Презентация порусскому языку "Выразительные средства языка -подготовка к ОГЭ"

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 01.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока в 9 классе "Виды сложных предложений. "
Иконка файла материала Средства.pptx
Средства вы ра зи тель но сти речи Подготовка к ОГЭ Подготовила учитель русского  языка и литературы Ихсанова Р.К
Ука жи те, какое сред ство вы ра зи тель но сти речи ис поль зу ет ся в пред ло же нии : «Про во див маму с отцом в оче ред ную ко ман ди ров ку, мы с ба буш кой тут же, как за го вор щи ки, со би ра лись на экс трен ный совет».  1) ме та фо ра 2) срав ни тель ный обо рот 3) про ти во по став ле ние 4) про сто реч ные слова
В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся  оли­це­тво­ре­ние?   1) Толя осени не любил. Не любил за то, что опа­да­ли ли­стья и «реже  сол­ныш­ко бли­ста­ло», а боль­ше всего за то, что осе­нью часто шли  дожди и мама не пус­ка­ла его на улицу. 2) А она, за­ме­тив, что Толя обер­нул­ся, спря­та­лась за углом ста­ро­го  двух­этаж­но­го дома. 3) Но вот на­сту­пи­ло такое утро, когда все окна были в из­ви­ли­стых во­ дя­ных до­рож­ках, а дождь за­ко­ла­чи­вал и за­ко­ла­чи­вал что­то в  крышу... 4) Она сто­я­ла, держа в руках сло­жен­ный зон­тик, не об­ра­щая вни­ма­ ния на дождь, ко­то­рый сте­кал с плаща, и мед­лен­но во­ди­ла гла­за­ми по  окнам школы: мама, на­вер­но, хо­те­ла уга­дать, в каком клас­се сидит её  Толя.
Ука­жи­те, какое сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти  речи ис­поль­зу­ет­ся в пред­ло­же­нии : «У нас  рос­кош­ная биб­лио­те­ка, боль­шая, с ред­ки­ ми кни­га­ми, но она ни­че­го­шень­ки не  хочет».   1) срав­ни­тель­ный обо­рот 2) ме­та­фо­ра 3) слово раз­го­вор­но­го стиля 4) фра­зео­ло­гизм
. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти  речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра?   1)Люсю Ка­ту­ни­ну она на­зы­ва­ла на фран­цуз­ский манер:  Люси —  «Как в доме Ро­сто­вых! — по­яс­ня­ла Олень­ка.  — Или Бол­кон­ских». 2) Не­смот­ря на со­про­тив­ле­ние Олень­ки, она тас­ка­ла за  ней огром­ную папку с ри­сун­ка­ми, даже го­то­ви­ла крас­ки  и мыла ки­сточ­ки. 3)  А она оби­де­лась...  И на что?!  Ака­де­мик жи­во­пи­си  ри­су­ет го­раз­до лучше, чем го­во­рит. 4) — Не нашла места в зале? — за­дум­чи­во про­из­нес­ла я.  — Если бы ты нашла его у себя в серд­це...
В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти  речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра?   1)  Надо было хо­ро­шень­ко об­ду­мать, как ска­зать ему,  что она, Динка, по­взрос­ле­ла и ни­ко­гда боль­ше не сядет  на раму его ве­ло­си­пе­да, не по­едет с ним ка­тать­ся. 2) Не будет и тайн, рас­ска­зан­ных вер­но­му другу дет­ ства Хо­хол­ку. 3) Динка молча си­де­ла за сто­лом, рас­се­ян­но улы­ба­лась  Лёне, не за­ме­чая, что он давно сле­дит за ней бес­по­кой­ ным взгля­дом. 4) А в глу­би­не тер­ра­сы стоял Лёня, и серд­це его сдав­ли­ ва­ла боль.
. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­ но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние?   1) Лицо её было по­движ­ным, как у кло­у­на: она и  им рас­по­ря­жа­лась без на­ту­ги. 2)  Разо­ча­ро­ва­ние, вос­торг, изум­ле­ние – все эти  чув­ства сме­ня­ли друг друга, не остав­ляя места не­ опре­делённо­сти. 3)  Во всём, кроме жен­ствен­но­сти и кра­со­ты: тут  пер­вой счи­та­лась Ляля. 4)  Ляля вос­хищённых взо­ров не за­ме­ча­ла, и они  от этого ста­но­ви­лись ещё вос­хищённее.
В каком пред­ло­же­нии сред­ством вы­ра­зи­тель­но­ сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние?   1) (10) Пла­стин­ки слу­ша­ли, иг­ра­ли моей же­лез­ ной до­ро­гой, бол­та­ли о том о сём, но ни о чём  серьёзном. 2) (11) И ещё ре­бя­та лю­би­ли, когда я пус­кал с  бал­ко­на бу­маж­ных го­лу­бей. 3) (29) Я пу­стил го­луб­ка с бал­ко­на, и ветер схва­ тил и унёс его за то­по­ля. 4) (30) И я по­ду­мал: вот найдёт кто­ни­будь, до­га­ да­ет­ся, придёт ко мне...
. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­ но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм? 1)  Ко­ро­че, про­фес­сия груз­чи­ка как пер­спек­тив­ ная мною ни­ко­гда не рас­смат­ри­ва­лась. 2)  Ро­ди­те­ли сами по­ни­ма­ли, что по их сто­пам я  не пойду, и даже не на­ме­ка­ли на это. 3) Ко­неч­но, меня от­лав­ли­ва­ли, не пус­ка­ли, но не­ сколь­ко чер­те­жей я всё же ис­пор­тил, какие­то  цир­ку­ли сло­мал. 4) Слу­шал и смот­рел вы­ступ­ле­ния сту­ден­че­ско­го  хора, кон­цер­ты сту­ден­тов эст­рад­но­го от­де­ле­ния,  спек­так­ли, по­став­лен­ные и сыг­ран­ные сту­ден­та­ ми.
. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­ но­сти речи яв­ля­ет­ся оли­це­тво­ре­ние?   1)  Со­слу­жив­цы лю­би­ли ба­буш­ку, они го­во­ри­ли,  что с ней вме­сте из бух­гал­те­рии ушла му­зы­ка: ба­ буш­ка по­сто­ян­но что­ни­будь на­пе­ва­ла. 2)  В от­ли­чие от ба­буш­ки, отец хотел, чтобы  Олег стал в бу­ду­щем тол­ко­вым ин­же­не­ром. 3)  Смы­чок — вот что он будет дер­жать в руках  всю жизнь! 4)  «Может быть, это новые ме­то­ды му­зы­каль­но­ го вос­пи­та­ния?» — рас­суж­да­ла ба­буш­ка
. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­ но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм?   1) (12) Пашка хочет быть как Циол­ков­ский и все­ гда что­ни­будь изоб­ре­та­ет. 2) (2) Нель­зя же за­но­во изоб­ре­тать самолёт, если  его давно изоб­ре­ли, или от­кры­вать новые стра­ны,  если всё уже прой­де­но вдоль и поперёк! 3) (20) Я вы­про­сил у отца боль­шую кон­тор­скую  книгу, вывел на об­лож­ке… 4) (30) Ис­то­рия Тыжи оста­лась не­на­пи­сан­ной, но  в де­рев­не меня те­перь зовут не иначе как «Коль­ ка­ле­то­пи­сец»...
Ответы • 1. 2-сравнительный оборот • 2.3. дождь за­ко­ла­чи­вал и за­ко­ла­чи­вал  • 3. 3) слово раз­го­вор­но­го стиля • 4. 4. Если бы ты нашла его у себя в серд­це... • 5.4. серд­це его сдав­ли­ва­ла боль. • 6. 1. как у кло­у­на • 7.3. и ветер схва­тил и унёс • 8.2. по их сто­пам я не пойду,  • 9.1. ушла му­зы­ка • 10.2. прой­де­но вдоль и поперёк

Посмотрите также