В презентации подробно написано,что такое шарж, правила пользования данным видом изображения, рассказано о великих художниках-шаржистах и показаны их работы, где в телевидение используется данное направление.Приведены работы учеников на своих друзей и школьных работников.Данная презентация может быть использована на уроке ИЗО в 6 классе.проект-презентация "Дружеский шарж"
«Сатирические образы в
искусстве: дружеский
шарж»
( совместный проект)
Учитель : Сизоненко В.Ю.
ЦелЬ : знакомство с жанром шаржа, творчеством художников,
работающих в этом жанре; побуждение к самостоятельному
творчеству, позволяющему отразить особенности создаваемого
образа средствами изобразительного языка.
• Задачи:
• 1.Обучающие
• - обучить технологии выполнения шаржа, карикатуры;
• - обучить нахождению характерных особенностей
друзей;
• 2.Развивающие
• - развивать творческие способности;
• - развивать нестандартное мышление;
• 3. Воспитывающая
• - ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Шарж (фр. charge) — разновидность карикатуры;
сатирическое или добродушно-юмористическое
изображение (обычно портрет), в котором при
соблюдении внешнего сходства изменены и выделены
наиболее характерные черты модели. На шаржах могут
быть изображены люди, животные и различные
предметы. Хотя шаржи и принято часто сравнивать с
карикатурами, они в отличие от неё, не высмеивают
недостатки героя. Шаржи добродушны, заставляют людей
улыбаться, но никак не посмеяться над изображаемыми.
• Известные советские шаржисты — Борис Ефимов
, Иосиф Игин, Кукрыниксы, Николай Радлов. Из
европейских карикатуристов прошлого наиболее
известен своими сатирическими изображениями
Вольтера швейцарский художник Жан Гюбер
(1721—1786).
Различают следующие виды
шаржа:
1. Портретный – когда рисуется
только чей-либо порескоетрет.
2. Сюжетный – создается
определенный сюжет с
поступками, увлечениями
какого-то лица.
3. Групповой – изображается сразу
несколько человек, причем они объединены
на рисунке общей идеей.
4. Предметный – когда изображается с
юмором какой-либо предмет, например,
любимый автомобиль или компьютер.
5. Шаржи на животных – с юмором рисуются
домашние любимцы
• Карикатурист Борис Ефимов
Творчество длиною в столетие
карикатуры, мэтр сатиры
Рисунки Ефимова по праву можно назвать
летописью целого столетия. В числе
тех, кого карикатурист запечатлел в своих
работах, – Сталин и Троцкий, Эринбург и
Маяковский, Гитлер и участники Нюрнбергского
процесса, Черчилль и Трумэн, Утесов и Раневская.
Ему было отмерено судьбой долгих 108 лет, из
которых свыше ста лет Ефимов рисовал.
На счету у Автора – множество сатирических
альбомов, книги мемуаров, а также
теоретические труды, посвященные истории и
теории карикатуры.
Исследователи творчества Бориса Ефимова
утверждают, что центральной темой всех его
карикатур и шаржей был враг. Шли годы,
менялись времена, но тема врага была
неизменной: начиная от царского чиновника или
гитлеровца и заканчивая американскими
капиталистами. Правда, в последние годы своей
жизни художник немного отошел от жанра
карикатуры и нашел себя в юмористических
рисунках.
Борис Ефимов рисовал
карикатуры на вождей.
• Кукрыниксы
Кукрыниксы — псевдоним творческого коллектива художников М.
В. Куприянова. П. Н. Крылова, Н. А. Соколова (см.). Впервые
выступили под этим именем в 1925 году сатирическими рисунками
в журнале «Комсомолия». Работали в газетах «Комсомольская
правда», «Литературная газета», в журналах «Прожектор»,
«Крокодил», «Смехач» «Смена», в «окнах ТАСС"
с 1933 года постоянные сотрудник газеты «Правда». Участвуют
в художественных выставках с 1929 года. Персональная
выставка: Москва — 1977. Работают в политическом плакате, в
карикатуре, как иллюстраторы произведений русских, советских
и зарубежных писателей
.
Рисунки Кукрыниксов
Иллюстрации к произведениям
Ильфа и Петрова
Карикатуры Кукрыниксов времён
Великой Отечественной войны
Жан Гюбер (фр. Jean Huber, 13 января 1721, Женева — 21 августа
1786, Лозанна) — швейцарский художник и силуэтист, известный серией
работ, изображающих Вольтера.
Художественное творчество
Гюбер начал рисовать самоучкой в ??середине 1760х годов. Его ранние
картины изображают лошадей, сцены охоты, особенно соколиной[1].
Позже он испытал влияние творчества Жана Этьена Лиотара и
ЖанаБатиста Грёза. Гюбер получил известность как создатель
силуэтов. Художник был близко знаком с
Иоганном Вольфгангом фон Гёте, Жаном Антуаном Кондорсе и Дени
Дидро[3], имел тесные отношения с представителями английской
аристократии[4]. Известны его многочисленные изображения Вольтера,
которого он регулярно посещал с момента, когда тот поселился в
Женеве в 1756 году, а затем в 1759 году переселился в Ферне (где жил
до 1778 года). С 1769 года он создал серию картин, большое количество
силуэтов и рисунков, представляющих Вольтера в его повседневной
жизни[5].
Эта серия впоследствии пополнила коллекцию императрицы
Екатерины II
и была ей посвящена (серия из девяти картин получила название
«Scènes domestiques de la vie de Voltaire» или «Voltairiade»). Сам
художник получил прозвище ГюберВольтер (фр. Jean HuberVoltaire).
Художник обладал несомненным даром карикатуриста. Вольтер писал в
1772 году Мари де ВишиШамро, маркизе Дюдеффан: «Он сделал меня
посмешищем от одного конца Европы до другого»[1].
Вольтер, играющий в шахматы с
отцом Адамом
Утро Вольтера. Между 1750 и 1775. Эрмитаж
• Вольтер представляет сцену
Вольтер представляет театральную сценку. Между 1750 и 1775. Эрмитаж
Развитие компьютерных
технологий послужило
толчком к созданию
телепрограмм
использующих технику
шаржа
Развитие искусства
шаржа
• Куклы» —
развлекательная
сатирическая
телевизионная
передача
Виктора Шендеров
ича
на острые темы
актуальной
российской
политики и
выходила в эфир с
1994 по 2002 год
на канале НТВ
Создание дружеских шаржей на учеников
своей школы и школьных работников
Учитель физкультуры
Попов Ю.Г.
Наш водитель Евгений
Михайлович
Хайрулина А.К.-учитель химии и
биологии
Выставка данных работ в школе к
1 апреля
Рефлексии учащихся класса по итогам работы над
проектом.
1.Как ты оцениваешь свою работу над проектом
а) неудачной б) средней в) удачной
2. какие проблемы возникали у тебя в ходе работы?
3. Как ты решал данные проблемы?
4. что мешало решить данные проблемы?
5. Кто из участников проекта на твой взгляд интересно работал
на 1 этапе
на 2 этапе
во время выступления.
6. Дай оценку результата работы над проектом всего коллектива:
а) неудачная б) средняя в) удачная.
7. Что на твой взгляд мешало в работе над проектом? (Общие
проблемы)