МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУМЯЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.Ф. АЛЕШИНА»
Сценарий урока технологии в 8 классе на тему:
«Мой профессиональный выбор»
Учитель технологии:
Старовойтова Наталья Юрьевна
Шумячи
2018 год.
Аннотация
Урок на тему «Мой профессиональный выбор» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 14-15 лет (8 класс, девочки), соответствует их познавательным возможностям. Занятие рассчитано на 90 минут (два спаренных урока).
Предмет: технология
Класс: 8
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: групповая, защита проекта «Мой профессиональный выбор»
Методы и приемы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, ИКТ, защита проекта.
Материально – техническое обеспечение урока: учебник технологии В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров, О.П. Очинин, Е.В. Елисеева, А.Н. Богатырев 8 класс, М:, «Вентана-Граф», 2014; мультимедийный проектор и компьютер, презентация «Мой профессиональный выбор», творческие проекты учащихся.
Основные понятия: профессия, специальность, квалификация, должность, мотив, профессиональный план.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Тема урока: Защита проекта «Мой профессиональный выбор»
Цели урока:
v Предметные:
ü способствовать формированию представлений о профессиях;
ü сформировать умение работать с источниками информации о путях получения профессии, основных профессиональных требованиях;
ü развивать умение анализировать полученную информацию;
ü воспитывать уважение к людям разных профессий;
ü вырабатывать у школьников сознательное отношение к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
v Метапредметные:
ü развивать творческие способности учащихся;
ü вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя;
ü оценивать свои способности к труду в конкретной предметной деятельности;
ü выработать умение высказывать свою точку зрения на рассматриваемые вопросы;
ü осознавать ответственность за качество результатов труда.
v Личностные:
ü формирование социальной активности и самостоятельности;
ü выработка навыков культурного общения;
ü умения анализировать, сравнивать, обобщать, определять затруднения и находить пути решения, формировать желание выполнять учебные действия.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мобилизация учащихся к работе.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Отметка отсутствующих.
II. Актуализация знаний учащихся.
- В жизни каждого человека наступает такой момент, когда ему приходится сделать выбор. Вот и перед вами скоро станет проблема выбора своего будущего пути. Кто-то пойдет в 10 класс, а кому-то придется покинуть стены родной школы и пойти получать профессиональное образование. Но перед этим вы должны выбрать для себя сферу деятельности, ту профессию, с которой вы пойдете дальше по жизни.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя от возможных ошибок, выбрать дело по душе. И сейчас вспомните, что мы пошли на прошлых уроках, что нового узнали и чему научились и попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
(дети самостоятельно называют тему урока, учитель по ходу корректирует ответы) (Слайд 1)
III. Создание проблемной ситуации.
- Давайте повторим основные понятия. Что же такое профессия? На доске написано 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. (Слайд 2) Как вы объясните различие между словами?
(Выслушать ответы учащихся)
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития. (Слайд 3)
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. (Слайд 4)
Квалификация – это уровень профессионального мастерства. (Слайд 5)
Должность – это место, занимаемое человеком в организации. (Слайд 6)
- Приведите примеры для каждого из этих понятий.
(учащиеся приводят примеры)
IV. Целеполагание совместно с учащимися.
- Как вы думаете, что мы с вами должны узнать и чему научиться, для того чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор?
(Ответы детей, обсуждение)
- Как вы думаете, какие знания вы можете получить, основываясь на название темы урока?
(Определение целей урока совместно с учащимися) (Слайд 7)
V. Сообщение нового материала.
- Есть два способа выбора профессии: первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. Возможен другой способ: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет вёрным и удачным.
Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?»
В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из
них ежегодно исчезают (лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых. (Слайд 8) Приведите примеры? (маркетолог, программист, логист)
Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.
(Например: профессия учителя требует умения и желания постоянно учиться, овладевать новыми техническими средствами обучения – компьютерами, оргтехникой, не только не отставать от учеников в знании техники, но и идти впереди)
Следовательно, чтобы овладеть профессией, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку. И, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. С этой целью мы выполнили множество разноплановых заданий: определили тип темперамента, провели дифференциальную диагностику, выявили коммуникативно-организаторские склонности, ознакомились с классификатором профессий, и др. Результаты мы с вами обсудили, проанализировали.
- Ребята, а как вы думаете, какие мотивы движут человеком при выборе той либо иной профессии? (ответы детей)
- А как вы думаете, что такое профессиональный план?
(ответы детей)
- Правильно ли вы ответили, мы сейчас проверим. Откройте страницу 132 учебника. Будем работать в группах. Девочки 8 «А» класса найдут понятие «мотивы», и в тетради выпишут мотивы выбора профессии. Девочки 8 «Б» класса: что такое «профессиональный план» и в тетради выпишут, из чего
состоит личный профессиональный план. На это задание вам отводится 5 минут.
(ответы 1 группы) (Слайд 9-10)
(ответы 2 группы) (Слайд 11-12)
- Мотивы профессионального самоопределения у каждого школьника различные. Важно, чтобы они были направлены на укрепление своей страны, творческую деятельность, разрешение социальных проблем. Главное – приносить пользу людям, стране, реализовать свои возможности, получать физическое, интеллектуальное и духовное удовлетворение от результатов труда.
- Но чтобы правильно выбрать профессию нужно как можно больше о ней узнать. Итак, сегодня вы начинаете защищать свои творческие проекты на тему «Мой профессиональный выбор». Этот проект должен помочь вам разобраться в своих профессиональных предпочтениях, наметить программу действий по самоопределению профессионального и жизненного пути.
VI. Физкультминутка.
VII. Защита творческих проектов. (Слайд 13)
Защита проектов осуществляется по плану. (Слайд 14)
1. Выявление проблемы.
2. Осознание проблемной области.
3. Анализ и синтез идей.
4. Анализ профессии.
5. Определение основных требований к профессии.
6. Выявление возможности овладения данной профессией.
7. Технология определения путей получения профессии и выбор места обучения.
8. Самооценка и оценка проекта.
- Временной критерий – 5-7 минут. Хотелось бы, чтобы вы защищали свой выбор так активно и обоснованно, чтобы нам всем захотелось сменить профессию. Начинаем:
1. Малашенкова Екатерина
2. Василькова Алина
3. Ермолаева Анна
4. Новикова Анастасия
5. Чинченко Мария
VIII. Обобщение и систематизация знаний.
Вопросы для учащихся по проекту:
1. Почему вы выбрали именно эту профессию?
2. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения проектной работы?
3. На что нужно ориентироваться при выборе профессии?
4. Какие ошибки чаще всего допускают при выборе профессии?
IX. Домашнее задание.
- Подготовить проект на тему «Мой профессиональный выбор» стр. 144-152 (для тех, кто не защищал проект на сегодняшнем уроке) (Слайд 15)
IX. Рефлексия. (Слайд 16)
- Что вам понравилась сегодня на уроке?
- О каких профессия шла речь на нашем уроке?
-Что вы запомнили важного и главного для себя?
-Что вам могло бы пригодиться в жизни?
- Каждая профессия полезна, уважаема. А я хочу закончить наш урок стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.
Библиография (Слайд 17)
1. Учебник технологии В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров, О.П. Очинин, Е.В. Елисеева, А.Н. Богатырев 8 класс, М:, «Вентана-Граф», 2014;
2. «Я познаю мир» - детская энциклопедическая экономика. М.: «Аст-рель» 2003г.
3. Интернет ресурсы
4. М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.: «ВАКО», 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.