Презентация по русскому языку на тему "Что такое лексическое значение слова" (2 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка во 2 классе, учитель Кречнева И.Л. (2).doc
Урок русского языка во 2 «А» классе.  УМК «Школа России»                                                                                          Учитель:  Кречнева И.Л. Тема : «Что такое лексическое значение слова» Цель :  создать  условия  для  знакомства с  понятием «лексическое значение слова». Задачи урока: ­  способствовать формированию   лексического запаса языка,   развитию звукового анализа  слов,  активизации                                  познавательной    деятельности ;                             ­ создать условия для развития умения наблюдать, анализировать,  сравнивать, работать в парах;                              ­ способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля. Планируемые  результаты :  Личностные :  расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности,  осуществляют самоконтроль. Метапредметные: Регулятивные : научатся   понимать цель выполняемых действий, получат  возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу. Познавательные : научатся  ориентироваться в учебнике, получат возможность   научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро. Коммуникативные : научатся договариваться и приходить к общему  решению,  получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте. Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность  научиться осознавать свойства значений слов. Оборудование : словари, карточки для индивидуальной  работы и работы в парах ,  карточки для  самооценки, презентация 1.      Организационный момент. Ход урока Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох Повторяем за мной: Я сегодня молодец! На уроке – удалец, Спинку ровненько держу, Все я знаю, все смогу, все красиво напишу! 2. Психологический настрой.    (Слайд 4)     – Ребята,  посмотрите  на экран. Покажите мне какое у вас настроение. 1– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока  оно  у всех сохранится.  Я хочу вам пожелать:  Учитесь с улыбкой,  Шутите, учась!  Любая ошибка исчезнет,  Боясь веселой улыбки  и  ваших радостных глаз. 3.     Актуализация опорных знаний.  Орфографическая минутка. (Слайд 5,6,7) Посмотрите   на   экран.   Какое   бы   вы   предложили   выполнить   задание?   (составить предложение) Снег,деревья, пушистый, накрыл ­ Составьте предложение из слов, запишите его.  Пушистый снег накрыл деревья. ­Проверьте, просигнализируйте – Найти знакомые орфограммы (пушистый­ШИ с буквой И; снег–парный согласный на конце слова; деревья­разделительный мягкий знак. 1 вариант– найти  и подчеркните основу предложения,  2 вариант выписать пары слов. Взаимопроверка, просигнализируйте 4.Изучение учебного материала.(Слайд 8) ­ Мудрая сова  прислала вам письмо. Прочитайте его.  Здравствуйте, дорогие ребята!  Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы  раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Успехов вам! Мудрая сова. ­У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить  «лишнюю» букву. Затем  эту букву  записать в  пустую клетку  внизу  и прочитать  полученное слово . Х Е Х Х Х Х Х Е А А К А А А А К Н Н Н Н Н С Н С Д Д Д И Д Д Д И О О О О О О К К Л Л А Л Л Л Л А В В В Л В В В Л   2Введение нового понятия. ­ Какое слово у вас получилось? (Лексика) ­Что означает это слово? ­Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?) ­ А откуда  мы можем  получить информацию? ( Из учебника, справочника,  энциклопедии, интернета В интернет­энциклопедии Википедия дано следующее определение. ­ Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка). ­ Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? ­Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем  изучать (Слова,слова.слова…) ­Прочитайте, чему мы будем учиться ­Прочитайте тему урока. ­На какой вопрос мы сегодня ответим?(Что такое лексическое значение слова?) Игра «Отгадай слово»  Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)  Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)  Птица  с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка.  (Сорока) ­ А теперь вы загадайте любое животное, опишите его. ­Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает) ­Какой же можно сделать вывод? ­ Прочтите правило с.43 Групповая работа.(Слайд 9)  ­По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю  выполнить такую работу.  ­Разделите слова на группы в зависимости от их значения. Впишите их в рисунки.  Подберите общее название для каждой группы. (ромашка, карась, боровик, роза, ёрш, рыжик, гвоздика, щука, опята, лисички,  сыроежки, окунь, сазан, астра, тюльпан) Словарная работа. (Слайд 10) (На слайде запись)  ХБЧЕШРПЕФЗЦА ­ Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы обозначающие глухие согласные  звуки и узнайте слово с которым мы познакомимся. (Берёза) ­Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую  нужно запомнить.       (Берёза – любимое дерево в России, символ России. Своё название получило от  иностранного слова, которое означает «белый») ­Прочитайте толкование этого слова. 3(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)­ это и есть  лексическое значение слова берёза ­Как ласково назвать берёзу? (берёзка, берёзонька) ­Как называют сок берёзы? (берёзовый) ­Лес из берёз? (березняк) ­Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик) ­подчеркните во всех этих словах букву Е ­Проверка 5.Физминутка.(Слайд 11,12,13,14) 6.Первичное закрепление нового теоретического материала. ­ В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова , надо было  объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети  :  (Слайд 15,16) Ложка­то, чем едят суп Садовод­дядя, который водит детей в садик Зима­время года, когда идёт снег Перчатки­то, что делает еду острой ­ Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях  детей? ­ Объясните значения этих слов. ­ Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов) ­А где можно уточнить значение слов? Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.  Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля  (около 200 000  слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый  словарь( около  4,5 тысяч слов Работа в парах. ­ Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в  парах. ­ У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к  работе. (Слайд 17,18) Задание . 1.Соедини значение и слово. Начинающий стареть, немолодой­  (какой?)… Любящий трудиться, усердный­  (какой?)… Жить некоторое время у кого­нибудь в гостях­ ( что делать?)… баловаться ленивый пожилой 4Перевёртываться через голову­ ( что  делать?)… Вести себя безобразно­(что делать?)… Человек, который ничего не хочет  делать­(какой?)… Очень весёлый человек­ (какой?)… жизнерадостный кувыркаться трудолюбивый гостить  Игра «Опиши  предмет»  Самостоятельно(Слайд 19) ­ В заключении урока я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока.  Перед вами 3  предмета. Выберите любой и опишите его по плану ­Какой он формы? ­ Из чего сделан? ­Для чего нужен? ­ Проанализируйте свою работу и просигнальте мне. Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова  7.Рефлексия ( Слайд 19) ­ Какова  тема сегодняшнего урока? ­ Что такое лексическое значение слова?  ( Рассказ о  нём, что оно обозначает) ­ Что делать, если не знаешь слово? ­Ответьте на вопросы Урок окончен. ­ Я вместе с Мудрой совой  говорю : «Спасибо за сотрудничество !» 5

Посмотрите также