Презентация по музыке. Тема урока: Основные виды мелизмов. Применение и расшифровка (5 класс). Яркий и красочный материал. В презентации даны иллюстрации, сделали выводы и подвели итоги, сделали введение и заключение, проверили задание и задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Основные виды мелизмов. Применение и расшифровка (5 класс).
Основные виды мелизмов.
Применение и расшифровка.
Мелизмы (от греч., «Melos» песня, мелодия)
– это мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии.
наибольшее распространение они получили в период с XV по XVIII века в
Временные доли мелизмов не входят в основные доли данного такта, поэтому
они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет
клавесинной музыке.
длительности украшаемого звука.
Форшлаг
Трель
Виды
мелизмов
Морден
т
Группетто
Виды мелизмовФоршлагМордентГруппеттоТрель
Форшлаг
(нем., «vor» — пред,
«schlag» — удар)
означает звук,
предшествующий
основному, «предудар».
Короткий
(перечеркнутый)
Долгий
(неперечеркнутый)
Исполняется за счет предыдущей длительности
или той, перед которой он обозначен.
Если форшлаг состоит из нескольких звуков –
обозначение шестнадцатыми, связанными
ребром:
Представляет собой задержание—
нисходящее или восходящее.
Исполняется за счет длительности звука,
перед которым он помещен.
При ноте с точкой долгий форшлаг
равен ее двум третям:
Исполняется за счет предыдущей длительности или той, перед которой он обозначен. Если форшлаг состоит из нескольких звуков – обозначение шестнадцатыми, связанными ребром:
Мордент
(итал., «mordente» кусающий, острый)
представляет собой оборот из трех звуков:
основного, вспомогательного и основного.
Исполняется только за счет длительности основного звука,
(меньшая часть начала длительности приходится на первый
и второй звуки, большая часть (не менее половины
длительности) на третий звук):
Простой
(неперечеркнутый)
вспомогательный звук
берется сверху
от основного звука
Перечеркнутый
вспомогательный звук
берется снизу
от основного звука
Знак альтерации, стоящий
над или под знаком
мордента, относится к
вспомогательному звуку:
Двойной мордент
Группетто
мелодическая фигура,
состоящая из четырех или пяти
звуков:
основного и вспомогательных
(верхнего и нижнего).
4х звучное группетто
начинается с верхнего вспомогательного,
за которым следуют основной звук,
затем нижний вспомогательный и основной:
5ти звучное группетто
начинается с основного звука,
за которым следует верхний
вспомогательный и далее как
в 4х звучном группетто:
Над нотой.
Тогда он может означать как 5ти звучное,
так и 4х звучное группетто, исполняемое
за счет длительности основного звука.
Такое группетто занимает либо всю
длительность основного звука,
либо начальную часть этой длительности:
Между двух нот.
Означает либо 5ти звучное
группетто, занимающее всю
длительность основного звука,
либо 4х звучное группетто,
занимающее конец длительности
основного звука:
Знаки альтерации, которые могут стоять
над или под знаком группетто,
относятся, соответственно,
к верхнему или нижнему
вспомогательным звукам:
Если знак стоит между двумя нотами
одинаковой высоты, последний звук
группетто приходится на длительность
второго звука:
Над нотой. Тогда он может означать как 5ти звучное, так и 4х звучное группетто, исполняемое за счет длительности основного звука. Такое группетто занимает либо всю длительность основного звука, либо начальную часть этой длительности:Между двух нот. Означает либо 5ти звучное группетто, занимающее всю длительность основного звука, либо 4х звучное группетто, занимающее конец длительности основного звука:
Трель
(от итал., «trillare» дребезжать,
колебать) это быстрое чередование
основного вспомогательного звуков,
tr ставится всегда над нотой.
Продолжительность трели равна длительности звука, за
знаком короткого форшлага.
счет которого она исполняется.
Если необходимо, чтобы трель начиналась со
вспомогательного звука, то перед основным звуком
выставляется этот вспомогательный, обозначенный
СПОСОБЫ ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕЛИ:
1. Начиная с верхнего вспомогательного звука:
2. Начиная с нижнего вспомогательного звука:
В старинной музыке (по XVIII век включительно) в конце трели обычно вводился
нижний вспомогательный звук, образующий заключительный оборот, сходный с
группетто. Этот заключительный оборот «Nachschlag» (нем., последующий
удар) специально не отмечался в нотной записи, но предполагался в исполнении.
С середины XIX века и до настоящего времени исполнение Nachschlag
становится обязательным лишь в тех случаях,
когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели:
3. Начиная с основного звука:
Кроме перечисленных существуют и другие мелизматические фигуры, обозначаемые особыми
знаками, имеющими большее или меньшее распространение лишь в определенных стилях.
Так, например, различные виды мелизмов, отличных от вышеописанных, можно встретить в
произведениях И. С. Баха.
Он сам дал образцы расшифровки применяемых им мелизмов в «Клавирной книжечке Вильгельма
Фридемана Баха», понимая, очевидно, их не столь универсальное значение.
Знаки некоторых приемов исполнения
Легато – связное исполнение звуков
мелодии. Обозначается дугообразной
линией, над или под нотами, которые
должны быть исполнены связно.
Легато – связное исполнение звуков мелодии. Обозначается дугообразной линией, над или под нотами, которые должны быть исполнены связно.
Стаккато – короткое и отрывистое исполнение
звуков мелодии или аккордов.
Обозначается точками, выставляемыми над или
под головками нот.
Стаккато – короткое и отрывистое исполнение звуков мелодии или аккордов. Обозначается точками, выставляемыми над или под головками нот.
Портаменто или глиссандо – это скольжение по
хроматической (на фно по диатонической) гамме вверх или вниз,
заполняя промежуток между двумя звуками, отстоящими друг от
друга на широкий интервал.
Термин портаменто характерен вокальному исполнительству.
Термин глиссандо – инструментальной практике.
Обозначается следующим знаком:
В фортепианной практике
термин портаменто означает прием
глубокого «non legato»,
т.е. почти связное исполнение как отдельных
звуков, так и аккордов
(особенно повторяющихся).
Обозначается следующим знаком:
Портаменто или глиссандо – это скольжение по хроматической (на фно по диатонической) гамме вверх или вниз, заполняя промежуток между двумя звуками, отстоящими друг от друга на широкий интервал. Термин портаменто характерен вокальному исполнительству. Термин глиссандо – инструментальной практике. Обозначается следующим знаком: В фортепианной практике термин портаменто означает прием глубокого «non legato», т.е. почти связное исполнение как отдельных звуков, так и аккордов (особенно повторяющихся). Обозначается следующим знаком:
Арпеджиато – это исполнение звуков аккордов
снизу вверх последовательно в быстром движении.
По времени арпеджиато исполняется обычно за
счет данного аккорда.
Арпеджиато – это исполнение звуков аккордов снизу вверх последовательно в быстром движении. По времени арпеджиато исполняется обычно за счет данного аккорда.
Иногда арпеджиато записывается
мелкими нотами:
Упражнения для самостоятельной работы:
1. Запишите варианты исполнения следующих мелизмов:
2. Следующие мелодические фрагменты запишите с помощью
соответствующих мелизмов: