Презентация "Проблемы адаптации первоклассников в школе"

  • Педсоветы
  • ppt
  • 05.07.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Данная презентация поможет в проведении малого педсовета по адаптации первоклассников. В теоретической части описаны возрастные особенности детей, виды адаптации, когда уместна тревога за детей, как организовать рефлексивное, безотметочное обучение.
Иконка файла материала Трудности адаптации первоклассников..ppt
новые условия жизни сложных и наиболее ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. всё жизнь Изменяется подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с максимальной их опытом, мобилизации и физических сил. требует интеллектуальных ребёнка:
 Переход из дошкольного, в младший школьный возраст  Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы,  Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с нередко сопровождается кризисом 7 лет. паясничание. желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.  Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.  Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.  Формируется самооценка личности.  Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков  Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. который выступает как центр его жизни.  Особую роль в жизни школьника играет учитель,
« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»
 Успешно овладеть учебной деятельностью;  Освоить школьные нормы поведения;  Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.
 «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), - прилаживание, «adaрtatio» приспособление.  Адаптация к школе – « перестройка и познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» ( Коломинский Я.Л.) мотивационной
Академическая Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни Социальная Отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу Личностная Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизниХарактеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общностиОтражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу
I этап­ориентировочный. Первые 2­3 недели обучения  получили  название  "физиологической  бури".  В  этот  период  дети  тратят  значительную  часть  ресурсов  своего  организма.  Это  объясняет  тот  факт,  что  в  сентябре многие первоклассники болеют.  II этап­неустойчивое приспособление. Организм  ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным  варианты реакций на новые условия. « Буря начинает  затихать»  IIIэтап­относительно устойчивого приспособления.   Организм реагирует на нагрузки с меньшим  напряжением.
 меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности)  смена ведущей деятельности (с игровой на учебную)  меняется социальное окружение (успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников)  Сдерживание двигательной активности
Обычно      Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Радуется, когда не надо делать домашнее задание. Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. Опасно     Полное отсутствие интереса к учёбе, Делает уроки только «из-под палки» Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов. Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и  уроков Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе. 
Вопрос: успешно ли прошёл период адаптации у наших первоклассников?
Класс Ф.И.О. классного руководителя Количество учащихся мальчики девочки Используемы й УМК   1а 1б 1в 1г 1д 1л  Беккер Инна Александровна Ефремова Тамара Серафимовна 18 17 Амирова Мария Денисовна Красножон Людмила Ивановна Южанинова Ольга Александровна Нищик Оксана 15 21 20 16  11 14 21 15 16 18  «Школа России» «Школа России» «Школа России» «Школа России» «Школа России» «Школа
Количество обучающихся , посещавших детский сад Количество обучающихся посещавших детский сад , не Количество обучающихся, посещавших подготовител ь ные   е курсы предшкольны Количество обучающихся, не посещавших подготовитель предшкольные ные курсы 180  22  44  158  Количество полных семей Количество неполных семей Количество льготных категорий  многодетные  инвалиды опекаемые   188 14  50   1  0
Номер п/п 1 2 3 4 5 6 Фамилия, имя, отчество учителя Петербургская Е.С. Категория, разряд учителя 1 категория Педагогическ ий стаж учителя  4 года Мухина А.С. Варданян А.А. Шомахова Р.В. соответствие 7 лет,10 мес. 1 категория 12 лет 1 категория 11 лет,8 мес. Шиленкова А.И. соответствие 4 года Мельникова С.Б. высшая 31 год, 6 мес.
 1 группа-119 человек  2 группа – 75 человек (нарушение осанки, зрения и речи; кожные заболевания, аллергические проявления) ( сахарный диабет)  3 группа ( подготовительная)- 7 человек ( 6- сердечно-сосудистые заболевания, 1 – нефрит)  4 группа ( спец. группа)- 1 человек
Организация режима школьной жизни первоклассника Организация оздоровительно- профилактическо й работы Деятельнос ть коллектива МБОУ СОШ № 31 Организация внеурочной деятельности первоклассников Организация учебно- познавательной деятельности в адаптационный период Изучение социально- психологической адаптации детей в школе Деятельность коллектива МБОУ СОШ № 31
 Ступенчатый режим занятий 40  35-40 мин I I мин полугодие I полугодие   Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин)  После 3 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках.  Учителя проводят дых. гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины , конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики. 
 Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения:  Здоровьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания.  Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации.  Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.
 Письмо Министерства общего и  СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“ профессионального образования РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе« Письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" 
 Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.  Её цель не дать ребенку просто уйти с урока а зафиксировать свой результат.
 Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.
Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:     уверен в своих знаниях в основном уверен нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Внеурочная  деятельность (направления)
Что необходимо учитывать педагогам, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более последовательно и эффективно? •Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка. •Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
Что поможет ребенку учиться успешнее?     •Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка. • Ориентация на успех.     • Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий. • Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей. •Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях. • Формирование общих учебных умений и навыков. • Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения образования.
Социально- педагогическая адаптация     •Для детей и родителей испытывающих трудности в обучении(усвоение материала, поведенческие проблемы)     работает школьный психолого-медико- педагогический консилиум ПМПк. По запросу классного руководителя специалисты работают с ребенком и родителями для выявления причин этих трудностей и оказания своевременной помощи.