Презентация по русскому языку по теме "Буквы И - Ы после Ц" является приложением к мини-проекту "Развёрнутый план урока по русскому языку в соответствии с ФГОС". Предлагается материал ко всем этапам урока. Доступные и интересные задания позволяют учащимся успешно справиться с новым материалом.Презентация по русскому языку по теме "Буквы И - Ы после Ц" 5 класс
Урок русского
языка
в 5 классе
Буквы И – Ы после Ц
согласный глухой
непарный, твердый
непарный
Отгадайте звук по
«паспорту»:
[ц
]
Игра «Корректор»
Незнайка дал лексическое
значение слов. Правильно
ли он выполнил задание?
Диалог – речь одного
человека, обращённая к
самому себе, к
зрителям, слушателям.
Монолог – разговор
между двумя или
несколькими лицами.
Брошюра – печатное
издание небольшого
объёма.
Лексическая разминка
Цимбалы - музыкальный
инструмент в виде
плоского ящика с
металлическими струнами,
по которым, играя,
ударяют молоточками.)
Цилиндр – мужской
головной убор XIXвек)
Определите, какое сочетание звуков
повторяется в стихотворении
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ци, где цы.
Тема урока:
Буквы И – Ы после
Ц
Что общего в словах-примерах?
Станция
Синицын
огурцы
цыплёнок
пальцы
цифры
циркуль
Деление слов на группы по обозначению
[ ы ] буквами
Алгоритм написания И – Ы после Ц
цифра)
Проверить, в какой части слова стоит гласный
Слово на –ция? В корне?
ДА ДА
НЕТ
Пиши И Пиши И
(авиация, (циркуль,
станция) цирк,
в окончании
в суффиксе
Пиши Ы
улицы
круглолицый
Синицын
Словаисключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнул, цыц
Поможет запомнить правило
правописания Цы-Ци стишок
В существительных на -ция
Мы всегда напишем -ия.
Мы и в корне, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке -цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.
Слова - исключения
Цыган на цыпочках цыкнул на
цыплёнка: «Цыц!»
Игра «Лови ошибку»
Письмо от Незнайки
Профессору Синицину
Я отправился в экспедицыю.
Погода неблагоприятна: цыклон.
Удалось собрать коллекцыю
насекомых. Птици мешают в
работе.
Незнайка.
Самостоятельная работа с последующей
самопроверкой
Первая группа: С помощью суффикса -ын-
образуйте от данных существительных
прилагательные:
синица, волчица, кормилица, тигрица
Вторая группа: Перестройте предложения так,
чтобы слова с ц имели на конце ы или и:
Укрепления построены бойцами. Синицами
были съедены все хлебные крошки. Матч
выигран нижегородцами
Третья группа: Распределите слова по двум
столбикам: с -цы- и -ци-
Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…
ркуль, овц…, полиц…я, пунктуац…я
Ключи к самостоятельной работе
1-я группа.
Синицын, волчицын, кормилицын,
тигрицын.
2-я группа.
Укрепления построили бойцы. Синицы
съели все хлебные крошки. Матч
выиграли нижегородцы.
3-я группа.
Цинк цыплёнок
цитата белолицый
циркуль овцы
полиция
пунктуация
Рефлексия
Применяя алгоритм, устно
выполните задание :
ц…нга, куц…й, ресниц… , лисиц…н,
у гостиниц…, ц…новка*(значение слова
под «звездочкой» найдите в школьном
толковом словаре), нац…, ц…тата.
Итоги урока
Продолжите фразу:
Сегодня я узнал(а)… .
Мне было трудно… .
Я выполнял(а) задания… .
Теперь я могу… .
Я научился(лась)… .
Домашнее задание
1я группа: упр.360, выучить правило.
2 группа: упр.361 (зад.№ 1), выучить
правило.
3я группа: упр. 357 (зад. №1),
выучить правило.
Автор разработки:
Учитель русского языка и литературы
Забайкальского края
Губанова Наталья Николаевна
МОУ СОШ
с. Новая Кука Читинского района