Урок является этапом подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Не секрет, что учащиеся испытывают затруднения при определении проблемы предложенного для анализа текста. А это влечёт за собой неверное толкование авторской проблемы. Данная презентация поможет учителю наглядно объяснить, как определить проблему, ее разновидность и т.п.Урок является этапом подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Не секрет, что учащиеся испытывают затруднения при определении проблемы предложенного для анализа текста. А это влечёт за собой неверное толкование авторской проблемы. Данная презентация поможет учителю наглядно объяснить, как определить проблему, ее разновидность и т.п.
Проблема текста
Урок русского языка в 11
классе
Проблема текста -
обсуждения, вопрос,
это предмет
над которым
рассуждает автор
Типы проблем
Философск
Философск
ие
ие
Социальные
Социальные
Политическ
Политическ
ие
ие
Нравственн
Нравственн
ые
ые
Экологичес
Экологичес
кие
кие
Эстетическ
Эстетическ
ие
ие
Типы проблем
Философские
проблемы
Самые общие вопросы развития
общества, природы, человека
- смысл жизни
- познание и
самопознание
- свобода и
ответственность
- человек и история
- человек и культура
Философские проблемыСамые общие вопросы развития общества, природы, человека- смысл жизни- познание и самопознание- свобода и ответственность- человек и история- человек и культура
Социальные
проблемы
Устройство и жизнь общества
- социальная справедливость/
несправедливость
- создание правового
государства
- соблюдение прав человека
- прогресс и общество
- наука и общество
Социальные проблемыУстройство и жизнь общества- социальная справедливость/ несправедливость- создание правового государства- соблюдение прав человека- прогресс и общество- наука и общество
Политические
проблемы
Деятельность государственной
власти
- политика в жизни общества
- гражданское общество
- демократия
- международные конфликты
- разоружение
- терроризм
- национализм
- шовинизм
Политические проблемыДеятельность государственной власти - политика в жизни общества- гражданское общество- демократия- международные конфликты- разоружение- терроризм-национализм- шовинизм
Нравственные
проблемы
Духовная жизнь человека,
взаимоотношения людей
- эгоизм и гуманизм
- доброта и жестокость
- духовность и бездуховность
- честь и бесчестье
- интеллигентность и хамство
- дружба и предательство
- любовь и ревность
- конфликт поколений (отцы и
дети)
Нравственные проблемыДуховная жизнь человека, взаимоотношения людей- эгоизм и гуманизм- доброта и жестокость- духовность и бездуховность- честь и бесчестье- интеллигентность и хамство- дружба и предательство- любовь и ревность- конфликт поколений (отцы и дети)
Экологические
проблемы
Взаимодействие человека и
- взаимосвязь человека и
окружающей среды
- глобальная экологическая
природы
катастрофа
- потребительское отношение к
природе
- экология культуры
- экология языка
Экологические проблемыВзаимодействие человека и окружающей среды- взаимосвязь человека и природы- глобальная экологическая катастрофа- потребительское отношение к природе- экология культуры- экология языка
Эстетические
проблемы
Восприятие человеком
- восприятие искусства
прекрасного
- воспитание эстетического
вкуса
- духовность в искусстве
- чтение, роль книги в жизни
человека
- массовая культура.
Телевидение. Интернет
Эстетические проблемыВосприятие человеком прекрасного- восприятие искусства- воспитание эстетического вкуса- духовность в искусстве- чтение, роль книги в жизни человека- массовая культура. Телевидение. Интернет
Проанализируйте поступки,
отношения, речь героев
Определите, какие
положительные или
отрицательные качества
проявляются в этих поступках,
Определите, какие абстрактные
существительные называют
отношениях
соответствующие человеческие
качества (долг, честь, совесть,
благородство – равнодушие,
чёрствость, эгоизм)
Сформулируйте проблему,
используя выявленные ключевые
слова
Проанализируйте поступки, отношения, речь героевОпределите, какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношенияхОпределите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм)Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
Выявите основную мысль текста
Запишите её в виде законченного
предложения
Определите, на какой вопрос
отвечает это предложение
Запишите этот вопрос, который и
является проблемой текста
Выявите основную мысль текстаЗапишите её в виде законченного предложенияОпределите, на какой вопрос отвечает это предложениеЗапишите этот вопрос, который и является проблемой текста
сформулировать самостоятельно
проблема +
(своими словами)
вопросительные
предложения:
существительное
(словосочетание)
в род. падеже:
*Автор
поднимает
проблему
совести.
*Автор
предлагает нам
задуматься над
проблемой
«отцов и детей»
*Может ли
отдельная
личность влиять
на ход истории?
Такова проблема,
которая
привлекает
внимание автора.
сформулировать самостоятельно (своими словами) проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже:*Автор поднимает проблему совести.*Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей»вопросительные предложения:*Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекает внимание автора.
процитировать
Авторская формулировка
проблемы:
* «Почему телевизор вытесняет
сейчас книгу?» – таким вопросом
начинает свой текст Д.С
Лихачёв.
Авторская формулировка проблемы:* «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» – таким вопросом начинает свой текст Д.С Лихачёв.
указать номера предложений
из текста
* Если в тексте есть авторская
формулировка проблемы, то можно
указать номера предложений, в
которых она сформулирована
* Если в тексте есть авторская формулировка проблемы, то можно указать номера предложений, в которых она сформулирована
Типовые конструкции для
формулирования проблемы
Проблема (какая?)
* сложная, важная, серьёзная,
глубокая, актуальная,
злободневная, острая,
нерешённая…
* сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая…
Типовые конструкции для
формулирования проблемы
Проблема (чего?)
*воспитания, образования,
патриотизма, героизма,
благородства, интеллигентности,
смысла жизни, отцов и детей,
формирования личности,
сохранения родного языка, влияния
красоты природы на человека…
*воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека…
Типовые конструкции
• Автор размышляет над
проблемой…
• Автор текста затрагивает
• В центре внимания автора
проблему…
проблема…
• Предложенный для анализа
текст посвящён проблеме…
•Автор размышляет над проблемой…• Автор текста затрагивает проблему…•В центре внимания автора проблема…•Предложенный для анализа текст посвящён проблеме…