Конспект урока "Чередование гласных в корнях –кас/ - кос-".
Оценка 5

Конспект урока "Чередование гласных в корнях –кас/ - кос-".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
27.01.2017
Конспект урока "Чередование гласных в корнях –кас/ - кос-".
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Буквы О и А в корне -кос-,-кас-" полностью соответствует условиям достижения новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС. Служит для формирования лингвистической компетентности: открытия и уяснения правила написания гласных О и А в корне -кас-, -кос-; формируются умения находить и правильно писать слова с данными корнями.
Воробьева О.С12..doc

Ф.И.О. педагога: Воробьева Оксана Сергеевна

Предмет: русский язык

Класс/курс: 6

Тема: Чередование гласных в корнях –кас/ - кос-.

Основные цели: сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях -кас-, -кос-, сформировать умение применять правило написания А – О в корнях -кас-, -кос-, тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Дидактические материалы: учебник, задание на первичное закрепление во внешней речи, задание для включения в систему знаний и повторение, цветные карточки.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

 

Ход урока:

 

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, но, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем

− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

− Молодцы! Желаю вам удачи!

 

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

− Посмотрите на доску и выполните задание устно.

Задание проецируется на доску (Слайд 2):

Гирлянда

Снегурочка

Мороз

Тропинка

Валенки

Каток

Иней

Следы

 

Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне.

− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике. (Снегурочка – снег; тропинкатропы; каток – катится; следы – след)

− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.)

− Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)

− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов).

− Следующее задание на внимательность (Слайд 3):

Прикасаться, коснулся, касательная, косички.

− Вы должны найти лишнее слово в этой строке и объяснить свой выбор.

На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова  строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)

− Проверим. («Прикасаться», «коснулся», «касательная» - имеют общее значение «дотрагиваться до кого – либо или чего – либо», значит лишнее слово – «косички»).

Слова записываются в тетрадь и на доске, в них выделяются корни.

− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? (В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные  буквы.)

Задание на пробное действие:

− Объясните правописание гласных в корнях: -кос-, -кас-.

− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)

− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)

 

3. Выявление места и причины затруднения.

 

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)

− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях

-кас-, -кос-)

− Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы уже пользуетесь довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику (Слайд 4):

Скругленный прямоугольник: ЧЕРЕДА – окончание + суффикс в глаголе «ПЛУТОВАТЬ» + приставка в местоимении НИКОГО + корень в слове «ПОЕШЬ».
 

 

 

 


− Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)

− Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?

− Давайте уточним определение: чередование – это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется – и складывается в единое целое: день и ночь – сутки; зима и лето – год…

− Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!

− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)

− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях -кас-, -кос-)

− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)

По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

Установить закономерность.

 

Сделать вывод.

 

Создать эталон.

 

5.Реализация построенного проекта.

 

Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах начинаются с одной и той же буквы, но после них или стоит суффикс а или нет, и в середине пишется либо О, либо А).

− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.

 


кАс + А      кОс  А

 

− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А , если после корня стоит…, пишется О, если после корня… ».

Ответы учащихся:

в корнях -кос- / -кас- пишется А, если после корня стоит суффикс А, пишется О, если после корня нет суффикса А.

 

− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)

− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.

После ответов групп на доску вывешивается эталон:

 

Кас А

 

Кос

− Молодцы! Все группы справились с заданием.

− Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)

Возьмите в руки сигнальные карточки с буквами О и А. Найдите в предложениях слово с чередующейся гласной  –кас-//-кос- и поднимите карточку с нужной буквой. (Предложения проецируются на экране). Устно объясняют (Слайд 5):

1. Солнце к…снулось края степи.

 2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.

3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.

 4. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.

 5. Аппарат мчался по к…сательной.

 

Физминутка.

Выполняют элементарные упражнения.

 

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корнях -кас-, -кос-).

− В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы со словами с пропущенными буквами:

О - А

 

Прик..саться

К..снуться

    К..снулось

Прик…сновение

 

К…сательная

 

К…сался

 

К…сается

 

К…солапый

− Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы. Поработайте в парах.

- Кто заметил ловушку? Объясните написание последнего слова с корнем КОС (косолапый).

После работы учащиеся проверяют выполненное задание по образцу для проверки:

О - А

 

ПрикАсаться

КОснуться

    КОснулось

ПрикОсновение

 

КАсательная

 

КАсался

 

КАсается

 

КОсолапый

− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)

– Выполните упражнение в учебнике 185.

 

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

− Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

− Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, какие корни еще с чередованием мы знаем. (-раст-, -ращ-, -рос-, - лаг-, -лож-). От чего зависит в них чередование гласных А и О? (От последних согласных корня).

− Верно. Потренируемся немного. Я вам предлагаю выполнить цветной диктант. Закрасьте синим цветом клеточку в таблице, если вы вставили в слово букву О, красным, если вставили букву А (Слайд 7):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

  1. Пор…сль
  2. К…асательная
  3. Р…стение
  4. Прил…жение
  5. К…саться
  6. Изл…жить
  7. Прик…снуться
  8. Прил…гательное
  9. Ср…щение
  10. Р…стов
  11. Отр..сли
  12. Отр…сль
  13. К…снуться
  14. Зар…сти
  15. Прил…гать

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

− Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!

9. Рефлексия учебной деятельности

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней –кас-/ -кос-).

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

− Я знаю чередование гласных в корнях: -кас-кос-.

− Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – А.

− Я могу объяснить, от чего зависит написание О, от чего зависит написание А в данных корнях.

− В самостоятельной работе у меня все получилось.

− Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

− Я сегодня был в учебной деятельности.

− Я доволен своей работой на уроке.

– Молодцы!

Домашнее задание: составление текста из словосочетаний упр.  186 или сочинение лингвистической сказки.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) данный урок является 6 уроком в разделе «Словообразование и орфография. Культура речи». Была использована следующая литература:

1.Егрова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. Универсальное издание. ФГОС, 2015

2.Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации. ФГОС, 2014

Интернет – ресурсы:

1.Портал «Сетевое образование Net -  Edu» http://net-edu.ru/node/11365

2.Портал «Инфоурок» https://infourok.ru/prezentaciya-bukvi-o-i-a-v-kornyah-kos-i-kas-967044.html

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Ф.И.О. педагога: Воробьева Оксана

Ф.И.О. педагога: Воробьева Оксана

Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении

Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении

Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило

Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило

Он почувствовал прик…сновение дружеской руки

Он почувствовал прик…сновение дружеской руки

Вы все молодцы! 8. Включение в систему знаний и повторение

Вы все молодцы! 8. Включение в систему знаний и повторение

К…снуться Зар…сти Прил…гать 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 −

К…снуться Зар…сти Прил…гать 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 −

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017