Урок начинается с орг. момента. Далее проверяем дом. задание. Актуализация знаний проходит через стихотворение А. С. Пушкина (из сказки "Сказки о царе Салтане..") Через самоопределение сформулировали тему урока. Потом работа по учебнику. В завершении работы рефлексия и подведение итогов урока. Задано домашнее задание.Познакомить с особенностями творительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Определите падеж имён существительных. На какие группы
можно их разделить?
В компоте, над задачей,
про луг, от друга, про
врага, про товарища,
в речку, за папу, к
бабушке, перед школой,
Ваня, за рекой, с зеброй,
земля, от дороги, к
завтраку, с конём, у
колодца, над озером.
Распределите на группы слова.
Стриж…, чертёж…,
глуш…,
роскош…, завуч…,
плащ…,
ландыш…, гореч…,
фальш… .
Определите падеж имён существительных.
Наблюдал за чайкой,
сидел под берёзой,
летал над облаком.
Сформулируйте тему урока.
Творительный
падеж
Чтоб от всех не
отставать,
Слыть
сообразительным,
Надо всё теперь
понять
В падеже
ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго
говорить.
Вот решился я…
творить!
Карандаш, бумагу
взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я –
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.
(Т.
Рик)
Творительный падеж
также ввёл Лаврентий
Зизания
в 1596 году. Этот
падеж связан с
глаголом «творить» —
делать что-то при
помощи какого-то
орудия, средства.
Отсюда и основное
значение
творительного падежа
— орудийное,
инструментальное
(писать пером,
рисовать красками). И
его вопросы — кем?
чем?
Алгоритм в определении падежа имени существительного.
01. Найдите имя существительное.
02. Найдите слово, к которому
относится имя существительное.
03.Поставьте от этого слова к
существительному оба
падежных вопроса.
4. По вопросу определите падеж.
Найдите имена существительные в творительном падеже.
к дереву
под окном
перед улицей
с домом
у леса
в поле
за речкой
под окном с домом за речкой перед улицей у леса к дереву в поле
Составьте и запишите словосочетания с существительными
в творительном падеже.
Используйте предлоги: над, под, с, между, перед, за
лежать, скамейка
парить, дом
стоять, деревья
встать колодец
очередь, молоко
порхать, цветок
Найдите в стихотворении Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»
существительные в творительном падеже.
У каждого дела
Запах особый:
В булочной
пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь
мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и
краской.
Пахнет
стекольщик
Оконной
замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Маслом
машинным.
Пахнет кондитер
Орехом
мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством
приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет
крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Сколько ни
душится
Лодырь
богатый,
Очень неважно
Он пахнет,
Э
К
И
Е
Н
Л
Д
О
Я
П
Ц
И
Я
Х
Я
О
А
Д
Ч
Э
Назовите вопросы
творительного падеж.
С какими предлогами
употребляются
имена существительные
в творительном падеже?
Оцените свою работу на
уроке.
Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты
изучать?
Писать мне ручкой иль
пером,
Или цветным карандашом?
Домашнее
задание.
Уч. с.53 прав., упр. 94, словарная
работа,
упр. 73 ( устно)