Презентация по русскому языку "Фразеологические единицы русского языка" (10-11 класс, 1 курс колледжа)

  • Лекции
  • pptx
  • 13.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация является дидактическим материалом к уроку русского языка при изучении, обобщении, систематизации знаний по лексике и фразеологии. Она предназначена для учащихся 10-11 классов, а также студентов первых курсов колледжа. В начале презентации представлен кроссворд, позволяющий повторить основные понятие лексики, затем показано поэтапное создание кластера по фразеологии.Презентация по русскому языку на тему: "фразеологические единицы русского языка"
Иконка файла материала Фразеологич единицы рус яз.pptx
ГБПОУ КО «Губернаторский аграрный колледж» Фразеологические единицы русского языка Подготовила: преподаватель русского языка и литературы Кузьменко Т.И. Детчино, 2015 г.
«Постижение законов русского  языка есть тяжкая  обязанность, но и  наслаждение» Н.В. Гоголь
к в с е 7 е к 2 л 5 6 1 л е к с и к о л о г и я п о с у д а к о 4 и т и к 11 ц в е т ы ч н ы и м ы д н 10 с 8 о м о н и м ы з н н о 9 а н т о н и м ы 3 м н о г о з н а ч н ы е 1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. 2. Словарный запас одного человека. 3. Слова, имеющие несколько лексических значений. 4. Слова, имеющие одно лексическое значение . 5. Антоним к слову "тьма" . 6. Все слова языка изучает… 7. Ложка, стакан, тарелка, вилка – это… 8. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению . 9. Слова с противоположными значениями . 10. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению . 11. Пион, роза, ромашка ­ …
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  РУССКОГО ЯЗЫКА  Лексика русского языка с точки зрения Лексического  значения слова Смысловых связей  между словами Употребления слов Происхождения  слов однозначные  слова многозначные  слова синонимы антонимы омонимы Общеупотре­ бительные слова Необщеупотре­ бительные слова Устаревшие слова  (историзмы, архаизмы),  диалектизмы,  жаргонизмы неологизмы,  профессионализмы,  исконно русские  слова старославянского  происхождения заимствованные  слова
Лингвистическая задача  Прочитайте текст. Выпишите заимствованные слова, подберите к  ним русские синонимы: В  аграрном  колледже  акцентируют  внимание  студентов  на  актуальных  вопросах  бизнеса.  Будущие  бухгалтеры  толерантно  дискутируют,  аргументируя  свои точки зрения.
Заимствованные слова Аграрный =  Колледж = Акцентирует = Студенты = Актуальные = Бизнес = Бухгалтеры =  Толерантно =  Дискутировать =  Аргументировать = Слова для справок: собственное дело (предпринимательство), счетовод, доказывать,  обращать особое внимание, среднее профессиональное учебное заведение, земледельческий,  терпимо, злободневный, учащиеся, обсуждать (спорить).
Русские синонимы • Аграрный = земледельческий • Колледж = учебное заведение • Акцентирует = обращает особое внимание • Студенты = учащиеся • Актуальные = злободневные • Бизнес = предпринимательство (собственное дело) • Бухгалтеры = счетоводы • Толерантно = терпимо • Дискутировать = обсуждать(спорить) • Аргументировать = доказывать
«Это интересно…» Студент – слово латинского происхождения (studens), что  буквально переводится как «усердно работающий»,  «занимающийся». Бухгалтер. Название профессии, которая требует четкости и  аккуратности, пришло к нам из Германии. Первая часть слова  – «бух» по­немецки значит «книга». Ее сочетание с глаголом  «halten» ­ «вести», «держать» и привело к образованию слова,  именующего должностное лицо: «книговод». А если подойти с  немецкой педантичностью, то «счетовод»: ведь книги­то  счетные.
«Употреблять  иностранное  слово,  когда  есть  равносильное  ему  русское  слово,  ­  значит  оскорблять  и  здравый  смысл,  и  здравый вкус».  В.Г. Белинский
Тема. Фразеологические единицы русского  языка «Фразеология исследует наиболее живой,  подвижный и разнообразный отряд  языковых явлений».  В.В. Виноградов
Цель занятия:  - обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Русская  фразеология».  Задачи:  ­ сможете находить фразеологизмы в тексте и звучащей речи;  ­ правильно объяснять их лексическое значение; ­ подбирать синонимические и антонимические пары  фразеологизмов; ­ знать источники происхождения фразеологизмов; ­ получить навыки использования фразеологизмов в своей речи.
План занятия: 1.Фразеологизм и его признаки. 2. Лексическое значение фразеологизмов:  синонимы, антонимы, омонимы. 3. Происхождение фразеологических  единиц.
ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ? Фразеологизм ­ устойчивое по составу и структуре,  лексически неделимое и целостное по значению  словосочетание или предложение. « Фразеологизм ­ устойчивое выражение с  самостоятельным значением» ­  С.И. Ожегов.   «Фразеологический фонд языка ­ живой  источник,  придающий яркость черт национального характера,  который отличает один язык от другого», ­ пишет  профессор  А. М. Бабкин.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ словосочетания ПРИЗНАКИ:                           ЛЕКСИЧЕСКОЕ                                                         ЗНАЧЕНИЕ: ­устойчивость,                                     ­неделимость, ­воспроизводимость                        ­ синонимы (лексическое значение                       ­ антонимы имеет не каждое слово,                   ­ омонимы а всё словосочетание в целом) ­в предложении является                                                одним членом предложения.
ЗАДАНИЕ Прочитайте отрывки из литературного произведения. Укажите  автора, название произведения. Найдите устойчивые выражения  (фразеологизмы), определите их значения. Недаром наши странники Поругивали мокрую, Холодную весну. Весна нужна крестьянину И ранняя и дружная, А тут – хоть волком вой!                                                                          Крестьяне распоясались                                                                         У скатерти уселися,                                                                         Пошёл тут пир горой!
Лука стоял, помалкивал, Боялся, не наклали бы Товарищи в бока.  Пришли на площадь  странники: Товару много всякого И видимо­невидимо народу!
Источники русской  фразеологии
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ словосочетания ПРИЗНАКИ:                  ЛЕКСИЧЕСКОЕ      ПРОИСХОЖДЕНИЕ:    УПОТРЕБЛЕНИЕ                                          ЗНАЧЕНИЕ: ­устойчивость,                                     ­неделимость, ­воспроизводимость          ­ синонимы    ­ исконно русские      ­ разговорные (лексическое значение         ­ антонимы   ­ старославянские    ­ книжные имеет не каждое слово,     ­ омонимы     ­ заимствованные     ­публицистические а всё словосочетание в целом) ­в предложении является                                                одним членом предложения.
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ УРОВЕНЬ 1      Задание 1. Прочитайте, укажите значение фразеологических оборотов. При  необходимости пользуйтесь фразеологическим словарем. Ломать  голову,  бить  баклуши,  без  году  неделя,  заячья  душа,  без  сучка  и  задоринки,  поминай  как  звали, в два счета, медвежья услуга, отложить в  долгий  ящик,  закадычный  друг,  без  царя  в  голове,  выносить  сор  из  избы,  держать  язык  за  зубами,  метать громы и молнии, как с гуся вода.
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ УРОВЕНЬ 1     Задание 2.     Закончите фразеологизм. Два сапога…;  голод не…; зарубить себе…; проще пареной…;  как две капли…; сулить золотые…; лить крокодиловы…; не  в бровь…; обвести вокруг…; брать быка ...; как с гуся…; море  по...; ни рыба...; с горем...; упрям как…; блудный …; хитер  как...; купить кота ...; делать из мухи…; ломаного гроша…;  ахиллесова…; еле­еле душа...; от корки до…; ждать у  моря...; обвести вокруг…; у семи нянек….
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ УРОВЕНЬ 2 Задание  1.  К  данным  фразеологизмам  подберите  и  запишите  фразеологизмы­синонимы.      В двух шагах –     Засучив рукава –     Ищи ветра в поле –           Бить баклуши –        Шевелить мозгами –        На каждом шагу –      Все как один –       Со всех ног –       Повернуться негде –      Ни зги не видно —
Фразеологизмы­синонимы В двух шагах – рукой подать Засучив рукава – не покладая рук Ищи  ветра  в  поле  –  поминай,  как  звали;  и  был  таков;  только  его  и  видели Бить баклуши – гонять лодыря Шевелить мозгами – ломать голову, пораскинуть умом На каждом шагу – куда ни глянь (ни плюнь)  Все как один – как один человек, от мала до велика, и стар и млад. Со всех ног ­ сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки,  во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах. Повернуться негде – яблоку негде упасть, как сельдей в бочке Ни зги не видно — кромешная тьма — хоть глаз выколи.
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ УРОВЕНЬ 2 Задание 1. К данным фразеологизмам подберите и запишите  фразеологизмы­антонимы. Кот наплакал — Слова не вытянешь —  Дать маху — Мухи не обидит ­   Взять себя в руки – Пасть духом –  Капля в море – От горшка два вершка —  Трещать без умолку – Плестись как черепаха –
Фразеологизмы­антонимы Кот наплакал — куры не клюют, хоть пруд пруди Слова не вытянешь — рта не закрывает Дать маху — попасть в точку Мухи не обидит ­ как кошка с собакой Взять себя в руки – выйти из себя (распустить сопли) Пасть духом – воспрянуть духом Капля в море – хоть пруд пруди От горшка два вершка — верста коломенская Трещать без умолку – как в рот воды набрать Плестись как черепаха – нестись во весь бух, сломя голову
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ УРОВЕНЬ 2        Задание 2. Распределите фразеологизмы по группам в зависимости от происхождения  (исконно­русские,  заимствованные,  старославянского  происхождения).  Используйте,  по  необходимости, словарь иностранных слов. Из огня да в полымя, хлеб насущный, с гулькин нос, alma mater. Добрый молодец, на сон грядущий, узы Гименея, через час по  чайной ложке. В  ногах  правды  нет,  post  scriptum,  во  всю  Ивановскую,  манна  небесная. В  сорочке  родился,  внести  свою  лепту,  в  ногах  правды  нет,  status quo. Без  сучка,  без  задоринки;  по  образу  и  подобию;  а  Васька  слушает, да ест; Гордиев узел.
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ УРОВЕНЬ 3 Задание 1.  Подберите и запишите фразеологизмы (как  можно больше) со словом «голова», «рука»,  «глаз», «нога», «нос».
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ УРОВЕНЬ 3 Задание 2. Напишите сочинение­миниатюру о хорошо  знакомой вам ситуации, употребляя следующие  фразеологизмы: Кормить завтраками; комар носа не подточит;  ищи ветра в поле; кто во что горазд; на всю  катушку; прикусить язык; лезть на рожон; как  по маслу; с распростертыми объятьями.
Подведение итогов ФИО студентов Уровень, задание Количество  Всего баллов   Уровень 1 Задание 1 (от 0 до 1 балла) Задание 2 (от 0 до 1 балла)     Уровень 2 Задание 1 (от 0 до 2 баллов) Задание 2 (от 0 до 2 баллов)     Уровень 3                                               Задание 1(от 0 до 3 баллов) Задание 2 (от 0 до 5 баллов)   Максимально количество баллов – 14   от 7 б. до 9 б. – «3», от 10 б. до 12 б. – «4», 13 б. – 14 б. – «5»
Оцени свою работу на занятии Н е   п о к л а д а я   р у к Д о   с е д ь м о г о   п о т а Ч е р е з   п е н ь   к о л о д у В   п о т е   л и ц а Рука об руку Тяп да ляп а в о к а л к а у в   р и ч у с а З и   в о   н Н и   ш а т к
Домашнее задание 1  уровень.  Стр.  50­51  ответы  на  1­10  вопросы,  упр. 93. Подготовить сообщение (по возможности  с опорой на презентацию) на тему «Афоризмы».  2  уровень.  Подобрать  примеры  употребления  фразеологизмов  из  художественной  литературы.  (или  ребус)  «Русская  Составить  кроссворд  фразеология».