Презентация о проблемах и трудностях введения профессионального стандарта педагога дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В презентации раскрывается вопрос необходимости профессиональной переквалификации по специальности "Дошкольное образование" педагогических работников детских садов, условия переквалификации и подходы к реализации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
(КОНЦЕПЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ)
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГ –
В деле обучения и воспитания, во всём
школьном
нельзя
улучшить, минуя голову учителя
(Константин Дмитриевич Ушинский)
ничего
деле
В стремительно меняющемся открытом мире главным
профессиональным качеством, которое педагог должен
постоянно
воспитанникам,
становится умение учиться.
демонстрировать
своим
От педагога НЕЛЬЗЯ требовать то, чему его никто
никогда не учил! Следовательно, введение нового
профессионального стандарта педагога должно неизбежно
повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и
переподготовки в высшей школе и в центрах повышения
квалификации.
Зачем нужен профессиональный
стандарт педагога?
СТАНДАРТ – ЭТО:
Инструмент реализации стратегии образования в
меняющемся мире
Инструмент повышения качества образования и
на
отечественного
выхода
международный уровень
образования
Объективный измеритель квалификации педагога
Средство отбора педагогических кадров в учреждения
образования
Основа для формирования трудового договора,
фиксирующего отношения между работником и
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
СТАНДАРТУ ПЕДАГОГА
Стандарт должен:
Соответствовать структуре профессиональной
деятельности педагога
Не превращаться в инструмент жесткой регламентации
деятельности педагога
Избавить педагога от выполнения несвойственных
функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых
обязанностей
Побуждать педагога к поиску нестандартных решений
Соответствовать международным нормам и регламентам
Соотноситься с требованиями профильных министерств и
ведомств, от которых зависят исчисление трудового
Профессиональный стандарт педагога
– рамочный
документ, в котором определяются основные требования
к его квалификации
Профессиональный
является
УРОВНЕВЫМ,
работы
педагогов в дошкольных учреждениях, начальной,
основной и старшей школе
стандарт
учитывающим
педагога
специфику
его
Профессиональный
отражает
структуру
деятельности:
обучение, воспитание и развитие ребенка. В
соответствии со стратегией современного образования в
существенно
меняющемся мире,
наполняется
психолого-педагогическими компетенциями
профессиональной
стандарт
педагога
он
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам
педагога, неотделимым от его профессиональных
компетенций, таких как: готовность учить ВСЕХ без
исключения детей, вне зависимости от их склонностей,
способностей, особенностей развития, ограниченных
возможностей
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ,
ПРИЗВАННЫЕ:
Преодолеть технократический подход в оценке
труда педагога
Обеспечить координированный рост свободы и
ответственности педагога за результаты своего
труда
Мотивировать
педагога
повышение квалификации
на
постоянное
Профессиональные компетенции педагога
дошкольного образования (воспитателя),
отражающие специфику работы на
дошкольном уровне образования
ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОЛЖЕН:
1. Знать
специфику
и
особенности организации образовательной работы с
детьми раннего и дошкольного возраста.
дошкольного
образования
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем
и дошкольном детстве; особенности становления и
развития детских деятельностей в раннем и дошкольном
возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте
виды деятельности:
и
игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать
совместную
деятельность
предметно-манипулятивную
самостоятельную
и
4. Владеть теорией и педагогическими методиками
физического, познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать
образовательную работу с детьми раннего и дошкольного
возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные
задачи (совместно с психологом и другими специалистами)
по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка раннего и/или
дошкольного возраста.
Реализовывать
педагогические
7.
рекомендации
специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в
работе с детьми, испытывающими трудности в освоении
программы, или детьми с особыми образовательными
потребностями.
образовательной
8. Участвовать в создании психологически комфортной и
безопасной
обеспечивая
безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их
здоровья,
благополучие
ребенка
образовательной
в
организации.
эмоциональное
поддерживая
пребывания
период
среды,
в
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-
педагогического мониторинга,
оценить
результаты освоения детьми образовательных программ,
степень
необходимых
интегративных качеств детей дошкольного возраста,
необходимых для дальнейшего обучения и развития в
начальной школе.
сформированности
позволяющего
них
у
Владеть
методами
психолого-
10.
педагогического
(законных
представителей) детей раннего и дошкольного возраста,
уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для
решения образовательных задач.
и
просвещения
средствами
родителей
11.
Владеть
ИКТ-компетенциями,
необходимыми
и
Методы оценки выполнения
требований профессионального
стандарта педагога
Профессиональная
педагога
дошкольного образования оценивается только
комплексно.
деятельность
оценка
Высокая
включает
сочетание
показателей динамики развития интегративных
качеств ребенка, положительного отношения
ребенка к детскому саду и высокой степени
активности и вовлеченности родителей в решение
образовательных задач и жизнь детского сада.
Расширенный, ориентированный на
перспективу
перечень ИКТ-компетенций педагога,
которые рассматриваются
в качестве критериев оценки его
при создании необходимых и достаточных
деятельности
условий
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ –
квалифицированное
это
использование
общераспространенных в данной профессиональной области
в
решении
профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда
нужно.
средств ИКТ
развитых
странах
при
В
профессиональную
педагогическую
компетентность входят:
Общепользовательская ИКТ-компетентность
Общепедагогическая ИКТ-компетентность
ИКТ-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К КВАЛИФИКАЦИИ
Гражданская и социальная идентичность
Уважение прав и свобод личности
Система ценностей личности
Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в
виртуальной и поликультурной среде
Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и
личностного развития
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Область применения
Сфера дошкольного, начального и общего среднего
образования
Профессиональный
применяться:
стандарт
педагога
может
а) при приеме на работу в общеобразовательное
учреждение на должность «педагог»;
б)
при проведении аттестации
педагогов
образовательных учреждений региональными органами
исполнительной власти, осуществляющими управление в
сфере образования;
в) при проведении аттестации педагогов самими
случае
образовательными
предоставления им соответствующих полномочий.
организациями,
в
ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Определять необходимую квалификацию педагога,
которая влияет на результаты обучения, воспитания и
развития ребенка
Обеспечить необходимую подготовку педагога для
получения высоких результатов его труда
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о
предъявляемых к нему требованиях
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи
повышения качества образования
(педагогическая деятельность
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №
544н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог
сфере
дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
датирован 18 октября 2013 года.
Приказ утверждает, что профессиональный стандарт
применяется
при формировании
кадровой политики и в управлении персоналом, при
организации обучения и аттестации работников,
заключении
разработке
должностных инструкций и установлении систем оплаты
труда с 1 января 2015 года. Приказ зарегистрирован
Минюстом России 6 декабря 2013 года.
работодателями
в
трудовых
договоров,