Презентация по русскому языку "Назывные предложения" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала конспект Назывные предложения.docx
Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема урока: Назывные предложения. Тип урока: урок изучения новых знаний. Цели урока: дать понятие назывного предложения;    формировать умения: находить назывные предложения, определять сферу их употребления, пользоваться в описании для обозначения  места и времени;  выразительно читать назывные предложения;  развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку; развивать навык самостоятельной работы.     выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений;  научиться отличать назывные предложения от двусоставных;               научиться определять роль назывных предложений в художественной речи;  сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи;                                                                         подготовиться к выполнению заданий творческого характера.  Задачи:        Методы и приемы:  методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, дискуссия);  методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (наблюдение, работа по картине);  методы передачи информации с помощью практической деятельности (работа с книгой);  методы стимулирования и мотивации обучающихся (создание ситуации успеха, взаимопомощи). Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах. Оборудование:  компьютер и мультимедийный проектор; презентация «Назывные предложения»; карточки с заданиями.Ход урока: № Этап урока Цель этапа Виды деятельности 1. Организацион ный момент Создать  положительный  эмоциональный  настрой 2. Мотивация.  Актуализация знаний. Способствовать  подготовке  учащихся  к продуктивной  работе. деятельность учителя Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок  обычный и необычный. На нашем уроке присутствуют  гости. Но никто из нас не волнуется, работаем четко и продуктивно. Я уверенно, что мы успеем сделать все,  что запланировано. Слайд 2.  «Важно не количество знаний, а их качество.  Можно знать очень много, не зная самого  нужного» (Л.Н.Толстой) ­Как цитата Л.Толстого может относиться к нашему   уроку? ­ Объясните  значение слов «количество» и  «качество». ­ Объясните знаки препинания в предложения. ­ Где нам могут пригодиться эти знания? 3. Проверка  домашнего  задания. Проверить умение  обучающихся  распознавать виды  односоставных  предложений. ­ Можно ли изучать новый материал без опоры на  изученный ранее? ­Прошу приготовить кластер по теме «Односоставные предложении», чтобы ответить на блиц­опрос: Слайд 3. 1. Какие предложения называются  односоставными? 2. На какие  группы делятся односоставные  деятельность обучающихся Открывают тетради, записывают число и слова «Классная работа». ­ Лексическое значение слов на  информационных карточках. ­ 1­однородные члены предложения, ­­ 2­деепричастный оборот. ­ При выполнении упражнений, ГИА. Предложения, в которых  грамматическая основа состоит из  одного главного члена, причем второй  главный член не нужен для понимания  смысла предложении, называются  односоставными. По форме главного члена делятся напредложения по форме главного члена? 3. Назовите основные группы односоставных  предложений с главным членом сказуемым. 4. Какие предложения называются определенно­ личными? 5. Какие предложения называются  неопределенно­личными? 6. Какие предложения называются безличными? Мини­тест.  Задание: дайте характеристику предложениям  по  наличию грамматических основ. 1.Брожу по набережной снова. 2.Повеет полем, первой бороздой. 3.Его везли из крепости, из Бреста. 4.В лесу держался запах прелой травы. 5.Листопадит в роще, листопадит. 6.В Сибири не любят горячку и спешку. 7.С вечера все спится. 8.Поет зима, аукает. 9.Положи книгу на стол. 10.Горит восток зарею новой. две группы: с главным членом –  сказуемым и главным членом –  подлежащим.  Определенно­личные, неопределенно­ личные, безличные. Определенно­личные предложения –  это односоставные предложения со  сказуемым­глаголом в форме 1­го или  2­го лица. Неопределенно­личные предложения – это односоставные предложения со  сказуемым­глаголом в форме 3­го  лица. Безличные предложения – это  односоставные предложения со  сказуемым, при котором нет и не  может быть подлежащего. Работа в парах по карточкам. Определенно­личное безличное неопределенно­личное двусоставное безличное неопределенно­личное безличное двусоставное определенно­личное двусоставное 4. Изучение  учебного  материала. Научить  находить  назывные  предложения,  ­ Какой вид односоставных предложений  мы с вами  еще не изучили?  Слайд 4 С главным членом – подлежащим.отличать их от других  односоставных  предложений,  отличать назывные  предложения от  двусоставных,  определять роль  назывных  предложений в  художественной речи. Тема нашего урока «Назывные предложения». ­Давайте определим, что мы должны сделать на  сегодняшнем уроке. ­Зачем нужно всё это знать, где вам пригодятся эти  знания? ­Появление  стихотворения, которое вы сейчас  услышите, вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно  изобразить красоту мира, другие возмущались. Слайд 5 На экран проецируется стихотворение А. А. Фета  «Шёпот, робкое дыхание…». (слушание аудиозаписи  стихотворения). ­Находить назывные предложения. ­Отличать их от других видов  односоставных предложений. ­В контрольной работе, диктантах, на  экзаменах, чтобы быть грамотным  человеком. ­Так почему появление этого стихотворения вызвало  так много споров? ­ В нем нет ни одного глагола. Л.Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни  одного глагола, каждое выражение ­ картина».  Другие усматривали в этой безглагольности  посягательства на законы поэтики. В этом  стихотворении нет действия, но очень образно с  помощью существительных рисуется картина ночи.  Афанасий Фет использовал в своем произведении  назывные (номинативные) предложения. Слайд 6 Блиц­опрос 1.Назывные предложения – односоставные? 2.Назывные предложения – двусоставные? 3.Согласны ли вы, что назывные предложения имеют  только один главный член предложения –подлежащее? 4.Может ли назывное предложение быть  нераспространенным? 5. Может ли назывное предложение быть  Да Нет Да Дараспространенным? Да ­Назывные предложения – это  такие  односоставные предложения, которые  имеют один главный член –  подлежащее. Они сообщают о том, что какое­нибудь явление или предмет  существует (имеется) в настоящем. ­Назывные предложения  употребляются преимущественно в  художественной литературе (поэзии и  прозе), в газетных и журнальных  статьях. С их помощью писатели и  журналисты обычно в начале своих  произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия,  пейзаж, обстановку. ­Теперь вы знаете о назывных предложения почти все.  Выведите правило. ­Чтение определения в учебнике (стр.86, §31). ­ Как вы думаете, где назывные предложения чаще  всего употребляются? Слайд 7 Слайд 8,9,10 отрывки из нескольких произведений спроецированы  на экран Слайд 11 Назывные предложения могут быть  распространенными и нераспространенными.  Распространить назывные предложения могут только  определения (согласованные и несогласованные).  Слайд 12 Перед вами ещё один отрывок из стихотворения А.  Фета: Бриллианты в лунном свете, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Бриллианты на снегах.   В предложении есть второстепенные члены –5. Закрепление  изученного. Закрепить умение  находить назывные  предложения и другие виды односоставных  предложений,  совершенствовать  орфографические и  пунктуационные  навыки учащихся. обстоятельства места (где?). Значит, это неполные  односоставные предложения с опущенным сказуемым  (о таких предложениях мы будем говорить на  следующем уроке), а в  односоставных назывных  предложениях может быть только определение, не  забывайте об этом.  Упражнение в нахождении назывных  предложений. Слайд 13 Прочитай предложения и запиши в тетради номера  назывных предложений. 1. В хорошую погоду не сидишь дома. 2. В лесу потемнело. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Укутанные инеем, притихшие леса. 5. Светлые дали. 6. Вход в музей. 7. Ясный день. 8. Пахнет прибитой дождём пылью. 9. Мне не работалось. 10. Я не работал. 11. Первый звонок. Слайд 14 № 4, 5, 6, 7,11.  6. Подведение  итогов урока. Подвести итог работы  на уроке, определить,  что нового узнали,  чему научились на  уроке. ­Итак, урок подошел к завершению. ­ Что нового вы узнали сегодня на уроке?  ­ Решили мы задачи, поставленные перед собой в  начале урока? ­Для чего нужны назывные предложения и где они  чаще всего употребляются? ­ Мы рассмотрели назывные  предложения как односоставные  предложения с одним главным членом  подлежащим, научились находить  назывные предложения, отличать их от других видов  односоставных предложений и от  предложений двусоставных. ­ Назывные предложения  употребляются преимущественно в  художественной литературе и с ихпомощью писатели и журналисты  обычно в начале своих произведений  очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку. §31, упр.181. Попробовать самим сочинить безглагольное  стихотворения или стихотворение с назывными  предложениями. ­ Как оцениваете вы свою работу? ­ А работу класса в целом? ­ Что понравилось больше всего? ­ Что показалось самым трудным? ­ Поднимите руку, кто получил удовлетворение от  работы?  ОЦЕНКИ за урок. 7. Домашнее  задание. 8. Рефлексия.  Закрепить знания и  умения, полученные  на уроке, уметь  выразительно читать  назывные  предложения;  развивать речь  учащихся;  воспитывать любовь к  языку выполнять  задания творческого  характера. Поставить оценки за  урок, понять, как  оценивают свою  работу сами ребята. 1. Объяснительный диктант. Какие задачи стоят перед нами? (Отрывок из статьи К. Г. Паустовского). Мещёра. Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую  травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером,  трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.Можно назвать записанное нами текстом? Почему? Какова тема этого текста? Тип текста? Стиль текста? ­ Паустовский учит нас видеть  красоту родной природы, всего того, что нас окружает.

Посмотрите также