Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)
Оценка 4.6

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
06.12.2018
Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)
Алёнушка.docx
Тема Сочинение­описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' Цели: Обучающая: создать условия для подготовки сочинения­описания по картине  В.М. Васнецова «Алёнушка», продолжить знакомство с живописью, как видом искусства, вспомнить сведения из биографии художника. Развивающая: способствовать обогащению словарного запаса учащихся,  развитию связной устной и письменной речи учащихся, развитию творческих  способной учащихся, умению высказывать свое мнение по поводу  прочитанного или увиденного. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, способность вырабатывать  определенный взгляд на нравственные понятия (чувства сопереживания,  желания прийти на помощь и т. д.), определенное эмоциональное отношение к  ним, способствовать эстетическому  восприятию живописных иллюстраций. Тип урока:    План урока: 1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания 3. Актуализация знаний по теории 4.Подготовка к восприятию картины  5.Знакомство с картиной «Алёнушка» 6.Беседа по содержанию картины  7.Выявление основных микротем 8.Составление плана сочинения 9.Создание устного сочинения­описания  10.Домашнее задание 1.Организационный момент. Ход урока Учитель: Здравствуйте,дети! Как ваше настроение?  Готовы работать? Дети: Настроение хорошее, работать готовы. 2.Проверка домашнего задания. Учитель: Отлично! Какое задание вам было на дом? Дети: Дома нужно было  3.Актуализация знаний по теории  (На доске эпиграф к уроку: «Самое высокое качество всякого искусства его  искренность» ). Учитель: Ребята, обратите внимание на доску (читаю эпиграф). Учитель: Что такое искусство(записываю слово на доску, прошу запомнить  словарное слово)?  Дети: Искусство ­ это художественное творчество в целом( — литература,  архитектура, скульптура, живопись, музыка, танец, театр, кино.) Учитель: какие виды искусства вам известны?  Дети: Известны такие виды искусства как литература, архитектура,  скульптура, живопись, музыка, танец, театр, кино.  Учитель: Правильно, теперь скажите мне, как вы понимаете эпиграф к  сегодняшнему уроку? Дети: Искусство прекрасно, в нем не может быть ошибок, если творец  вкладывает в работу душу. Искусство ­ это голос души. 4.Подготовка к восприятию картины (Сведения из биографии В.М.  Васнецова). Учитель: Мы не зря с вами говорим об искусстве, ведь сегодня на уроке мы  вспомним чудесного русского художника Виктора Михайловича Васнецова.  Кто из вас знает такого художника? Поднимите руки. Учитель: Хорошо, что вы  знаете о нём? Какие картины Виктора Михайловича вам известны?  Дети: Это русский художник, который красками рассказывает  о самом  любимом­ о сказках. Все свое внимание он уделял народу и его творчеству.  По мотивам народного творчества созданы его картины: «Алёнушка»,  «Богатыри», «Иван­царевич на сером волке» .(Слайды 1­3) Учитель: Всё правильно говорите, дети. Сегодня на занятии мы подробно  рассмотрим картину «Алёнушка» . У вас появиться возможность ощутить  себя творцами и художниками. Прежде чем перейти непосредственно к  картине, мне хочется немного рассказать о В.М.Васнецове).(Слайд 4) Художник Виктор Михайлович Васнецов ­ родился в 1848 году в семье  бедного священника в деревне Лопьях Вятской губернии. Начальное образование своим детям, Виктору и Апполинарию, Михаил  Васнецов – отец художника ­ дал сам. В звездные ночи всей семьей гуляли они по полям, отец обращал внимание сыновей на небо, показывал созвездия,  Млечный Путь. Когда наступала весна, отец брал мальчиков в лес, слушать  зябликов. С помощью отца дети собрали своими руками коллекцию  минералов, гербарии. Именно родная русская природа сильно повлияла на будущего художника.  Ведь для русского человека природа – предмет особой гордости, любви. Это  было свойственно и Васнецову. А еще у В.Васнецова была бабушка, богатая и строгая. В ее доме будущий  художник видел много акварельных картин, написанных самой бабушкой. Это тоже оставило след в жизни художника. А какие красивые дома были в вятских деревнях! Крыши, крылечки – все  было покрыто узорной резьбой, радовало глаз затейливым, веселым,  сказочным орнаментом.(слайд5 –дом  В.М. Васнецова) Вот в такой обстановке проходили юные годы будущего художника. 5.Знакомство с картиной «Алёнушка» (Слайд 7 ) Учитель: Вспомните, наша «Алёнушка» ­ героиня какой известной сказки? Дети: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Учитель: Давайте вспомним сюжет сказки. Дети: Рассказывают. Учитель: Теперь, когда мы вспомнили сказку, давайте внимательно  посмотрим на картину. 6.Беседа по содержанию картины Учитель: Посмотрите внимательно на картину. Посмотрели? А теперь  закройте глаза. Что вам запомнилось ярче всего?  (вызываю несколько человек и слушаю). Учитель: Теперь открываем глаза и смотрим, что изображено? Дети: На этой картине изображена Аленушка, которая сидит на камне на  берегу озера. Учитель: Какое настроение вызывает у вас картина? Почему? Дети:  Картина грустная, потому что сама Аленушка выглядит одиноко и  печально. Учитель: Давайте представим, что мы не знаем название картины. Как бы мы  ее назвали? Дайте свое название картины и обоснуйте. Дети: Девушка у омута.Печаль.Обида.Грустная девушка.В лесу.Одиночество. Учитель: Опишите внешность Аленушки.  Дети: Аленушка – бедная девочка, у нее худые руки, босые ноги. Одета она  бедно: старый сарафан, выцветшая голубая кофта, русые волосы, слабо  заплетенные в косу, голова опущена. Учитель: Что особенно бросается в глаза во внешности Аленушки?  Дети: Лицо девушки печально. Глаза застилают слезы. Взгляд широко  открытых глаз неподвижен. Учитель: Как художник изобразил горе, обрушившееся на Аленушку?  Обратите внимание на позу девочки.  Дети: Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову. Она  обхватила колени руками, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе и  печаль. Она вызывает сочувствие. Учитель: Природа, окружающая Аленушку, тоже красива. Девушка сидит на берегу лесного озера. Расскажите о нем так, как его изобразил художник. Ученик: Озеро спокойно, по его берегам высоко поднимается острая осока. По воде золотыми кольцами плавают листья. На берегу его много больших серых валунов. Вода в озере прозрачная, в ней отражается осока, камень и девушка. Учитель: Что вы видите за спиной Аленушки? Ученик: За спиной Аленушки стеной поднимается лес. Учитель: Как художник изобразил этот лес? Ученик: Лес стоит безмолвно. Стройно тянутся вверх зеленые ели. Не видно ни дороги, ни тропки в лесу. На самой поляне растут белоствольные березки, осины.   Кое­где   на   деревьях   появились   желтые   листья,   которые   легкий ветерок срывает с веток, и они бесшумно падают на землю и воду. Учитель: Какое время года изображено на картине и почему вы так думаете? Ученик:   На   картине   изображена   ранняя   осень.   Редкие   желтые   листья устилают   землю,   золотыми   кольцами   плавают   в   воде   озера,   бесшумно кружатся в воздухе. Небо ясное, но уже не летнее, не голубое. Ласточки еще не улетели в теплые края. Они щебечут над самой головой Аленушки, как бы стараясь ее успокоить, рассеять ее грусть. Учитель: В народном творчестве ласточки ­ это символ дружелюбия к добрым людям.  Ласточки   у   злой   семьи   под   крышей   гнезда   не  вьют  ­   говорится   в народе. Слетевшиеся к Аленушке ласточки расположились на ветке осины группами   по   три.   Этот   прием   в   сказках   вам   хорошо   известен.   Что   хотел сказать художник, употребив в своем творчестве этот прием? Ученик:   В.М.Васнецов   хотел   сказать,   что   много   ласточек,   вся   природа сочувствует крестьянской девушке(собирательный образ). Учитель:   Для   того   чтобы   придать   соответствующее   настроение   своей картине,   художник   использует   несколько   приемов   –   освещение   и   отбор красок.Какие цвета и краски вы увидели?    Дети:   Цвет   в   картине   имеет   большое   значение.   Тон   неяркий,   в   нем преобладают темно­зеленые и красно­коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая   листва,   пожелтевшая   зелень.   Лишь   лицо   девушки   озарено светом, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение Аленушки. 7.Выявление основных микротем (на доске, ученики у себя втетради) Алёнушка   Грустная Бедная Печальна  Лес Небо Озеро дремучий осеннее глубокое загадочный хмурое холодное таинственный пасмурное почти черное угрюмый унылое печальное мрачный тяжелое застывшее Одинока  Одета бедно   Крестьянка 8.Сотсавление плана сочинения  (Составляем вместе с учениками) 1. Какую картину буду описывать? 2. Кто изображен на картине? а) внешний вид (одежда, выражение лица); б) поза; в) эмоциональное состояние. 3. Гармония чувств человека и природы. а) описание осеннего пейзажа (что изображено, какие краски преобладают); б) как природа передает чувства человека (как художнику удалось передать  тоску и печаль Алёнушки с помощью красок?) 4. Особенность картины (чем эта картина привлекает внимание, что делает ее  особенной, что мне особенно понравилось?) 5. Опишите свои чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на  картину. Какое у вас создается настроение? 6. Выводы (какова идея художника, какую мысль хотел автор донести до  зрителя). (Слайд 8) 9. Создание устного текста сочинения Учитель: Попробуйте создать свое описание, опираясь на план.Какова наша  основная задача? Дети: Мы должны воздействовать на читателя словом, постараться донести до него идею автора. (Попросить одного или двух учащихся составить устное описание, опираясь  на план.) (Пример) С   картинами   В.М.Васнецова   я   познакомился   в   Доме­музее художника. За годы своей жизни он написал много картин. Его замечательная картина «Аленушка» написана на сюжет русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». На картине изображена простая крестьянская девушка. Горе привело Аленушку в лес, на берег озера, заросшего осокой. Она сидит на большом камне   неподвижно.   Ее   застывшие   глаза,   приоткрытый   рот,   печально склоненная   голова,  рассыпавшиеся   по   плечам   волосы  ­   все   говорит   нам   о печальной судьбе крестьянской девушки. Одета Аленушка бедно, вылинявшая кофта   и   кое­где   порванный   сарафан.   На   озеро   она   прибежала   босиком. Аленушке   холодно,   потому   что   наступает   вечер,   красное   лето   сменяется золотой осенью. Уже   кое­где   пожелтела   трава.   Легкий   ветерок   срывает   осенние листья   и   устилает   разноцветным   ковром   землю   и   поверхность   озера. Только за спиной Аленушки тянутся вверх вечно зеленые молодые сосны. Ласточки   еще   не   улетели   в   теплые   края.   Они   не   могут   оставить  Аленушку в ее горе. Вся природа сочувствует сироте, разделяет с ней ее печаль и заботы. Картина   мне   понравилась.   Очень   хочется,   чтобы   для   Аленушки наступили счастливые дни 10.Домашнее задание  Письменное сочинение.

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)

Презентация по русскому языку на тему " Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' (5 класс,русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2018