организованные  Беляевым  в  течении  многих  сезонов  “Русские  симфонические  концерты”,  а  также  “Русские  камерные  сезонов  “Русские  симфонические  концерты”,  а  также  “Русские  камерные  вечера”.  Целью  их  было  ­  знакомить  русскую  публику  с  произведениями  вечера”.  Целью  их  было  ­  знакомить  русскую  публику  с  произведениями  национальной  музыки.  Руководили  концертами  и  вечерами  Н.А.  Римский  национальной  музыки.  Руководили  концертами  и  вечерами  Н.А.  Римский  ­Корсаков  и  его  талантливые  ученики  А.К.  Глазунов  и  А.  К.  Лядов.  Они  ­Корсаков  и  его  талантливые  ученики  А.К.  Глазунов  и  А.  К.  Лядов.  Они  разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы,  разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы,  приглашали  исполнителей...  Исполнялись  исключительно  произведения  приглашали  исполнителей...  Исполнялись  исключительно  произведения  русской  музыки  :  многие  из  них,  забытые,  отвергнутые  ранее  русским  русской  музыки  :  многие  из  них,  забытые,  отвергнутые  ранее  русским  музыкальным  обществом  нашли  здесь  первых  своих  исполнителей.  музыкальным  обществом  нашли  здесь  первых  своих  исполнителей.  Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе”  Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе”  впервые  прозвучала  именно  в  “Русских  симфонических  концертах”  почти  впервые  прозвучала  именно  в  “Русских  симфонических  концертах”  почти  через  двадцать  лет  после  создания,  а  затем  была  многократна  повторена  через  двадцать  лет  после  создания,  а  затем  была  многократна  повторена  ( “по востребованию публики”, как отмечалось в программах ).  ( “по востребованию публики”, как отмечалось в программах ).
Беляевский кружок в 80—90­е годы оказался  Беляевский кружок в 80—90­е годы оказался  единственным музыкальным центром, где объединялись  единственным музыкальным центром, где объединялись  наиболее активные музыканты, ищущие новые пути  наиболее активные музыканты, ищущие новые пути  развития искусства.  развития искусства.  Весьма примечательным явлением в русской музыкальной  Весьма примечательным явлением в русской музыкальной  жизни конца XIX века была так называемая частная опера  жизни конца XIX века была так называемая частная опера  С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов  С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов  будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем,  будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем,  организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил  организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил  первые постановки русских опер ­ “Русалки” А. С.  первые постановки русских опер ­ “Русалки” А. С.  Даргомыжского и “Снегурочки” Н. А. Римского­Корсакова,  Даргомыжского и “Снегурочки” Н. А. Римского­Корсакова,  ­ которые пользовались у московской публики  ­ которые пользовались у московской публики  значительным успехом. Так же он поставил оперу  значительным успехом. Так же он поставил оперу  “Псковитянка” Н. А. Римского­Корсакова. С этой оперой,  “Псковитянка” Н. А. Римского­Корсакова. С этой оперой,  которая нигде не шла, театр выехал на гастроли в  которая нигде не шла, театр выехал на гастроли в  Петербург.  Петербург.
эпох и столетий: А. К. Глазунов,  эпох и столетий: А. К. Глазунов,  Старокадомский.  Старокадомский.  Это время является важным этапом в  Это время является важным этапом в  истории скрипки. Появляется группа  истории скрипки. Появляется группа  виртуозов ­ композиторов и исполнителей,  виртуозов ­ композиторов и исполнителей,  которые раскрывают неведомые прежде  которые раскрывают неведомые прежде  На рубеже XIX­XX века возрождается  На рубеже XIX­XX века возрождается  интерес к старинной музыке. Мало­помалу  интерес к старинной музыке. Мало­помалу  начинается строительство органов в  начинается строительство органов в  России. В начале XX столетия их можно  России. В начале XX столетия их можно  было буквально пересчитать по пальцам.  было буквально пересчитать по пальцам.  Появляются исполнители, знакомящие  Появляются исполнители, знакомящие  слушателей с органной музыкой прежних  слушателей с органной музыкой прежних  возможности скрипки как сольного  возможности скрипки как сольного  инструмента. Возникают новые  инструмента. Возникают новые  замечательные произведения, среди  замечательные произведения, среди  которых видное место занимают  которых видное место занимают  сочинения советских композиторов. В  сочинения советских композиторов. В  настоящее время всему миру известны  настоящее время всему миру известны  концерты, сонаты, пьесы Прокофьева,  концерты, сонаты, пьесы Прокофьева,  Хренникова. Их замечательное искусство  Хренникова. Их замечательное искусство  помогает нам почувствовать, что за  помогает нам почувствовать, что за  удивительный это инструмент ­ скрипка.  удивительный это инструмент ­ скрипка.
В конце XIX и в начале XX века, а особенно в  В конце XIX и в начале XX века, а особенно в  предоктябрьском десятилетии, через всё русское  предоктябрьском десятилетии, через всё русское  искусство, и в частности музыку, проходит тема  искусство, и в частности музыку, проходит тема  ожидания великих перемен, которые должны  ожидания великих перемен, которые должны  смести старое, несправедливое общественное  смести старое, несправедливое общественное  устройство. Далеко не все композиторы  устройство. Далеко не все композиторы  осознавали неизбежность, необходимость  осознавали неизбежность, необходимость  революции и сочувствовали ей, но предгрозовую  революции и сочувствовали ей, но предгрозовую  напряжённость ощущали все или почти все.  напряжённость ощущали все или почти все.  Таким образом, музыка ХХ века развивает  Таким образом, музыка ХХ века развивает  традиции отечественных композиторов –  традиции отечественных композиторов –  романтиков и композиторов «Могучей кучки».  романтиков и композиторов «Могучей кучки».  Вместе с тем она продолжает смелые поиски в  Вместе с тем она продолжает смелые поиски в  области формы и содержания. области формы и содержания.