Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"
Оценка 4.8

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
русский язык
6 кл
02.07.2017
Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"
разносклоняемые.doc
ТЕМА: «Разносклоняемые имена существительные»   Самоанализ урока Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе  курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков  «Имя существительное». Этот урок следующий после повторения изученного об  имени существительном в 5 классе.  Тип урока:  изучение нового учебного материала. ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение  знаниями о разносклоняемых существительных, особенностях их склонения и  правописания ЗАДАЧИ: 1. Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях 2. Развитие творческого мышления и совершенствование коммуникативных  речевых умений и навыков 3. Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и  взаимосвязи.   В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.     Ведущими формами и методами работы были фронтальная работа, работа в  группах, в парах, наглядный, частично­поисковый, практический и словесный  методы, самоконтроль. Оживить опрос, активизировать работу учащихся и  определить тему урока мне помогло использование ребуса,  работа с  таблицей  склонений. С целью закрепления знаний  учащиеся просклоняли существительные,  выделив суффиксы и окончания. Далее в качестве ритмической паузы была  проведена физминутка. Развитию творческого мышления  и совершенствованию  коммуникативных речевых умений и навыков способствовала словарная работа и   групповая работа с фразеологизмами.  С целью первичного контроля знаний была  проведена самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, подведены  итоги, проведена рефлексия. Домашнее задание предложено на выбор: упражнение в учебнике или творческое задание. Сочетание данных форм, методов и приемов работы помогло учащимся научиться  изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор  гласных в окончаниях, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение,  оценить свою деятельность в конце урока. На мой взгляд, цель урока была достигнута.       Данный урок по учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т.Баранова,  Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография.  Культура речи» входит в тему «Имя существительное» Опирается на  конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – изучение нового  учебного материала        При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их  знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать  в парах, группах, индивидуальные особенности детей.       Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в  комплексе и взаимосвязи.   В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение  пройденного.       Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно­ ответная форма, работа в группах, в парах, фронтальная  работа,  самоконтроль, наглядность, поисковый, практический и словесный методы,  тестирование. Их сочетание помогло учащимся научиться правильно  образовывать страдательные причастия прошедшего времени, выбирая  нужную гласную в суффиксе; обеспечить хорошую работоспособность,  бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока. ТЕМА: Разносклоняемые существительные ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение  знаниями о разносклоняемых существительных, особенностях их склонения и  правописания ЗАДАЧИ: 4. Развитие и совершенствование навыков правописания падежных  окончаний существительных 5. Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по  падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях 6. Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку ОБОРУДОВАНИЕ: ­ мультимедиа ­ учебник «Русский язык: Учебник для 6 класса» авторов М.Т.Баранова, Т.А.  Ладыженской и др.   ­ карточки с заданиями для групп ­ карточки  (для каждого ученика) ­ карточки ­ анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика) Этапы урока 1. Формирование  психологического  настроя на урок. Деятельность учителя  ­ Ребята, доброе утро!» Улыбнемся друг другу. Я рада  видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет  нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! (слайд 1)  Л. Успенский заметил: «Имя существительное­ хлеб языка»  Послушайте стихотворение и докажите, что это утверждение верно. Шепот, робкое дыханье.      Трели соловья, Серебро и колыханье      Сонного ручья. Деятельность учащихся   Свет ночной, ночные тени,      Тени без конца, Ряд волшебных изменений      Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,      Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,      И заря, заря!.. 2. Определение темы  урока. Целеполагание. Актуализация  имеющихся знаний 1850 Афанасий Фет   Сегодня, перед тем как прийти к вам на урок, я получила необычное письмо   на имя вашего класса. Давайте посмотрим, что в нем. «Общеобразовательная  школа № 5 г.Кудымкара  6   классу, из города Морфология от имени  Существительного».  А что внутри?  Так, три документа. Давайте разберемся (слайд2) Бремя Путь Время Вымя Знамя  Имя Племя Пламя Семя Стремя Темя Нет  Прочтем письмо.  Вы понимаете, для чего  нам прислали эти слова ?  Попробуем разобраться. ­ Чтобы понять для чего нам эти слова  и определить тему нашего урока, нам  нужно выполнить задания   Ответы детей Для начала скажите,  какой части речи эти слова? Давайте вспомним, что мы знаем о существительном 1. Дайте определение имени существительного. 2. Как изменяются существительные? 3. Как называется изменение существительных по падежам? 4. Сколько склонений у существительных? 5. Какие существительные относятся к 1 склонению? 6. Какие существительные относятся ко 2 склонению? 7. Какие существительные относятся к 3 склонению? 8. Какую роль выполняют существительные в предложении? Давайте проанализируем следующий документ из письма  (слайд 3) Не в золоте богатство, а в добром имени Какой поучительный смысл имеет данная пословица? Давайте определим склонение у существительных из этой пословицы Оказывается, не все существительные можно отнести к 1,2 или 3 склонению.  Где мы  сегодня уже видели  существительное «ИМЯ» ? Давайте познакомимся еще с одним документом, содержащимся в письме  (слайд 4) золото­2 богатство ­ 2 имя  – 1 или 2? (создание  проблемной ситуации) одно из существительных,  содержащихся в письме Падеж Склонение И. Р. Д. В. Т. П. 2­е сторож сторожа сторожу сторожа сторожем о стороже 3­е мышь мыши мыши мышь мышью о мыши имя имени имени имя именем об имени 2,3 и существительное ИМЯ, – Ребята, попробуем расшифровать этот документ. Что представлено в  таблице   которое нельзя отнести ни к 1,  ни ко 2 склонению Существительные каких склонений представлены в таблице? Обратите внимание на окончания существительных. Какие окончания при склонении имеет существительное ИМЯ? Сопоставьте их с окончаниями 2 и 3 склонения. Какой вывод можно сделать? Существительное ИМЯ в Р, Д, П падежах имеет окончания 3  склонения, а в Тв падеже  окончание второго А чтобы узнать как называются существительные, содержащиеся в письме и в  том числе существительное ИМЯ и определить тему урока нам нужно  разгадать ребус (слайд 5) Для этого нам нужно вспомнить и математику Как называется результат  математического выражения уменьшаемое минус   вычитаемое (разность) Часть горы Такие существительные называются разносклоняемыми. Вот мы и подошли к  теме нашего сегодняшнего урока, сегодня мы будем говорить о  разносклоняемых именах существительных. Как вы думаете,  почему они  называются разносклоняемыми? Склоняются по­разному Познакомиться с  разносклоняемыми  существительными, научиться  их  правильно склонять и писать ­ Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сделать сегодня на  уроке, чему научиться ? 3. Объяснение нового  материала ­ Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока  Ребята, из документов содержащихся в письме, мы извлекли  определенную информацию, а теперь сравним её с материалом  учебника  § 37 на с.87 и найдем дополнительный материал по теме Изучают материал по теме в  учебнике Ответы детей Какие существительные относятся к разносклоняемым? Какого они рода?  Почему они называются разносклоняемыми? Какой дополнительный материал вы нашли по этой теме в учебнике? Какой суффикс добавляется у существительных на –МЯ в  родительном, дательном, творительном и предложном падежах? Какой суффикс добавляется у существительных СЕМЯ и СТРЕМЯ в  родительном падеже множественного числа 4. Словарная работа Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых  существительных БРЕМЯ, ­мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное,  тяжесть (книжн.) (Слайд 6) ВРЕМЯ Продолжительность, длительность чего­н., измеряемая секундами,  минутами, часами т.д (слайд 7) ВЫМЯ, ­мени, (редко) мн. вымена, ­ен, ­енам, ср. Молочные железы усамок  Ответы детей млекопитающих животных. (Слайд 8) ЗНАМЯ, ­мени, мн. ­мена, ­мен, ­менам, ср. Определенного цвета (илицветов) широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой­ н.организации, государству. (слайд 9) ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека,  даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.  (слайд 10) ПЛАМЯ –огонь (слайд11) ПЛЕМЯ, ­мени, мн. ­мена, ­мен, ­менам, ср. 1. Этническая и  социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией,  культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен.  Кочевые племена.2. перен. Народ, народность (слайд 12) СЕМЯ, ­мени,мн. ­мена, ­мян, ­менам, ср. 1. Орган размножения урастений,  зерно.(слайд 13) СТРЕМЯ, род., дат. и предл. ­мени, те. ­менем, мн. ­мена, ­мян, ­менам,ср. 1.  Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдетьноги в стремена. (слайд 14) ТЕМЯ, ­мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между  лобными,затылочными и височными костями.  (слайд 15) ПУТЬ дорога (слайд 16) Давайте запишем данные слова в тетрадь  А) Давайте наши полученные  теоретические знания применим на практике.  Для этого я приглашаю двух человек к доске. Просклоняем существительные  путь, знамя.  Параллельно учащиеся склоняют эти существительные по  вариантам 1,2 . , выделяя окончания и суффиксы ПРОВЕРКА. С  проговариванием.  Ребята, вы сейчас самостоятельно просклоняли разносклоняемые  существительные. В чем мы еще раз убедились? . Записывают слова в тетрадь Выполняют задание 5. Закрепление  материала Ребята, давайте немного пофантазируем и сконструируем словосочетания с  разносклоняемыми существительными.  Сделаем их синтаксический разбор  (один ученик у доски) Смысловая связь, грамматическая связь, вид словосочетания Молодцы! Мы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть Потрудились — отдохнём Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево­вправо.) Два наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. Упражнение для глаз Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо… А потом опять вперед – Тут немного отдохнет. Теперь Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно –  Расслабление приятно. Шея не напряжена, а расслаблена. Б) Ребята, сейчас мы составляли словосочетания, и я убедилась, что вы люди  Разносклоняемые  существительные в  родительном, дательном и  предложном падежах  существительные имеют  окончания 3 склонения, а в  творительном – 2 склонения Имитируют движения творческие, поэтому предлагаю выполнить творческое задание в группах.  Объединимся по четыре человека  Творческое задание ( работа в группах). Раздаются карточки с заданиями для  групп. Задание:  Объясните значение фразеологизма, пофантазируйте и предложите  версию его происхождения, составьте с фразеологизмом  предложение. Называть вещи своими именами, без роду и племени, со времен царя  Гороха,  гори оно ясным пламенем В случае затруднения можно обратиться к фразеологическому словарю Проверка В) А теперь давайте проверим себя, проверим, как мы усвоили материал по  теме и поработаем самостоятельно Предлагаю вам  задание на карточках.  Взаимопроверка (работа в парах) Выполняют задание в группах Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи  разносклоняемых существительных. Занимать много времени, в пламени костра, много  семян, подарок  африканскому племени, нога в стремени, звать по имени, подъем знамени,  дорожить временем, посылка на моё имя, ждет семена земля, счастливого  пути Выполняют задание  самостоятельно.  Взаимопроверка Взаимопроверка в парах слайд 20 Ребята, есть работы абсолютно верные, без ошибок? С 1­2 ошибками ? С тремя ошибками? Молодцы, мы очень плодотворно поработали! 6. Итог урока Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Давайте вспомним все  разносклоняемые существительные и вставим их на места пропусков в  стихотворении  Аркадия Хайта (слайд ). Я буду читать, а вы хором отвечайте. Учитель читает стихотворение (слайд 21) Ответы детей В стародавнее древнее … В шалашах без окон и дверей Жило – было лохматое … Первобытных людей­дикарей. Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевали седло и … –   Необразованное было это … . Трудно было им жить в эти годы,  Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда поддерживает… . Над тем, как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали … . 7.Рефлексия Почему данные слова получили такое  название? Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня? Над чем нам еще следует  поработать? Зачем нам нужен был этот урок? А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув  подходящий вам вариант ответа 1.Своей работой на уроке я    доволен/ не доволен 2.Урок мне показался    интересным /скучным 3.После урока мое настроение  улучшилось /ухудшилось 4.Материал урока  будет мне полезен/бесполезен Заполняют анкету 8. Выставление оценок 9. Домашнее задание На выбор: (слайд 22) 1) Упр.208 на стр.84 2) сочинить сказку о разносклоняемых существительных (или с  использованием этих существительных).

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Презентация по русскому языку 6 класс "Разносклоняемые имена существительные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017