Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ ( педагог-психолог, инструктора по физической культуре, воспитателей,старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.В презентации представлены рекомендации по организации взаимодействия с родителями.
Разработчик:
Михеева Светлана Васильевна,
преподаватель психологопедагогических
дисциплин
ГБПОУ СО «Северный педагогический колледж»
Информаци
-онно-
аналитичес
кое
Анкетирован
ие
Опрос
Наглядно-
информаци
он-ное
Выпуск
газет
Паспорт
здоровья
«Почтовый
ящик»
Открытые
занятия
для
родителей
Мини-
библиотека
Информаци
Познавател
ь-ное
Досуговое
Практикумы Праздники
Нетрадицион
-ные
родитель-
ские
собрания
Устные
журналы
Экскурсии
Совместный
досуг
Участие
роди-телей
в кон-
курсах,
выставках
дошкольной
дошкольной
образовательной
образовательной
организации и семьи
организации и семьи
Формы сотрудничества
Формы сотрудничества
• Традиционные
• Нетрадиционные
Психолого-педагогическое
просвещение родителей
Педагогический лекторий:
• Нравственная атмосфера семьи
и воспитание учащихся.
• Семья и физическое развитие
ребенка.
• Семейные праздники в
•
•
формировании этикета ребенка.
Родители-советчики, родители –
мои друзья.
Родители и взрослеющие дети:
педагогика сотрудничества.
• Способы решения конфликтных
ситуаций.
• Искусство самообладания и
управления собой.
• Новое поколение выбирает ЗОЖ.
Диспуты:
сыном, дочерью.
• Что значит быть хорошим
• Настоящий мальчишка.
Какой он?
Уклад семейный- уклад
общественный.
•
• Как сделать родителей
счастливыми.
• Любовь и семья: закон и
обычаи.Праздники и
творческие отчеты
по итогам года:
Мама, папа, я – спортивная
семья.
Мы вместе
До свиданья, детский сад!
в
Родительские собрания
нетрадиционной форме
Педагогическая
лаборатория
• Проводится в начале или в конце года.
• Родители обсуждают мероприятия,
запланированные на год
• Предлагают помощь и поддержку в
мероприятиях
учебный год
• Высказывают пожелания и предложения на
• В конце года подводят итоги, оценивают
достижения и ошибки, поощряют наиболее
активных участников взаимодействия.
Родительские собрания
в
Читательская
конференция
нетрадиционной форме
• Родителям заранее предлагается
задание по определенной теме
тезисы
стенд
• Проходит общая дискуссия
• Наиболее удачные советы и
помещают на информационный
Родительские собрания в
нетрадиционной форме
Аукцион
• «Продаются» полезные советы по
определенной теме в игровой
форме, за каждый совет даются
фишки.
Родительские собрания
в
нетрадиционной форме
Душевный разговор
• Рассчитано не на всех родителей, только
на тех, у кого дети имеют общие
проблемы.
• Проблема рассматривается со всех сторон
вместе со специалистами. Родителям даются
памятки по особенностям развития ребенка.
Родительские собрания в
нетрадиционной форме
Мастер-
класс
• Воспитатель предварительно
дает задание родителям по
определенной теме
• Родители показывают свои
достижения в воспитании
детей на собрании
• Проводят консультацию
• Определяются ключевые понятия
• Детализация проблемы и возможных
путей ее решения.
Ток–шоу
различных точек зрения
• Обсуждение одной проблемы с
• Выделяются причины
• Все позиции совместно обсуждаются
• Зачитываются или выслушиваются
мнения специалистов
Конкурс «Моя родословная»
Семьи представляют на суд жюри и зрителей
свои родословные (генеалогические древа).
•Наука, занимающаяся
родословием называется
генеалогия. Так записано в
толковом словаре Владимира
Даля. Генеалогия (греч.) – наука о
родословной, о родословии.
Поколенная роспись лишь одного
рода, родословная.
Генеалогический – значит
родословный.
•Чтобы более наглядно было
видно, всю родословную семьи,
т.е поколения данной семьи
составляют генеалогическое
древо семьи.
Цель:
День семьи
создание благоприятных условий, направленных на развитие
нравственно направленной личности, ориентированной на
творчество и саморазвитие;
знакомство семейным укладом и традициями семьи;
развитие понимания, что семья и детский сад – наш дом;
воспитание уважения к близким людям, чувства
ответственности за них;
создание благоприятных взаимоотношений в семье, в
коллективе.
Предварительная подготовка:
О проведении мероприятия всем семьям сообщается заранее.
Семьи – участники выбираются по желанию.
Каждая семья готовит приветствие для соперников конкурса.
Конкурс «Домашнее задание» участники готовят дома
самостоятельно.
Семьи готовят свое любимое домашнее блюдо.
Формы сотрудничества
дошкольной
образовательной
организации и семьи
• Коллективные
• Индивидуальные
Наглядно-информационные
формы сотрудничества
• родительские уголки
• папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему
свету»
• семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за
днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»
такие разные»
• библиотека – передвижка
• фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы
•фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя
люблю я!», «Папа, мама, я – дружная
семья», «Дети – цветы жизни»
•семейный вернисаж «Лучшая семья моя»,
«Семья – здоровый образ жизни»,
•эмоциональный уголок «Я сегодня вот
такой», «Здравствуйте, я пришел».
Самостоятельная
работа
Составить схему сотрудничества
детского сада и семьи на основе
вебинара
http://connect1.webinar.ru/play/pros
v/35392recording