Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"
Оценка 4.7

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
искусство +1
3 кл—11 кл +1
16.05.2018
Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"
История русского народного танца.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества» Корсаковского городского округа Сахалинской области «Русский народныйтанец» исследовательская работа                                                                                                                           Автор: Москвина Полина, 10 лет Руководитель: Трубенкова Г. Л. , педагог дополнительного образования Корсаков 2017 Содержание Введение 1. Русский танец как художественное целое 1.1 Общие признаки и схема жанра 1.2 Музыка и костюм как составные части целого 2. Основные жанры русского танца 2.1 Хоровод 2.2 Пляска Заключение Список литературы Приложение Введение Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный,   яркий,   несущий   в   себе   огромный   эмоциональный   заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко­бытовой,   и   эстрадный,   и   современный   танец.   Мода   и   течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В   этом   плане   народный   танец   стал   бесценным   сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни   людей.   Изучая   народный   танец,   мы   путешествуем   по   планете. Благодаря   этому   виду   искусства,   можно   побывать   в   любом   уголке   мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории,   и   для   этого   вовсе   не   обязательно   переплывать   океан преодолевать   огромные   расстояния.   Многие   люди   посвятили   свою   жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг. Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие "танец"? Может быть, это просто набор движений или   нечто   большее?"   На   этот   вопрос   я   и   постараюсь   отыскать   ответ   в нескольких источниках. 1. Русский танец как художественное целое 1.1 Общие признаки и схема жанров Танец   ­   это   яркое,   красочное   творение   народа,   являющееся эмоциональным,   художественным,   специфическим   отображением   его многовековой,   многообразной   жизни.   Он   воплотил   в   себе   творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею ­ он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и   сюжет,   есть   и   обобщенные   и   конкретные   художественные   образы, создающиеся   благодаря   разнообразным   пластическим   движениям, пространственным рисункам (построениям). Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций.   Правдивость,   конкретность   и   художественность   танцевальных образов   определяется   их   содержанием   и   танцевальной   лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом. Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную   жизнь   народа,   его   быт,   эстетические   вкусы   и   идеалы.   В   ходе развития   общества   народный   танец   приобрёл   большее   самостоятельное значение,   стал   одной   из   форм   эстетического   воспитания,   Народ   создал изумительные   по   красоте   и   рисунку   танцы   с   разнообразным   содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов,   лихие   переплясы   и   так   далее   говорят   о   богатстве   и   большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически   сложившиеся   признаки,   свои   глубокие   национальные   корни   и богатые   многовековые   исполнительские   традиции.   Это   самостоятельный, самобытный,   высокохудожественный   вид   творчества   русского   народа.   В древности   танец   имел   религиозно   –   магический   смысл   и   исполнялся   с определенной   целью   по   праздникам.  Со   временем   он   утратил   религиозные черты   и   превратился   в   бытовой   танец,   выражающий   чувства,   настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года. Связь   русского   народного   танца   с   конкретными   обрядами   была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были. Русский   народный   танец   в   каждом   регионе   отличается   лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом,   оригинальным   рисунком,   источником   появления   которого   может служить   всё,   что   нас   окружает   (природа,   труд,   быт,   продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.) Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их   исполнения   и   поводу,   а   их   хореографической   структуре   и   общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них. Стиль  –  характерные   черты  и  свойства  (особенности)   выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого. Танцевальная   лексика   является   самым   важным   выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног ­ её составляющие. В   русском   народном   танце   лексика   представляет   собой   наиболее сконцентрированную  форму  с  ярко  выраженным  национальным  колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики: 1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально – подражательной. 2.   Естественно   –   пластическая   –   подсказанная   самим   действием, развивающимся в танце. 3.  Традиционная  –  выработанная   веками,  находящаяся   в  постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений. Интонация – это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние   танцора:   быстрый   темп   –   радость,   медленный   –   грусть, задумчивость.   Малейшее   изменение   того   или   иного   движения   изменит характер и содержание действия. Музыка   –   душа   танца.   Она   является   одним   из   его   выразительных средств,   отражает   темперамент,   чувство   ритма,   национальные   черты   и особенности   её   создателя   (народа).   Народная   музыка   насыщена   энергией, внутренней   силой,   удалью   и   задором,   в   медленных   танцах   отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку. 2.1 Хоровод Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца.   Не   случайно   основное   построение   хоровода   –   круг,   его   круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем ­ "посолонь" берут начало из   старинных   языческих   обрядов   и   игрищ   славян,   поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле. Участники   хоровода   поют,   движутся,   приплясывают   и   разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников.   В   дальние   языческие   времена   этот   жанр   русского   народного танца   носил   культово­обрядовый   характер,   но   постепенно   он   утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы. Хоровод – русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила   исполнения,   определённые   отношения   между   участниками, подчинённые   известному   и   выработанному   материалу.   Он   превращается   в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В   хороводе   всегда   проявляется   чувство   единства,   дружбы,   товарищества. Участники   его,   как   правило,   держаться   за   руки,   иногда   за   один   палец   – мизинец,   часто   за   платок,   шаль,   пояс,   венок.   Все   эти   соединения,   а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется. Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что ­ то   своё,   создавая   разнообразие   в   стиле,   композиции,   характере   и   манере исполнения.   Любая   фигура   хоровода   может   иметь   не   одно   единственное, определённое   и   постоянное   назначение.   Не   меняя   построения   фигуры   и рисунка,   участники   хоровода   могли   передавать   различное   содержание, настроение.   На   пример   круг   –   это   образ   солнца,   поклонение   божеству   – Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения,   темперамента,   отношения   к   происходящему   совершенно различны,   а   круг   как   фигура   остаётся   неизменным.   Существуют   два   вида хоровода   –   орнаментальные   и   игровые.   Основные   и   наиболее   часто используемые   фигуры   этих   видов   хороводов   указаны   и   описаны   в приложении. Орнаментальные хороводы. Если   в   тексте   песни,   сопровождающей   хоровод,   нет   конкретного действия,   ярко   выраженного   сюжета,   действующих   лиц,   то   участники хоровода  ходят  кругом,  рядами,  заплетают   из  хороводной   цепи  различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей   лишь   музыкальным   сопровождением.   Такие   хороводы называются орнаментальными. Неразрывная   связь   народного   художественного   творчества   с   жизнью народа,   с   его   песнями,   играми,   танцами   помогла   созданию   множества рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны   узорами   русских   кружевниц,   резчиков   по   дереву,   живописцев,   и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как   бы   повторяют   фигуры   хоровода.   Содержание   песен,   сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Исполнение   каждого   орнаментального   хоровода   в   народе,   в   быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего   состоит   из   нескольких   фигур,   которые   органично   переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан в приложении ("Северный хоровод с шалями"). Игровые хороводы. Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие,   то   содержание   песни   разыгрывается   в   лицах   и   исполнители   с помощью   пляски,   мимики,   жестов   создают   различные   образы,   характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Песни,   под   которые   исполняются   игровые   хороводы,   называются игровыми   или   хороводными   –   игровыми.   Больше   всего   тем   для   игровых хороводов   содержится   именно   в   них,   отражающих   жизнь   и   быт   народа: трудовые   процессы,   любовная   и   сказочная   темы   и   т.   д.   В   отличие   от орнаментальных   хороводов   в   них   рисунок   проще,   в   нём   нет   такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. 2.2 Пляска Пляска   –   наиболее   распространенный   и   любимый   сейчас   жанр народного   танца.   Пляски   создавались   под   влиянием   окружающего   мира   и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном   носили   обрядовый,   культовый   характер,   но   со   временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок. Пляска   состоит   из   ряда   отдельных   движений   –   элементов,   которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской   можно   выражать   различные   состояния   человека,   но   это,   прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя. Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека,   усложнив   техническую   основу,   создав   свои   формы   и   рисунки, заменив   хороводную   песню   плясовой   и   различным   музыкальным сопровождением. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера – показать свою манеру исполнения ("выходку").   Каждый   исполнитель   может   проявить   в   пляске   свою изобретательность,   мастерство,   профессионализм,   щегольнуть   сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает   в   себя   сильные   технические   дроби,   "верёвочку",   "гармошку", различные   присядки,   хлопушки,   припадания,   верчения   и   другие   колена. Помимо   обогащения   лексики   пляска   даёт   возможность   для   усложнения   и разнообразия   рисунка:   лихие   выходы   парней,  задорные   проходки   девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске. Существует   много   видов   русской   пляски.   Вот   наиболее   имеющие   вековые   исполнительские распространенные,   устоявшиеся, традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска. Групповая традиционная пляска. В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто ­   либо   из   участников   отсутствует,   пляска   не   получается,   а   ввести   нового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок. Как  правило, групповая  пляска  имеет  установленное  построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли   фрагменты   одиночных   или   парных   плясок,   перепляса.   Типичные   и наиболее   часто   используемые   фигуры   групповых   плясок   приводятся   в приложении. В   каждой   области   есть   своя   традиционная,   самобытная   пляска,   и поэтому групповые пляски часто называют традиционными или областными. Несмотря   на   обязательное   выполнение   общего   рисунка   пляски,   различных переходов,   создание   образа   и   т.   д.,   групповые   пляски   дают   исполнителям возможность   показывать   также   и   своё   индивидуальное   мастерство.   В групповых   плясках   сохраняется   элемент   импровизации,   но   в   меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе. Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из   поколения   в   поколение.   В   каждой   групповой   пляске   есть   своя определённая   задача   и   своё   содержание.   На   протяжении   столетий   народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного – мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам   долгую   жизнь.   Пример   групповой   традиционной   пляски   указан   в приложении ("Танок с поясами"). Заключение Если   сравнивать   фигурные   построения   хоровода   и   пляски   можно обнаружить общее и различия. Основой   фигурного   построения   танца   является   круг   и   линейное построение. Они используются как в хороводе, так и в пляске. Причём очень часто в этих жанрах фигуры смешиваются, то есть в пляске можно увидеть основные построения хоровода и наоборот. Это доказывает существование тесной связи между хороводом и пляской. Но, все же существуют и различия в фигурах двух основных жанров. Так построения хороводов очень плавно переходят друг в друга, они как бы перетекают, переливаются. Основу композиции этого танца составляет круг, линии используются реже. Фигуры плясок более чётки и конкретны, их смену легче   проследить,   большее   внимание   здесь   уделяется   лексике,   нежели фигурным перестроениям. Эти различия существуют потому, что пляска и хоровод несут в себе разные задачи, цели. У каждого из этих жанров своё назначение и содержание, и для раскрытия идеи используются свои средства, одними из которых и являются различные фигуры и перестроения. Поэтому   для   постановки   танца   даже   для   младших   групп   детских хореографических   студий   нельзя   обойтись   без   двух   основных   жанров: хоровода и пляски и простейших, элементарных фигур. Таких как  "круг", "два   круга   рядом",   "   круг   в   круге",   "   восьмёрка",   "гребень",   "улитка", "змейка",   "колонна",   "улица",   "ворота"   и   т.   д..   Для   плясок   это   "   шен", "звёздочка", "карусель", " челнок", "ручеёк", "волна", "цепочка" и т. д. Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Танец ­ это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих   компонентов   танец   теряет   смысл,   перестаёт   быть   интересным   для зрителя. Список литературы 1. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Облас  2. Климов А. Основы русского народного танца тные особенности русского  народного танца. – Орел, 1999.. – М.: Московского государственного  института культуры, 1994. 3. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство,  1996.

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"

Презентация по народно-сценическому танцу "История русского танца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018