Деепричастие самая познавательная интересная часть речи на мой взгляд.По данной теме можно вести уроки с удовольствием.Хотя многие путаются в частях речи.Чтобы не было такого нужно усердно заниматься по частям речи.Указаны все суффиксы деепричастий ,что способствует для дальнейшего изучения темы.Спасибо. доверие.
Деепричастие
как часть речи
Автор презентации – учитель русского языка
и литературы МОУ «Туршунайская СОШ»
Сатыбалова Зулай Аликовна
Цели урока:
1. дать понятие о деепричастии;
2. познакомить с глагольными и наречными
признаками деепричастий; со значением
деепричастий, способами их словообразования.
Задачи урока:
1. вырабатывать умение находить деепричастия в
тексте и предложении;
2. выявить особенности употребления
3. формировать орфографические умения и
деепричастий;
навыки.
Орфографическая разминка
Запишите слова, вставляя пропущенные
буквы. Укажите части речи.
Св..сающие гирлянды, отр..жающий
наступление, пр..сутствовавшие на
собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус,
вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая
трудности.
Преодолевая – деепричастие
Понятие о деепричастии
Сравните предложения.
Назовите основы предложений.
В каком предложении выделенные слова обозначают
равноправные действия, а в каком – неравноправные:
одно основное, а другое добавочное?
Лунные тени постепенно теряли голубой
свет и бесследно таяли.
Лунные тени, постепенно теряя голубой
свет, бесследно таяли.
Лингвисты о деепричастии
Гвоздев
Александр Николаевич
Ученый-лингвист,
член-корреспондент
АПН РСФСР.
1892 - 1959
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/631858aadb124b13
9f51cda5f7f0c1bc/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_350%5D.htm
Сравни предложения
Равноправные действия
Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
Деепричастие, обозначая
добавочное действие, в первую
очередь используется для того,
чтобы одно из действий отодвинуть
на второй план по сравнению
с другим.
Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам.
Белочка распушила хвост, прыгая по веткам.
Добавочное
Основное
Основное
Добавочное
Образование деепричастий
Деепричастия образуются от глаголов с
помощью суффиксов
-а (-я)
-в
-вши
-ши
крича, глядя
выскочив
замахнувшись
испёкши
Общее значение
Глагол
Основное действие
Добавочное действие
Деепричастие
Относится к тому же слову,
что и основное действие
Что делая?
Что сделав?
Значение деепричастий
• http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/f63e344d
2a69438fb171174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_
%5BIA_353%5D.swf
Грамматические признаки
Грамматические признаки
деепричастий
деепричастий
Глагольные
Наречные
Образуются только от
глаголов (улыбаться –
улыбаясь, глядеть - глядя)
Вид (выглядывая – несов.в.;
выглянув – сов.в.)
Имеют зависимые слова
(падать на землю – падая на
землю)
Неизменяемость
Синтаксическая роль
Как?
Рассказывает улыбаясь
Как?
Рассказывает с улыбкой
Выводы
1.Деепричастие – самостоятельная
часть речи, которая обозначает
добавочное действие при
основном, выраженном глаголом.
2.Деепричастие не изменяется.
Деепричастия бывают
совершенного и несовершенного
вида.
3.В предложении деепричастие
является обстоятельством.
Употребление деепричастий
в речи
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/ac8a5789
56624d0f82f0
1600858f72c6/%5BRUS7_141%5D_
%5BQS_360%5D.html
Функция деепричастия в речи –
дописывать, дорисовывать
Прочитайте отрывок из сказкибыли
М.М.Пришвина.
основное действие.
Какими средствами языка создается яркое,
образное описание сросшихся деревьев?
Среди данных слов найдите
деепричастия
1)Торопиться, торопит, торопясь,
торопившийся.
2)Дождаться, дождавшись,
дождавшийся, дожидается.
3)Передвинуть, передвинувшийся,
передвигающийся, передвигая.
Выпишите предложения, в которых
употреблены деепричастия
1)Мать сидела, откинувшись в кресле.
2)Брат склонил голову и писал что-то.
3)Я открыл окно и залюбовался видом.
4)Выйдя из дома, человек направился к
6)Берега, окружающие озеро, густо
поросли камышом.
7)Разложив игры, дети сели в кружок.
машине.
5)Человек, вышедший из дома,
направился к машине.
Найдите лишнее деепричастие
1)Нахлынув, растаяв, колдуя,
загоревшись.
2)Нахмурившись, встречаясь,
приняв, заблудившись.
3)Гуляя, взлетая, касаясь,
посвятив.
Собери пословицы, укажи в них
деепричастия
не умоешься.
не узнаешь, что в нем.
тот вечно вздор твердит.
что стрелять не целясь.
не суйся в воду.
а смелый – возвращаясь.
бог лишил её ног.
1) Не зная броду,
2) Трус хвастает уходя,
3) Не замочив руки,
4) Зная сердце змеи,
5) Говорить не думая –
6) Кто не подумав говорит,
7) Не развязав мешок,
Можно ли так говорить?
1) Идя из школы, пошел дождь.
2) Возвращаясь домой, меня застала гроза.
3) Включив телевизор, он показывал
футбольный матч.
4) Открывая книгу, из неё выпал листок.
Основное действие и добавочное
действие относятся к одному и
тому же лицу.
Итоги урока
1)Самостоятельная часть речи, обозначающая
добавочное действие, называется …
2)Деепричастие отвечает на вопросы …
3)Деепричастие образуется от … с помощью …
4)Деепричастие имеет признаки … и признаки
…
5)Подчеркивается в предложении …
6)Вопрос к деепричастию задается от …
Использованная литература
Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из
опыта работы. – М.: Просвещение, 1987
Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. –
М.: Экзамен, 2007
Контрольноизмерительные материалы. Русский язык: 7 класс/
Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012
http://schoolcollection.edu.ru/
http://elenaranko.ucoz.ru/
http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png