Разработка урока русского языка на тему "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.8

Разработка урока русского языка на тему "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова" (5 класс, русский язык)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
30.11.2018
Разработка урока русского языка на тему "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова" (5 класс, русский язык)
На уроке на тему "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова" пятиклассники могут познакомиться с этикетной лексико, с ролью этикетных слов в жизни людей. Тип урока - объяснение нового материала. Урок проводится в виде игры: учащиеся создают живой журнал. На страницах журнала дети знакомятся со словами приветствия, получают уроки вежливости, обращаются к истории происхождения некоторых вежливых слов.
Открытый урок в 5 классе.docx

Открытый урок в 5 классе

УМЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА

 

Цели:

1.                 обучающая:

дать понятие речевого этикета;

- познакомить учащихся с этикетной лексикой, с ролью этикетных слов в жизни людей;

- учить употреблять в речи этикетные слова;

2.                 развивающая:

- способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи;
- развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;
- расширять кругозор учащихся.

3.                 воспитывающая:

- способствовать воспитанию доброжелательных отношений к окружающим людям;  

- совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на игровой основе с элементами драматизации.

Оборудование урока: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 5-е изд. - М: Дрофа, 2000; раздаточный материал : карта деятельности ученика, игровые ситуации, компьютер, проектор, экран (для просмотра презентации).

Ход урока

                        I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Николаевна. Я рада приветствовать вас сегодня.  Слайд № 1

II Вступительное слово учителя

Учитель: - Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их: «Здравствуйте!» Ребята, вот я вас сейчас попросила поприветствовать наших гостей и вы дружно сказали: «Здравствуйте!», а ещё какие-нибудь слова приветствия вы знаете? (Здравствуйте! Здравствуй! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так рад вам! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здоров, браток! Привет! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Салют! Позвольте приветствовать вас! Наше вам! Доброго здоровьица! Здравия желаю! Хелло!)

 

      - А что это за слова? Для чего они нужны?

 

       - Сейчас я вам буду читать стихотворение-загадку, а вы договаривайте отгадку. (Учитель после каждого названного слова показывает карточку со словом)

 

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … (здравствуйте).

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит … (добрый день).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорим … (до свидания).

 

III Формулирование темы урока (учениками)

Учитель: - На  экране написано несколько терминов:  Профессиональные слова, Диалектные слова, Устаревшие слова, Этикетные слова,  Слайд № 2   к какому из этих терминов  вы бы отнесли  все те слова, которые называли? (Этикетные слова)

     - А что такое ЭТИКЕТ? (Этикет - это установленный порядок поведения, форм обхождения.)  Записывают на карте деятельности.             Слайд № 3

      - Ребята, как вы думаете, какой будет  тема нашего сегодняшнего урока (Этикет и этикетные слова).

      - А откуда мы узнаём об этикетных словах? (Из фильмов, словарей, книг, общения). Общение делает нашу жизнь наполненной, яркой, интересной. Вот о том, как строить общение с другими людьми, как научиться говорить с людьми так, чтобы они слушали и слышали вас, мы и поговорим сегодня на уроке, запишите тему: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова».    

                                       Слайд № 4

      - Ребята,  как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока?

- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с этикетными словами и их использованием в речи.     

                                        Слайд № 5

IV Изучение новой темы:

- Ребята, я прочитаю вам несколько ситуаций, а вы скажите мне, что в них не так.                                         Слайд № 6

Ситуация 1: Дети пришли в класс. Перед началом урока учитель сказал: «Здравствуйте, ребята!» «Привет!»- дружно ответили они.

- Что здесь не так?

 

Ситуация 2: Утром мама говорит сыну: «Не соблаговолишь ли ты, Миша, положить все тетради в портфель».

Что здесь не так? (Ответы детей)

 

Учитель: - Так вот ребята, чтобы из множества этикетных слов выбрать необходимое и подходящее, нам нужно ответить на несколько вопросов

 

Кто говорит?

 

Кому?   О ком?    О чем?   Когда?   Почему?   Зачем?  

 

Слайд № 7

 

- Произнесём их вслух.  Вот это и есть речевая ситуация, её мы будем учитывать при выборе этикетных формул. (Давайте попробуем самостоятельно ответить на эти вопросы и, исходя из этого, составим фразу, используя нужные этикетные слова).

 

                     V. Закрепление изученного материала.

Учитель: - Посмотрите, какие красочные у меня журналы.     

                                                      Слайд № 8

       - Каждый журнал живёт по своим законам. Давайте и мы создадим свой журнал. А называться он будет так «Этикет на каждый день». Но это, ребята, журнал необычный, это живой журнал. Я сегодня буду редактором этого журнала, а вы моими помощниками.            

                                                       Слайд № 9

- Ребята, сегодня, когда вы шли в школу по улице, вам встречались прохожие? Вы с ними здоровались? А они с вами?

- Я предлагаю первую страницу назвать «Здравствуйте».      Слайд № 10                                                 

- Какова история происхождения слова «здравствуйте»?

- Слово «Здравствуйте» -  очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево - дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.

Учитель: - Ребята, представьте себе, что мы с вами в вагончике доброго, весёлого поезда.                     Слайд № 11

        Мы с улыбкой приветствуем всех, кто встречается на нашем пути. Напишите на ваших листах слова приветствия. (Здравствуйте! Здравствуй! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так рад вам! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здорово! Привет! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Салют! Позвольте приветствовать вас! Наше вам! Доброго здоровьица! Здравия желаю! Хелло!)                                           

Ученики с  карточек зачитывают значения слов, выходят к доске и прикрепляют слова первой страницы.           Слайд № 12

1. Какое самое употребительное приветствие? Здравствуй (-те) - в любой обстановке, любому человеку мы можем сказать это приветствие (на доске вывешивается плакат «Здравствуй (-те)»).

2. Есть приветствия, связанные со временем суток - Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер.

3. В последнее время очень расширило зону употребления стилистически сниженное Привет! В норме оно в дружеском общении знакомых людей, показывая ролевое равенство.

4. Есть приветствия, совмещающие в себе два значения — к собственно приветствию добавляется приглашение: Добро пожаловать! С этим нередко совмещается возрождаемое из прошлого приветствие Хлеб - соль! как пожелание достатка. В официальных церемониях можно видеть демонстрацию народного обычая: красивая девушка в национальном костюме подносит на вышитом полотенце (рушнике) караваи с солонкой наверху.

5. Для старшего поколения характерно приветствие - пожелание Доброго здоровья! и Моё почтение!

6. Военный этикет предусматривает приветствие - пожелание Здравия желаю!

Учитель: - Подсчитав всё это, мы можем прийти к выводу, что у русских более сорока способов приветствовать друг друга.

А если мы заглянем в словарь А.Г. Балакая «Доброе слово», в конце второго тома находится тематический указатель, который открывается как раз приветствиями.

Так вот, в этом словаре 383 выражения!        Слайд № 13     

Теперь разыграем речевые ситуации. Выберите правильное приветствие.                       (Ученики работают в парах.)

1. Встречаются друзья:

- Привет!

- Лёгок на помине!

2. Встреча с пожилым человеком.

- Привет, Николай Иванович!

- Здравствуйте, Николай Иванович!

- 1-ая страница завершена. Пора создавать новую страницу.

Физкультминутка.            Слайд № 14

 

Учитель: - Приглашаю всех встать и произвести ритуалы приветствий разных народов мира. (Под музыку ученики несколько раз образуют пары и здороваются друг с другом.)     

      - Первым проявлением приветствия стала открытая протянутая рука. Когда встречались первобытные люди, они протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед для того, чтобы показать свою безоружность, словно говоря друг другу: не ожидай от меня зла, я не сделаю тебе ничего плохого.   

    В разных странах мира приняты разные приветствия:

- иранцы – прикладывают правую руку к сердцу в знак приветствия и глубокого уважения;

- в Тайланде и Японии руки складываются «домиком» перед грудью, и человек слегка кланяется;

- таджики пожимают протянутую руку сразу двумя руками, протянуть в ответ всего одну - неуважение;

- в Белизе, здороваясь, смыкают на груди руки, сжатые в кулаки;

- у индейцев Северной Америки – поклониться, коснуться правой рукой лба, губ и груди, что означает «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя»;

- латиноамериканцы – обнимаются.

Вторая страница. Эта страница называется «Будьте добры!» (урок вежливости)             Слайд № 15

Учитель: - Так как наш журнал живой, мы попадаем на страницу, которая оживает.                 Слайд № 16

     - В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как жила в лесу вредная, невоспитанная и грубая ворона. Однажды ей в руки попала книжка, в которой говорилось, как стать воспитанной.  Прочитала она книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать». Послушайте отрывок из этой сказки. Назовите вежливые слова, которые помогают Вороне и Лисе получить то, что они просят. ...

Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:

- Приятного аппетита!

- Спасибо, — отвечает Медведь. — Присаживайтесь к нам.

- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.

- Тогда на дорожку вот возьмите! — угощает Медведь Ворону. - Спасибо!

Взлетела Ворона на ёлку, и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:

- Голу-у-убушка, как хороша-а! Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.

- Да кто же теперь этой басни не знает? — кричит ей сверху Ворона. — А уж коли сыру захотела, так проси по - вежливому!

- Пожалуйста... будьте добры! — заговорила сладким голосом Лиса.

- Вот это другое дело! — похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.

 

 Учитель: - Какие слова благодарности вы услышали в тексте?

- А какое у них происхождение? (Зачитывают ученики)

 

Ученики выходят к доске и прикрепляют слова второй страницы.      

Из истории слов                         Слайд № 17

Слово "спасибо" произошло от сокращения фразы "Спаси  бог". Этой фразой на Руси издревле выражали благодарность. Впервые слово "спасибо" зафиксировано в 1586 году, в словаре-разговорнике, изданном в Париже.

Словом «пожа­луйста»  вежливые люди пользу­ются для обращения, выражения просьбы или согласия. Оно тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького сло­вечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения, обычно в качестве при­ставки к имени

Благодарю  - старославянское слово. В старославянском языке глагол оформился в результате калькирования греческого сложения со значением частей: "благо, хорошо" и "давать, преподносить".

Извините - Это простое русское слово значит – простите мою вину, в душе и на словах освободить от ответственности за совершённое дурное действие.

- Теперь разыграем речевые ситуации.

Задание: Составьте диалог из 2-3 реплик с вежливыми словами.Запишите.    

- Вот и эта страница заполнена.

Третья страница «До свидания!».  Слайд № 18

Учитель: - Взглянем теперь на ситуацию прощания. Это финальная ситуация, заканчивающая общение.

Учитель: - Напишите слова прощания, какие вы знаете (в добрый час! Желаю удачи! Позвольте попрощаться! Счастливого пути!  Ну, бывай! Счастливо оставаться! До скорого свидания! До будущего! Имею честь откланяться. До скорого.  Чао! Пока! Звони! Гуд-бай! Не забывай! Спокойной ночи! Прощай! Всего доброго! Будьте здоровы! Не поминайте лихом! Салют! До завтра!)

Ученики с  карточек зачитывают значения слов, выходят к доске и прикрепляют слова третьей  страницы.           Слайд № 19

 До свидания говорит о том, что новое свидание состоится. Более того, предлог до и родительный падеж организуют модель, по которой производится множество прощаний.

- Прощай(-те)! Может означать прощание надолго или даже навсегда. Уезжая из города, села, где мы гостили, говорим хозяевам дома: - Прощайте, не поминайте лихом! – ведь в этимологии слова содержится просьба простить за причиненные неудобства, за ущерб.

Расстаются на ночь, до следующего дня, поэтому и выражения прощания это помечают. (Спокойной ночи! Доброй ночи!)

В ситуации, когда уходят ненадолго и встреча снова предстоит – Мы ещё увидимся.  До скорого!

Уезжающему при прощании желают Счастливого пути!, а тот, в свою очередь ответит: Счастливо оставаться!          

- Итак, мы с вами вспомнили наиболее употребительные русские выражения прощания. А теперь, как водится, заглянем в словарь А.Г. Балакая «Доброе слово». В приложении к словарю 225 прощаний.

А теперь речевая ситуация.

Учитель: - У вас на партах листочки. Я читаю стихотворение, и когда делаю паузу, вы должны в том месте вставить слова прощания.

1. Скажу Лисичке на прощание:

… (До встречи или до свидания!)

Добавлю так же:

- … (Будь здорова!)

- Мы завтра поиграем снова!

 

2. - Куда, Козлёнок, держишь путь?

- А... всё равно! Куда-нибудь!

- Тогда … (счастливого пути!)

Скорей куда-нибудь прийти!

 

3. Так набегался щенок,

Прямо валится он с ног!

Засыпает и бормочет:

Всем, всем, всем … (спокойной ночи!)

7. Домашнее задание.          Слайд № 20

 Составить диалог сказочных героев с использованием этикетных слов.

VI. Итог урока.                  Слайд № 21

Рефлексия. А что вы скажете по поводу нашего урока? У вас на партах лежат листочки с фразами, которые вы должны закончить:

1) Сегодня на уроке мне понравилось…

2) Я научился….

3) Я сегодня работал…

 - Что пожелаете самим себе? А мне?

- Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне понравилось с вами работать.

Большое спасибо за урок, Вы были сегодня молодцы, всего вам доброго!

                                                        Слайд № 22

 

 - И напоследок, у вас на столах есть цветочки. Возьмите ручки и напишите на них добрые пожелания или отдельные слова, адресованные кому- либо. Выйдите к доске, зачитайте их.

Учитель: - В заключении урока мне хочется каждому из вас подарить Памятку «Правила приветствия». Она пригодится не только вам, но и вашим родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Открытый урок в 5 классе УМЕЕМ

Открытый урок в 5 классе УМЕЕМ

Здравствуйте!», а ещё какие-нибудь слова приветствия вы знаете? (Здравствуйте!

Здравствуйте!», а ещё какие-нибудь слова приветствия вы знаете? (Здравствуйте!

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с этикетными словами и их использованием в речи

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с этикетными словами и их использованием в речи

Ребята, сегодня, когда вы шли в школу по улице, вам встречались прохожие?

Ребята, сегодня, когда вы шли в школу по улице, вам встречались прохожие?

Для старшего поколения характерно приветствие - пожелание

Для старшего поколения характерно приветствие - пожелание

Тайланде и Японии руки складываются «домиком » перед грудью, и человек слегка кланяется ; - таджики пожимают протянутую руку сразу двумя руками , протянуть в…

Тайланде и Японии руки складываются «домиком » перед грудью, и человек слегка кланяется ; - таджики пожимают протянутую руку сразу двумя руками , протянуть в…

Ученики выходят к доске и прикрепляют слова второй страницы

Ученики выходят к доске и прикрепляют слова второй страницы

До свидания говорит о том, что новое свидание состоится

До свидания говорит о том, что новое свидание состоится

Всем, всем, всем … (спокойной ночи!) 7

Всем, всем, всем … (спокойной ночи!) 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2018