Презентация по технологии"Татарский костюм"

  • Презентации учебные
  • Рабочие листы
  • pptx
  • 15.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый обучающийся должен знать особенности национальных костюмов. В презентации показаны особенности татарского костюма, что входит в костюм ,его основные элементы. Также показана характеристика одежды, обуви и украшений. Особенности мужской и женской одежды, ювелирные украшения татар, орнаменты в костюмах татарского народа.презентация к уроку ДПИ
Иконка файла материала татарский костюм.pptx
Бюджетное общеобразовательное « Тарская средняя общеобразовательная учреждение школа №2» «Татарский костюм» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Выполнила ученица 9 класса БОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа №2» Григорович Анастасия.
Актуальность Под татарским следует костюмом понимать весьма широкий спектр национальной различных одежды подгрупп татар. На формирование единообразного вида современного костюма национального значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам.
Цель работы: ­ Исследовать национальный татарский  костюм.
Задачи: 1.Анализ комплекса одежды татар и его  систематизация и классификация.  2. Дать характеристику одежде, обуви,  костюму татарского народа. 3. Изучить литературу по истории  татарского народа и его национального  костюма.
Объект исследования: Особенности татарского костюма. Предмет исследования: Татарский костюм.
Гипотеза: Мы  считаем  что,  степень  рукотворности  татарского  костюма  зависит  от  характера  его  вышивки,  искусства,  ткачества,  участвующих в его    композиции.  ювелирного  слагаемых:  элементов
Особенности мужской одежды. Мужчины        носили    длинные,  широкие  рубахи    (кулмек)  и  штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей.   Рубаха    с    воротником­стойкой,  отложной  воротник  чаще  встречается на свадебных рубахах мужчин. Разрез делался на  правой  стороне  груди.  Рубаха  сшилась  длинной  и  широкой,  длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда  не  подпоясывалась.  Белые  домотканые  рубахи  украшались  вышивкой  или  домотканой  тесьмой.  Позже,  когда  стали  использовать  фабричные  ткани  в  обиход  стали  входить  современные  рубахи  –  соскошенными  плечами  и  отложными  воротниками.  Штаны  (ыштан)  сшились  из  полосатой  ткани.  Праздничные и свадебные штаны шились из домотканой ткани  с мелкими узорами.
Камзол ( камсул) Главным элементом мужской верхней одежды всех социальных слоёв татар служил камзол (камсул). Его шили из сукна. Длина чуть ниже колен. Он был однобортным со стоячим воротником и застёгивался на 5-6 пуговиц. Петли камзола промётывались.
Камзолл (Бишмат)    У богатых татар воротник теплого (стеганного на вате)  бишмэта и его левая пола до пояса имели опушку из бобра,  мерлушки или котика. Праздничные бишмэты богатыми  татарами шились из парчи различных сортов,  всегда светлых
Телогрейки ( цигмен) В качестве сезонной (теплой) одежды у сибирских татар бытовали стеганые полупальто (телогрейки), драповые и суконные пальто, суконные халаты, полушубки, шубы и тулупы. Наиболее характерными являются халаты из сукна домашнего изготовления (цигмэн,). Всю верхнюю одежду татары называли общим названием «тун». Термин «тун» всегда употребляется вместе с названием материала, из которой шили верхнюю одежду .
Мужские головные уборы.   Мужские головные уборы  татар можно разделить на 2 группы ­  летние и зимние. Основным мужским головным убором  татар,  была  тюбетейка.  Головные уборы носили круглый год, постоянно, зимой поверх  надевали теплые шапки. . Для сохранности формы  тюбетейку  простегивали, закладывая между  строчками прокрученный конский  волос или шнур. Ткань использовали самую разную, но чаще это  была бархатная ткань. Тюбетейки украшались вышивкой с  растительным орнаментом. Иногда вышивали бисером. Такие яркие  тюбетейки были у молодежи.
Мужская обувь Кожаная, лыковая, валяная. Высокие до колен сапожки из мягкой  кожи с мягкой подошвой (читек). Мужчины носили в основном с  отворотом, однотонные черные ичиги, изготовленные из сафьяна  и других материалов. Лыковая обувь, особенно лапти (чабата), представляла у татар  рабочую обувь, потому что она была лёгкой и удобной, в ней легко  работалось при полевых работах, так и при домашних. Были лапти  с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татар  чабатасы).
Особенности женской одежды. В старину татарский женский  костюм состоял из просторной  однотонной рубахи, часто  украшенной широкими воланами  или оборками. Основу женского  традиционного костюма  составляют рубаха (кулмек) и  штаны (ыштан), сшитые из  сравнительно легких тканей.  Женские рубахи шились  длинными, почти до щиколоток.
Поверх платья надевалась распашная плечевая  одежда  с рукавами и без рукавов,.жакет или безрукавка.
Женские головные уборы Самым популярным женским убором татарок считается калфак.   Калфак  закреплялся  на  голове  девушки  с  помощью  специальной  ленты  –  повязки,  имеющей  конец  конусообразной  формы  с  кисточками.  Обычно  этот  конец  девушки  откидывали  набок  или  назад.  Следует  так  же  отметить,  что  между  возрастом  женщины  и  видом  головного  убора  прослеживалась  некая  зависимость.
Так, например, калфак замужней женщины был более  сложной формы и имел больше цветов, а так же головной  убор должен был прикрывать не только голову, но и шею,  плечи и даже спину замужней татарки
Женская обувь     Женская обувь отличалась тем, что имела каблук, уменьшенный  размер  голенища,  декоративное  оформление  бисером,  каймой  и  многим другим.            Женские  сарык  отличались  от  мужских,  тем,  что  на  них  имелись аппликации и вышивки. Они были сделаны для красоты, и  чтобы  отличаться  от  других  женщин.  Из  низкой  кожаной  обуви  более  обыденной  и  повседневной  были  и  остаются  в  настоящее  время калоши (кевеш, ката). А выходной обувью считались туфли  (башмак). У женщин  были и узорчатые, нередко с каблуком.       Традиционными туфлями считались туфли с остроконечным и  слегка  поднятым  носком.  Женские  башмачки  изготавливались  из  бархата,  богато  расшивались  золотой  и  серебреной  канителью,  также бисером, речным жемчугом.
Ювелирные украшения татар      Ювелирные женские украшения ­ показатель материального  достатка и общественного положения семьи. Как правило,  украшения изготавливались из серебра, золотились и  инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось  коричневому сердолику и голубовато­зеленой бирюзе,  наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые  аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь. Женщины носили  кольца, перстни, браслеты разных видов, разнообразные  застежки ворота "яка чылбыры", накосники. Еще в конце XIX века  была обязательна нагрудная перевязь ­ синтез оберега и  украшения.       Украшения передавались в семье по наследству, постепенно  дополняясь новыми вещами
Орнамент в татарском костюме. Основой татарского орнамента являются цветочно­растительные  мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски  перевоплощались в узорные композиции, Характерной для  татар  является тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни»,  или степного куста­источника благополучия, жизни. Букет состоит  из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных  головок, бутонов, листьев, завитков. Древним и популярным  является ленточный узор, располагающийся на узкой полосе
Заключение В  ходе  изучения  литературы,  мы  выяснили,  что  костюмы  татар  имеют  свои особенности. Как целостная система декоративно­прикладного творчества татарского  народа    предстаёт  перед  нами  искусство  национального  костюма.  Основные его пластические и декоративные элементы формировались в  течение  столетий  в  соответствии  с  особенностями  природно­ хозяйственной,  социально­экономической  деятельности,  эстетическими  вкусами  татарского  народа  и  нравственно­религиозными  нормами.  Степень  рукотворности  татарского  костюма  зависела  от  характера  его  слагаемых:  элементов  вышивки,  ткачества,  ювелирного  искусства,  участвующих в его композиции.
Исследовательская литература. Интернет ресурсы. 1.Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кН. Изд­во, 1993.  – С.11 2.Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Т.2. –  Новосибирск: Наука, 1996, 1996. – С. 9. 3.Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова,  4.Н.А.Халиков (Казань) // Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков ­  М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321­3252. 5.«Татарская народная  одежда». Татарское книжное издательство. Казань, 1997 ел. 5.http://tt.wikipedia.org/wiki/. http://senior­2.  6.danif.narod2.ru/clients/kiemnr_m_bizn_iberlre/