Ф.И.О. педагога: Воробьева Оксана Сергеевна
Предмет: русский язык
Класс/курс: 6
Тема: Чередование гласных в корнях –кас/ - кос-.
Основные цели: сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях -кас-, -кос-, сформировать умение применять правило написания А – О в корнях -кас-, -кос-, тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Дидактические материалы: учебник, задание на первичное закрепление во внешней речи, задание для включения в систему знаний и повторение, цветные карточки.
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, но, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем
− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)
− Молодцы! Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
− Посмотрите на доску и выполните задание устно.
Задание проецируется на доску (Слайд 2):
Гирлянда |
Снегурочка |
Мороз |
Тропинка |
Валенки |
Каток |
Иней |
Следы |
Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне.
− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике. (Снегурочка – снег; тропинка – тропы; каток – катится; следы – след)
− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.)
− Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)
− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов).
− Следующее задание на внимательность (Слайд 3):
Прикасаться, коснулся, касательная, косички. |
− Вы должны найти лишнее слово в этой строке и объяснить свой выбор.
На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)
− Проверим. («Прикасаться», «коснулся», «касательная» - имеют общее значение «дотрагиваться до кого – либо или чего – либо», значит лишнее слово – «косички»).
Слова записываются в тетрадь и на доске, в них выделяются корни.
− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? (В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные буквы.)
Задание на пробное действие:
− Объясните правописание гласных в корнях: -кос-, -кас-.
− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)
− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.
− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)
− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях
-кас-, -кос-)
− Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы уже пользуетесь довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику (Слайд 4):
− Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)
− Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?
− Давайте уточним определение: чередование – это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется – и складывается в единое целое: день и ночь – сутки; зима и лето – год…
− Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!
− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)
− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях -кас-, -кос-)
− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)
− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)
По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:
Установить закономерность. |
Сделать вывод. |
Создать эталон. |
5.Реализация построенного проекта.
− Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах начинаются с одной и той же буквы, но после них или стоит суффикс а или нет, и в середине пишется либо О, либо А).
− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.
кАс + А кОс А
− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А , если после корня стоит…, пишется О, если после корня… ».
Ответы учащихся:
в корнях -кос- / -кас- пишется А, если после корня стоит суффикс А, пишется О, если после корня нет суффикса А.
− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)
− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.
После ответов групп на доску вывешивается эталон:
Кас А |
Кос |
− Молодцы! Все группы справились с заданием.
− Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)
Возьмите в руки сигнальные карточки с буквами О и А. Найдите в предложениях слово с чередующейся гласной –кас-//-кос- и поднимите карточку с нужной буквой. (Предложения проецируются на экране). Устно объясняют (Слайд 5):
1. Солнце к…снулось края степи.
2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.
3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
4. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.
5. Аппарат мчался по к…сательной.
Физминутка.
Выполняют элементарные упражнения.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корнях -кас-, -кос-).
− В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы со словами с пропущенными буквами:
О - А
|
|
Прик..саться |
К..снуться |
К..снулось |
Прик…сновение |
К…сательная |
К…сался |
К…сается |
К…солапый |
− Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы. Поработайте в парах.
- Кто заметил ловушку? Объясните написание последнего слова с корнем КОС (косолапый).
После работы учащиеся проверяют выполненное задание по образцу для проверки:
О - А
|
|
ПрикАсаться |
КОснуться |
КОснулось |
ПрикОсновение |
КАсательная |
КАсался |
КАсается |
КОсолапый |
− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?
− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)
– Выполните упражнение в учебнике 185.
− В каком месте возникло затруднение?
− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
− Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
− Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, какие корни еще с чередованием мы знаем. (-раст-, -ращ-, -рос-, - лаг-, -лож-). От чего зависит в них чередование гласных А и О? (От последних согласных корня).
− Верно. Потренируемся немного. Я вам предлагаю выполнить цветной диктант. Закрасьте синим цветом клеточку в таблице, если вы вставили в слово букву О, красным, если вставили букву А (Слайд 7):
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
− Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!
9. Рефлексия учебной деятельности
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней –кас-/ -кос-).
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чем у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
− Я знаю чередование гласных в корнях: -кас-кос-.
− Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – А.
− Я могу объяснить, от чего зависит написание О, от чего зависит написание А в данных корнях.
− В самостоятельной работе у меня все получилось.
− Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
− Я сегодня был в учебной деятельности.
− Я доволен своей работой на уроке.
– Молодцы!
Домашнее задание: составление текста из словосочетаний упр. 186 или сочинение лингвистической сказки.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) данный урок является 6 уроком в разделе «Словообразование и орфография. Культура речи». Была использована следующая литература:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.