Презентация по основам философии на тему "Софисты и сократические школы"

  • Документация
  • ppt
  • 05.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по основам философии на тему "Софисты и сократические школы" разработана для сопровождения учебного материала лекции по данной теме. Презентация структурирована в соответствии плана и содержания учебного материала соблюдая принцип научности, доступности. Презентация выполнена в едином стиле и требований дизайна. Общий объём презентации - восемнадцать слайдов.
Иконка файла материала ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОФИСТЫ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.ppt
Урок № Урок № Тема урока: Тема урока: Софисты и Софисты и сократические школы сократические школы
Философия софистов появляется в очень интересный период в истории Греции. Это эпоха господства так называемой античной демократии, когда судьбы городов-государств часто решались на площадях.
План 1. 1. Софисты, происхождение термина Софисты, происхождение термина 2. Периодизация и основные 2. Периодизация и основные представители софистики представители софистики 3. Софисты и сократические школы  3. Софисты и сократические школы  4. Учение софистов 4. Учение софистов 5. Эпохи софистики 5. Эпохи софистики 4.  Основные положения философии 4.  Основные положения философии софистов софистов
Софисты, происхождение Софисты, происхождение термина термина .. Софист  (от др.греческого  «умелец, изобретатель,  мудрец, знаток) Древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой пол. V — 1-й пол. IV в. до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.
Смещение философской рефлексии Смещение философской рефлексии античности на проблему человека античности на проблему человека .. До возникновения софистики в Греции преобладала  натурфилософия, т.е философия природы («натура»­ природа). Для милетцев и элейцев, Гераклита и атомистов центральной  являлась проблема бытия, первосновы мира, причин  происходящих в природе изменений. Во второй половине V в.до н.э акценты стали меняться. Софисты стали первыми среди греческих мыслителей начали изучать не окружающий нас мир, а внутренний мир человека – его мышление, интересы, потребности, систему ценностей, пути воздействия на принятие решений.
Периодизация и основные Периодизация и основные представители представители Можно сказать, что софистов породила древнегреческая   демократия. Задача софистов – научить»мыслить, говорить и  делать»
Софисты и сократические Софисты и сократические школы школы .. софисты ксенофон т сократ Сократические школы Магарская  школа Элидо­ эритрейская  школа Школа  киников Киренская  школа
Учение софистов Учение софистов В своём труде «О природе» Горгий доказывает  три положения: что ничего не существует, а  если что­нибудь и существует, то оно не  познаваемо, то оно невыразимо и необъяснимо.  В результате он пришёл к выводу, что не о чём  нельзя сказать достоверно. Протагор говорит об  относительности всякого знания,  доказывая, что каждому  утверждению может быть с разным  основанием противопоставлено  противоречащее ему утверждение Горгий Протагор
Протагор и софистическое Протагор и софистическое учение учение Протагор первый заявил, что о всяком предмете  можно сказать двояко и противоположным  образом… о мысли он не заботился, спорил о  словах, и повсеместное нынешнее племя  спорщиков берёт своё начало от него Протагору принадлежит афоризм «Человек есть мера всех вещей,  существующих, что они существуют, и не  существующих, что они не существуют»  Что означает данный афоризм? Речь идёт об относительности всего существующего, в том  числе истины и знания.
Сократ как софист Сократ как софист Сократ был самым известным  софистом. Именно Сократ впервые использовал  диалог как метод нахождения истины в  споре на строгом логическом подходе. Его задача состоит в том, чтобы  побуждать других находить истину,  ведя беседу и ставя всё новые и новые  вопросы. Сократ стал одним из создателей  европейского научного стиля  мышления, ведя в науку безусловное  требование доказательности.
Сократ и софисты Сократ и софисты .. Сократ  СОКРАТ  –  крупнейший  представитель                                Софисты  и  Сократ  сместили  философскую  рефлексию  античности  с  проблематики  физики  и  космоса  на  проблему  человека  и  его  жизни  как  члена  общества, противопоставив существующее  по  по  природе  установлению.   философии софистов.  главное  дидактическое  достижение  –  Его  искусство»­ майэвтика  диалектический  спор,  подводящий  к  истине  посредством  наставником  вопросов.                       По  Сократу,  человек  является  обладателем разумного сознания, направленное  на добро и зло «повивальное  и  существующее  продуманных
Разногласия софистов и Разногласия софистов и Сократа Сократа Сократ В теории познания – Отстаивает  существование  абсолютной истины. В сфере нравственности­ Справедливый означает  равный перед законом. Безнравственный  поступок – это плод  незнания истины. Если хочешь совершить  добрые поступки,  необходимо знать, что  такое добро вообще .. софисты В теории познания –  релятивизм Скептицизм В сфере  нравственности­ индивидуальный  произвол  (преобладание только  частного интереса,  которое не знает  верховного начала –  закона)
Эпохи софистики Эпохи софистики
Основные положения Основные положения софистов софистов ..Человек и сознание – основная проблема софистики. .. Софисты произвели смещение оси философского исследования с природы на человека. В центре внимания оказались человек и его психология Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов – логических приёмов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд правильное, оказалось в итоге ложным. Исходный принцип софистов; «Человек есть мера всех вещей» в том, что они существуют, и в том, что они не существуют». Отсюда субъективизм в Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида – субъекта познания. оценках и суждениях. Объективное, истинное познание недостижимо Релятивизм в теории познания служит обоснованием и (скептицизм). Всякое знание относительно нравственного релятивизма: софисты показывали (релятивизм) условность правовых норм, государственных законов., моральных оценок
Софисты о политике Софисты о политике развёрнутые представления о  ПОЛИТИКЕ: ПИФАГОР, ПРОДИК, АРАЗИМАХ и др. –  впервые сформулировали наиболее  1.Общественная  жизнь, мир политики ­Дело  рук  человеческих  «Человек  есть  мера всех вещей». 2.  Подчёркивали  условность  правовых  норм, государственных установлений. «КАЖДАЯ  ВЛАСТЬ  УСТАНАВЛИВАЕТ  ЗАКОНЫ,  ПОЛЕЗНЫЕ  ДЛЯ  НЕЁ  ДЕМОКРАТИЯ­ САМОЙ:  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ,  ТАКЖЕ  ПОСТУПАЮТ  И  ОСТАЛЬНЫЕ»  –  Аразимах. Пифагор Самосский
Критика политических идей Критика политических идей софистов софистов Платон выступил с критикой  политических идей софистов. Учение софистов считал неверным и  вредным для общества, поскольку они  склоняют людей к неповиновению  государственной власти. Платон утверждает идею незыблемости  государственных установлений. вижу  гибель  близкую  «Я  того  государства, где закон не имеет силы и  находится  под  чьей­либо  властью.  Там  же,  над  правителями,  а  они  его  рабы,  я  усматриваю спасение государства и все  блага,  которые  только  могут  даровать  государству боги» владыка  где  закон  Платон, ученик  Сократа
Значение деятельности Значение деятельности софистов софистов Софисты внесли большой вклад в греческую  философию и культуру 1.Совершили гуманистический переворот в 1.Совершили гуманистический переворот в философии – в центр исследований поставлен философии – в центр исследований поставлен человек. человек. 2.Распространили большое количество 2.Распространили большое количество философских и иных знаний (этика, политика, философских и иных знаний (этика, политика, риторика, искусство, религия, язык, воспитание) риторика, искусство, религия, язык, воспитание) 3.Провозгласили свободу духа в противовес 3.Провозгласили свободу духа в противовес традициям и социальным нормам. традициям и социальным нормам. 4.Связали философию с потребностями практики 4.Связали философию с потребностями практики 5. Стимулировали развитие логики и риторики 5. Стимулировали развитие логики и риторики
Вопросы по теме Вопросы по теме 1.Кто такие софисты? Каково значение их деятельности для дальнейшего развития философии? 2.2.Что такое софизм? 3. Что означает положение Протагора «Человек есть мера всех вещей»? 4. Что такое релятивизм?