Урок по русскому языкупо теме: «Способы проверки безударных гласных»автор: Трофимова Е.В.
Цели:
-закреплять изученные способы проверки слов с безударной гласной;
-познакомить с новым способом (проверочное слово с уменьшительно-ласкательным значением);
-развивать орфографическую зоркость, мышление, память, речь;
-воспитывать интерес к изучению русского языка, умение работать в коллективе.
1. Орг. момент.-Проверили готовность к уроку.-Улыбнулись друг другу и с хорошим настроением сели за парты.2. Каллиграфическая минутка ( минутка чистописания)
а/я о/е у/ю э/е
-прочитай буквы ( а, я, о, е, у, ю, э, е)
-в какую общую группу можно поместить эти буквы? (гласные)
-на какие две группы можно разделить? (-на гласные, дающие
1 звук;
- на гласные, дающие
2 звука)
- вспомним, в каких случаях буквы могут давать два звука?
яма (- в начале слова;
вьюга -после разделительных ъ и ь знаков;
поем -после гласной)
2.Словарная работа. -разгадываем загадки, запоминаем отгадки.-Много бед таят леса, волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, от беды уносит ноги…Ну-ка, быстро отгадай-ка,Как зверек зовется?.............(зайка)-Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый- краса, а зовут ее…………(лиса)-Зимой спит, летом- ульи ворошит. (медведь)-Как назвать одним словом? (звери)-Запишем словарь: заяц, лисица, медведь.
-Как ведут себя эти звери зимой? -Что они делают? ( Дети дают разные ответы, останавливаемся на ответе: Медведь спит в берлоге.)
-ребята, есть медведи, которые зимой не спят; такой медведь называется ШАТУН. Он не залегает в спячку, а бродит в поисках пищи.
-Интересно, как он находит пищу?
-В предложении, которое записано
на доске есть подсказка, как медведь-
шатун находит себе добычу.
3.Упражнение на развитие орфографической зоркости.
Земой на снигу ведны слиды звирей. (Дети исправляют ошибки. Предложение записывают в тетрадь без ошибок.)
-Кто догадался, как медведь-шатун находит пищу?
( По следу и запаху)
4.Подведение к теме урока.
-Запомните, какие ошибки вы исправляли.
-А теперь я предлагаю вам заглянуть в сказку. Будьте внимательны, т.к.после просмотра вам нужно будет угадать тему нашего урока ( Видео- фрагмент сказки «Двенадцать месяцев», отрывок «МАЕ ВИЛИЧИСТВО»)
-Какие ошибки вы исправляли? И какие ошибки допустила Королева из сказки? (безударные гласные)
-Какая тема нашего урока? («Правописание безударных гласных»)
5. Сообщение целей урока.
-Правильно, сегодня на уроке мы продолжим учиться грамотно писать безударные гласные путем подбора проверочных слов.
-Ребята, вы любите путешествовать? Раз мы уже заглянули в одну сказку. Предлагаю вам отправиться в путешествие в волшебную страну «Орфографии»
6. Работа по закреплению способов проверки безударной гласной.
Страна орфографии
(греч. orthographía, от orthós — правильный и gráphõ — пишу)
- Мы начинаем путешествие по
волшебной стране с острова
«ГЛАСНЫХ»
-повторим все о гласных;
-распределим слова по столбикам
дуб сосна клен остров гласных береза осина листва
-какое слово лишнее?
(листва, это часть дерева)
ударные | безударные |
Нельзя проверить Можно проверить | |
Смотри словарь Проверочное слово | |
дуб | береза сосна (сосны) |
клен | осина листва (лист) |
-С острова гласных мы отправляемся в замок
-Как мы будем добираться до замка? (на лодке, т.к. остров окружен водой)
-После выполнения заданий вы должны догадаться, почему остров имеет такое название? ЗАДАНИЕ:
К словам с безударной гласной подобрать
проверочные слова,(вспоминая способы проверки)
трава- травы (один- много)
ножи- нож ( много- один)
ночной- ночь (слово- предмет)
доброта- добрый (слово- признак)
беговой- бегать (слово- действие)
скворец- скворушка
-Посмотрите, как ласково мы назвали скворца, такой способ называется проверочное слово с уменьшительно- ласкательным значением.
–Ребята, кто догадался, почему остров имеет такое название? (безударные гласные в проверочных словах превращаются в ударные). (Повторение правила проверки безударных гласных) –МОЛОДЦЫ, хорошо справились с заданиями. Пора отдохнуть. Мы отправляемся на сказочную полянку отдыха.
ПРЕВРАЩЕНЙ
7. Физ. Минутка.-Встали, потянулись, улыбнулись, представили себя на этой сказочной полянке.
-ножкой левой рисуем букву А
-ножкой правой рисуем букву И
- левым плечиком рисуем букву О
-правым плечиком рисуем букву О
-бедрами рисуем букву Е, еще раз,
-представили себя бабочкой,
полетели….
-молодцы, садитесь, продолжаем.
8. Продолжение работа по закреплению способов проверки безударной гласной.
-Чтобы продолжить наше путешествие и узнать следующую остановку выполним задание ( работа по карточкам).
-Я называю слова с безударной гласной, а вы поднимаете соответствующую карточку : А Я О Е И (устно объясняем способ проверки)
Мячи, грачи, часы, столбы, грибы, мосты, дожди, птенцы, сады, холмы, блины.
Далекий, озерный, беговой, рядовой, домашний. (Хорошо постарались)
-Следующая остановка «ВОДОПАД ЗНАНИЙ» -Здесь вы побудете и в роли ученика, и в роли учителя. Покажите, какими знаниями владеете.
-Работа в парах. ( В паре каждый получает карточку с заданием, после выполнения, уч-ся меняются для проверки. Затем сдают учителю.)
Задание: исправить ошибки
высокий уровень средний уровень низкий уровень
лисная палянка зиленый лес л…сная чящя
смишной молыж ричной путь б…льшая щюка
марская вална асенний ветер гр…бной суп
галодные валчята горная виршина п…лезный совет
виселый званок трискучий морос т…желый рюкзак
содовый цвиток лисная трапинка б…льной зуп
маладые диревья виселая девочька д…ждевая тучька
д иривянная даска биговая дорошка
залатые чисы
9. Подведение итогов. Рефлексия.
-Молодцы. Хорошо потрудились, наше путешествие подошло к концу. Пришло время подвести итоги. (Чем занимались на уроке? Что узнали нового? Что повторили? Что было трудным? Понравился урок?)
В оставшиеся 2 мин. разбор дом.задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.