презентация по русскому языку "Приключение Алладина в царстве Фонетика"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данную презентацию можно использовать как школе, так и в учреждениях дополнительного образования при изучении звукового состава языка. В красочной форме ребятам предлагаются и увлекательные задания, и теория. Презентацию можно использовать как на одном занятии, так и на протяжении всего курса.
Иконка файла материала презентация по фонетике для начальной школы.pptx













Необычайные приключения Алладина в «Царстве Фонетики»

Загадки Винни -Пуха

На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет….



Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар.

По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.


Рано утром на дворе,
Много бус на траве.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …


Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет…

Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков.


Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.


Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.



Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.

Ребусы Принцесс

Зла не помнит Россия, побитым не мстит.
Может хлебом и песней с тобой поделиться.
Добрым гостем придешь - от души угостит.
Спрячешь камень за пазухой - горе случиться.

Посмотри в её глаза. Не придаст. Не солжет.
Кто слабее её - никогда не обидит.
И всегда она слово свое сбережет.
И за черною тучею солнце увидит.

Загадка Джека Воробья

Сколько раз в данном отрывке встречаются звуки [О] и [A]?

«Семь вкусов спектра пробует язык»

Б. Ахмадуллина

А - черный; белый - Е; И - красный; У -зеленый.  О - синий: тайну их скажу я в свой черед,  А - бархатный корсет на теле насекомых,  Которые жужжат над смрадом нечистот. Е - белизна холстов, палаток и тумана.  Блеск горных родников и хрупких опахал!  И - пурпурная кровь, сочащаяся рана  Иль алые уста средь гнева и похвал. У - трепетная рябь зеленых волн широких,  Спокойные луга, покой морщин глубоких  На трудовом челе алхимиков седых. О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,  Полеты ангелов в тиши небес пространной -  О - дивных глаз ее лиловые лучи.







Фонема – это (греч. phonema — звук) кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем.

Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – го[]сть.

Краска – склон- тепло- экран- полк - беда-

Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза - гроза.

Стол –
Лапа-
Укус-
Дар-
Шар-
Клад-
Усы-

Игра «Найди ошибки».

Пришёл из школы Лев Кузьмич,
Стал проверять тетрадки,
И целый вечер Лев Кузьмич.
Отгадывал загадки.
Он долго думал, например,
Раскрыв тетрадку Тани,
Что это значит: «Музыкант
Играет на баране?»
Ах, неужели гвозди
Вбивают... молоком
(Написано у Кости
О чуде таком?)
А кто-то тяпкой вытер стол!
(Ах, неужели тяпкой?)
А кто- то каской красит пол!
(напрасно, лучше шапкой.)
А кто-то пишет: «Наш каток
Такой хороший, гадкий...»
– Ай-ай, – промолвил педагог
и отложил тетрадки...

Сонорные звуки - это непарные звонкие согласные, которые произносятся без "шумового эффекта" - шумы при образовании сонорных звуков сведены к минимуму, а слышатся совсем не так, как пишутся.

Сонорные согласные не имеют парных букв:
[м], [м`], [н], [н`], [л], [л`], [р], [р`], [j].
Посмотрите на данный ряд букв и вы заметите, что одни из них произносятся "чисто", а другие - мягко, как гласная.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
 Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.







































Придумай сказку по предложенному началу….

Жила-была в море семья дельфинов. Дельфин-папа, дельфиниха-мама и дельфиненок-ребенок.
Маленький дельфинчик был весьма любопытным, любознательным и шустрым. Он шнырял по морю — и там и тут, и там и тут, и там и тут. То заглянет в пещерки, то уплывет с разноцветными рыбками-подружками далеко, на самый край моря, к коралловым рифам . Неподалеку от дома дельфинчика жил осьминог — десять ног, который любил делать всякие пакости. Как-то раз в день рождения мамы дельфинчика осьминог сказал:
– Если ты поплывешь в дальнюю пещеру, то отыщешь огромную прекрасную раковину для своей мамы.
Поверил дельфинчик, заплыл в ту пещерку, а осьминог взял и …

дельфинчик

Шипящие и свистящие согласные.



Звуки ж, ш, щ, ч напоминают на слух шипение, поэтому они называются шипящими.
Звуки з, с,ц называются свистящими.

В пустынях есть свои пустыни, Где и песок-то не найдёшь. Гладь серая. Кусты полыни. А на пригорках норы сплошь.
В них от жары таятся змеи. Они презрели цвет земли И, постепенно розовея, Зари окраску обрели.

Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают — и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет.
«Кого? Для чего? — камыши говорят,- Зачем огоньки между нами горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

Встретил жук в одном лесу Симпатичную осу. – Ах, какая модница! Пожвольте пожнакомиться. Увазаемый прохозый, Ну на сто это похозе! Вы не представляете, Как вы сепелявите! И красавица оса Улетела в небеса. Штранная гражданка, Наверно, иноштранка. Жук с досады кренделями По поляне носится. – Это ж надо было так Опроштоволоситься! Как бы вновь не окажаться В положении таком – Надо срочно жаниматься Иноштранным языком.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход.

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Этой щёткой чищу зубы,  Этой чищу башмаки,  Этой чищу свои брюки,  Эти щётки все нужны.

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Придумай сказку по предложенному началу…
ЖУК и БАБОЧКА


Жил был большой жук-бронзовик. Он был блестящий, с большими крыльями и очень солидный. И любил весной летать по акациям. Однажды жук летел-летел `жжжжжжжжжж`, а навстречу ему бабочка, которая стала смеяться над ним:
- Ха,ха,ха! Какой ты жук толстый, да неуклюжий! Смотри, как я летаю, порхаю, легко, грациозно!
А жук отвечает:

До новых встреч!