Обдумываем комментарий:
Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.
Задача:
Комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иначе говоря, комментирование проблемы должно показать, насколько правильно экзаменуемый понял текст.
Типичные ошибки при комментировании проблемы:
• комментарий подменяется пересказом;
• излишне подробно цитируется
исходный текст;
• формулируется одна проблема, а
комментируется другая.
Мы
не пересказываем текст,
не говорим об авторской позиции,
не высказываем своего отношения,
не рассуждаем по поводу всех
проблем текста, а только одной!
Речевые образцы для комментированияавторской позиции:
Одобрение:
• Автор восхищается ...;
• поражается ..., удивляется ...;
• словно приглашает вместе с ним
полюбоваться ...;
• с интересом наблюдает за тем ...;
• любуясь (чем-то), создает словесную картину;
• как добрый друг и мудрый советчик, автор
беседует с нами о…
Речевые образцы для комментированияавторской позиции:
Нейтральная позиция (констатация фактов):
• Автор размышляет о ...;
• словно приглашает читателя к диалогу ...;
• делится своими мыслями, наблюдениями ...;
• ставит перед читателями важную,
злободневную проблему ...;
• пытается объяснить сложные философские
понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
Речевые образцы для комментированияавторской позиции:
Порицание, осуждение:
• Автор с болью в сердце пишет о том, что ...;
• с горечью говорит о… у автора вызывает
негодование ...;
• автор не может мириться с тем ...;
• с горькой иронией пишет о том ...;
• свое эмоциональное, взволнованное
рассуждение автор заканчивает не менее
тревожным выводом...
Прочитайте текст, сформулируйте проблему, поднимаемую автором. Прокомментируйте, как автор текста подходит к решению этой проблемы
Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Русская пословица говорит «У каждого по горю, да не поровну. У одного похлёбка жидка, у другого жемчуг мелок». То же можно сказать о счастье.
Тем не менее у любого счастья существует фон или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов. Наиболее прочной и, вероятно, единственно прочной основой является глубокая удовлетворённость главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека своё. Личные повседневные огорчения и радости (подробности крупного плана) могут, конечно, на время заслонять основное. Но при отсутствии основного они не могут составить счастье.
Заготовка для сочинения
Вступление. Счастье – это (твое понимание)
Проблема. В этом тексте автор (имя) затрагивает
общечеловеческую (экологическую, нравственную,
социальную и т.д.) проблему…
Комментарий.
Рассуждая о проблеме…, автор ссылается на…
В тексте приводится…
Автор говорит (ссылается, описывает, отмечает,
подчеркивает, утверждает, доказывает, ит.д.)…
Позиция автора.
Автор глубоко убежден в том, что…
Позиция автора сформулирована весьма четко: «…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.